Что в Библии говорится о Деве Марии?

ЧТО В БИБЛИИ ГОВОРИТСЯ О ДЕВЕ МАРИИ?

Библейский ответ.
 
В Библии говорится, что с Марией произошло нечто необычное — она родила Иисуса, будучи девственницей. Пророчество об этом чуде было записано в книге Исайи, а его исполнение описали евангелисты Матфей и Лука.

Вот как пророк Исайя предсказал рождение Мессии: «Девушка забеременеет, родит сына» (Исайя 7:14). Под вдохновением Бога евангелист Матфей объяснил, что пророчество Исайи исполнилось на Марии. Написав, что она зачала ребенка необычным образом, Матфей добавил: «Всё это произошло, чтобы исполнилось сказанное Господом Богом через пророка: „Девственница забеременеет и родит сына, и его назовут Эммануил“, что в переводе означает „С нами Бог“» (Матфея 1:22, 23).

В пророчестве Исайи словом «девушка» переведено еврейское слово «алма», которое может относиться как к девственнице, так и к не девственнице. Но под действием святого духа Бога Матфей использовал греческое слово «партенос», у которого есть только одно значение — «девственница». 

Евангелист Лука тоже писал о чуде, которое произошло с Марией. Он сообщает, что Бог послал ангела Гавриила «к девственнице, обручённой с мужчиной по имени Иосиф, из рода Давида». Этой девушкой была Мария (Луки 1:26, 27). Слова Марии подтверждают, что она была девственницей. Услышав новость о том, что она станет матерью Иисуса, Мессии, она изумилась: ««Как это возможно, если у меня никогда не было близости с мужчиной?» (Луки 1:34).

КАК ДЕВСТВЕННИЦА МОГЛА РОДИТЬ РЕБЁНКА?
 
Мария забеременела благодаря святому духу — действующей силе Бога (Матфея 1:18). Вот что ей сказал ангел: ««На тебя сойдёт святой дух, и сила Всевышнего покроет тебя. Поэтому ребёнка, которого ты родишь, назовут святым, Сыном Бога» (Луки 1:35). Бог совершил чудо: он перенёс жизнь своего Сына в утробу Марии и она забеременела.

Некоторые возражают против использования фразы «Сын Бога». По их мнению, она наводит на мысль о том, что Бог вступил с женщиной в сексуальные отношения. Но Библия ничему подобному не учит. В ней Иисус назван «Сыном Бога» и «первый из всех творений», потому что он первый и единственный, кого Бог создал сам (Колоссянам 1:13—15). В Библии первый человек, Адам, тоже называется «сыном Бога» (Луки 3:38). Почему? Потому что он был создан Богом. 

ПОЧЕМУ ИИСУС ДОЛЖЕН БЫЛ РОДИТЬСЯ ОТ ДЕВСТВЕННИЦЫ?
 
Бог сделал так, чтобы Иисус родился от девственницы и обладал совершенным телом. Благодаря этому Иисус мог спасти людей от греха и смерти (Иоанна 3:16; Евреям 10:5). Бог перенёс его жизнь в утробу Марии и, очевидно, на протяжении всей её беременности с помощью своего святого духа защищал развивающийся плод от влияния несовершенства (Луки 1:35).

Иисус родился совершенным человеком — таким, каким был Адам до согрешения. В Библии об Иисусе говорится: «Он не совершил никакого греха» (1 Петра 2:22). Будучи совершенным, Иисус мог заплатить выкуп и освободить людей от греха и смерти (1 Коринфянам 15:21, 22; 1 Тимофею 2:5, 6).

ОСТАЛАСЬ ЛИ МАРИЯ ДЕВСТВЕННИЦЕЙ НАВСЕГДА?
 
В Библии не говорится, что Мария оставалась девственницей всю свою жизнь. Помимо Иисуса у нее были и другие дети (Матфея 12:46; Марка 6:3; Луки 2:7; Иоанна 7:5).

БЫЛИ ЛИ У ИИСУСА БРАТЬЯ И СЁСТРЫ?
 
Да, у Иисуса было четыре брата, которых звали Иаков, Иосиф, Симон и Иуда, а также по меньшей мере две сестры. «Разве он не плотник, сын Марии и брат Иакова, Иосифа, Иуды и Симона? И разве его сёстры не живут здесь, среди нас?» (Матфея 13:54—56; Марка 6:3). Их матерью была Мария, мать Иисуса, а отцом — её муж, Иосиф (Матфея 1:25). В Библии Иисус назван «первенцем» Марии, а это значит, что у неё были и другие дети (Луки 2:7).

ОШИБОЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БРАТЬЯХ ИИСУСА.
 
Чтобы поддержать представление о том, что Мария всю жизнь оставалась девственницей, некоторые говорят, что слово «братья» не следует понимать буквально. Например, кто-то полагает, что под «братьями» подразумеваются сыновья Иосифа от предыдущего брака. Однако, согласно Библии, именно Иисус унаследовал законное право получить царский престол, обещанный Давиду (2 Цар. 7:12, 13; Луки 1:32). Если бы у Иосифа были сыновья, которые родились раньше Иисуса, то законным наследником Иосифа стал бы старший из них.

Могло ли слово «братья» относиться к ученикам Иисуса, то есть к его духовным братьям? Такое представление противоречит Библии, поскольку в ней говорится, что было время, когда «его братья не верили в него» (Иоанна 7:5). Библия делает различие между братьями Иисуса и его учениками (Иоанна 2:12).

Согласно другой теории, под «братьями» подразумевались двоюродные братья Иисуса. Однако в Греческих Писаниях используются разные слова для обозначения «брата», «родственника» и «двоюродного брата» (Луки 21:16; Колоссянам 4:10). Многие библеисты признают, что у Иисуса были единоутробные братья и сестры, дети Иосифа и Марии. Например, в одном труде сказано: «Напрашивается естественный вывод, что под словом „братья“... подразумеваются сыновья Марии и Иосифа, приходившиеся Иисусу братьями по линии матери» (The Expositor’s Bible Commentary)

СОГЛАСУЕТСЯ ЛИ С БИБЛИЕЙ ДОГМАТ О НЕПОРОЧНОМ ЗАЧАТИИ ДЕВЫ МАРИИ?
 
Нет. В «Новой католической энциклопедии» о догмате о непорочном зачатии говорится: «Это вера в то, что Дева Мария была свободна от первородного греха с самого начала своей жизни, то есть с момента её собственного зачатия. Остальные люди наследуют грех, свойственный человеческой природе... Но Мария особой благодатью была сохранена от действия первородного греха» (New Catholic Encyclopedia).

Однако в Библии нет и намёка на то, что Мария была свободна от первородного греха (Псалом 50:5; Римлянам 5:12). Напротив, она признавала свою греховность и поэтому принесла жертву для искупления греха, предусмотренную Моисеевым законом для матерей (Левит 12:2—8; Луки 2:21—24). В «Новой католической энциклопедии» говорится: «В Священном Писании нет ясных свидетельств в пользу учения о непорочном зачатии... [Это учение] является суждением, принятым Церковью» (New Catholic Encyclopedia). То есть, это человеческие домыслы, не основанные на библейских фактах.

КАК СЛЕДУЕТ ОТНОСИТЬСЯ К МАРИИ?
 
Марию отличала крепкая вера, послушание, смирение и глубокая любовь к Богу. Она одна из тех служителей Бога, на которых мы можем равняться (Евреям 6:12).
Конечно, Марии была отведена особая роль — стать матерью Иисуса, но нигде в Библии не говорится, что христианам нужно ей поклоняться или молиться. Иисус не воздавал своей матери особые почести и не повелевал своим ученикам этого делать. Примечательно, что Мария упомянута только в Евангелиях и один раз в книге Деяния (Деяния 1:14). В остальных 22 книгах так называемого Нового Завета о ней ничего не говорится.

В Священном Писании нет доказательств того, что первые христиане относились к Марии по-особому или боготворили её. Более того, Библия учит, что последователи Христа должны поклоняться только Богу (Матфея 4:10).


Рецензии