Борис Рыжий свет печальный рецензия
Инициатива создания спектакля о творчестве и судьбе столь трагически ушедшего из жизни молодого поэта принадлежит Михаилу Алексееву, страстному поклоннику его таланта. Однако без поддержки Марка Григорьевича Розовского смелый проект, скорее всего, не обрел бы сценического воплощения. Именно благодаря его отваге и оптимизму, умению рисковать и выигрывать театр живет и благоденствует, а неожиданный спектакль родился и радует зрителей.
ВРЕМЕНА НЕ ВЫБИРАЮТ…
Надо сказать, что восьмидесятые – девяностые годы подарили стране свою поэтическую плеяду, среди которой яркими звездами выделяются имена Александра Башлачева, Бориса Рыжего и Дениса Новикова. Все трое ушли из жизни трагически рано, причем двое, включая героя спектакля, по собственной воле. Разумеется, «поэты ходят пятками по лезвию ножа/ и ранят в кровь свои босые души», но немалую роль в их судьбах сыграли и особенности эпохи. Если шестидесятники запомнились всем окрыленными, полными надежд, то «потерянное поколение» восьмидесятых несло в себе ощущение полного крушения иллюзий, потери веры и опоры,атмосферу значительной криминализации общества, трагическое предчувствие неминуемой и скорой гибели державы. Поэтому их творчеству свойственна апокалиптическая окраска, растерянность и отчаяние, метания и безнадежность. Многие стихи Бориса Рыжего, что называется, шагнули в народ благодаря ясности и доступности, простоте языка в сочетании с глубинной музыкальностью и открытым трагизмом. В спектакле удалось передать лучшие черты его просодии и поэтики, ибо создавался он талантливыми, неравнодушными и любящими людьми.
ТРЕЩИНА ЧЕРЕЗ СЕРДЦЕ
Первое, что видит зритель, когда открывается занавес, на экране в глубине сцены – глубокая трещина, или шрам, а, возможно, разлом, который расширяется и кровоточит. Это символ, который можно истолковать по-разному: прежде всего, как глубокий рубец, который реально был на лице у Бориса Рыжего. Однако, вполне вероятно, что это метафора известного изречения Гейне о трещине, которая пролегла через сердце поэта. Кроме того, этот разлом говорит о неблагополучии внешнего мира, его шаткости, хрупкости, дисгармоничности.
В целом художественное оформление спектакля можно считать суровым, скупым и чрезвычайно достоверным, не отвлекающим от главного, то есть от стихов и песен на тексты Бориса Рыжего. На сцене трое: создатель проекта Михаил Алексеев, который оказался талантливым чтецом, а также артисты театра Денис Сарайкин и Степан Лузянин, оба с гитарами. Если Д. Сарайкин имеет за плечами богатый сценический опыт, то его партнер, недавний выпускник Щепкинского училища, привносит обаяние и энергию молодости: ведь герой спектакля ушел из жизни в лермонтовском возрасте.
Спектакль пронизан острым ощущением времени и места, полон трагизма и вместе с тем оставляет радостное чувство, что не оскудевает ни талантами, ни поэтами земля русская.
Свидетельство о публикации №125032203660