Святые отцы о любви к врагам
«Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего».
А Я говорю вам: ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас; да будете сынами Отца вашего Небесного…» (Мф. 5,43-45);
***
«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.
И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
Но вы ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
И так будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6,31-36).
Богочеловек Иисус Христос не только от Своих последователей требует любви к врагам, но и Сам являет её.
На Кресте:
«И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.
Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делилиодежды Его, бросая жребий.
И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники…» (Лк. 23,33-35).
Преподобный Авва Исаия (†IY в.) в своём «Седьмом слове» обращает внимание на то, что на тайной вечери Господь Иисус Христос
«как умыл ноги прочих учеников, так умыл ноги и Иуды, не делая различия».
А схиигумен Иоанн (Алексеев; †1958) добавляет:
«После торжественного шествия в Иерусалим Господь на Тайной вечере установил таинство святого причащения, и Иуда был причащён Тела и Крови Спасителя Господа нашего Иисуса Христа».
(Схи-игумен Иоанн «Письма Валаамского старца» М., 1992, с.83).
Святитель Иоанн Златоуст (14/27/.9.407):
«Недовольно для спасения нашего молиться, если при том не будем молиться по тем законам, которые положил для сего Христос. Какие же Он положил законы? Молиться за врагов, хотя бы они много нас опечалили. И если не будем этого исполнять, то погибли мы, как видно из того, что было с фарисеем…».
(Цитата по книге: «Святые Отцы о молитве и трезвение» М., 1992, с.79).
Иеромонах Киево-Печерской Лавры Владимир (Мусатов):
«Кто хочет, чтобы Бог услышал молитву его, тот когда станет пред Ним и прострёт к Нему руки свои, прежде всего, даже прежде молитвы о душе своей, должен от всего сердца молиться о врагах своих. За сие доброе дело Бог услышит его, если предмет молитвы угоден Ему».
(«Вопросы келейного ученика с ответами на них старца о разных предметах душеспасительных» репринт издания 1855г., М., 1996, с.67).
Священномученик Игнатий Богоносец «Послание к Смирнянам»:
«Но я предохраняю вас от зверей в человеческом образе, которых вам не только не должно принимать к себе, но, если возможно, и не встречаться с ними, а только молиться за них – не раскаются ли они как-нибудь».
(«Ранние Отцы Церкви. Антология: мужи апостольские и апологеты» Брюссель, 1988, с.135).
Священномученик Поликарп Смирнский (23.2/8.3/.156) «Послание к Филиппийцам»:
«Молитесь так же за царей, за власти и князей, даже за преследующих и ненавидящих вас и за врагов креста, чтобы плод вашей веры был явен для всех, а сами вы были совершенны».
(«Ранние Отцы Церкви. Антология: мужи апостольские и апологеты» Брюссель, 1988, с.156).
Святитель Симеон Фессалоникийский († сентябрь 1429) в «Послании христианам, живущим в мусульманском окружении» пишет:
«Отныне вы, братия, радуйтесь, страдая и претерпевая за Христа, и, братия, видя, как мы притесняемы, не соблазняйтесь, но ещё более укрепляйтесь и других укрепляйте, когда кто-нибудь из благочестивых и праведных страдает. Поддерживайте гонимых силою голоса, словами о стойкости и делами милосердия, ради любви их ведите к надежде колеблющихся, чтобы и вам быть наследниками вместе с ними, как говорит Апостол: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2,9). Нечестивых же жалейте, ибо надлежит и к ним быть милостивыми, и молиться Богу за них, борющихся против нас, ибо таково есть дело благочестивых: молиться за гонящих и избивающих.
И всякий раз, когда вас они поносят, насмехаясь как могут над нами и всеми кто на земле, больше жалейте их и с дерзновением во Христе отвечайте, что мы больше радуемся о том, и веруем, что мы – рабы Божии, потому что мы гонимы в этом мире, потому что ненавидимы язычниками и страдаем за Христа, – ибо этому Он Сам нас научил, говоря что «будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Мк. 13,13)».
(Журнал «Альфа и омега» 2004, №3(41), с.122-123).
Преподобный авва Исаия Нитрийский (†370):
«Три есть добродетели, которые всегда свет подают уму: не видение лукавства ни в каком человеке, благотворение злотворящим тебе и перенесение всего находящего без смущения».
Протоиерей Валериан Кречетов воспоминает о протоиерее Николае (Гурьянове):
«Отец Тихон (Шевкунов) спросил его, чего нужно опасаться более всего, что самое страшное для нас, а батюшка ответил: «Нелюбви». – «И в Церкви?» – «И в Церкви». «А что посоветуете?» – «Любвеобильности ко всему».
(«Воспоминания о старце Николае Гурьянове» М., 2003, с.22).
Святитель Василий Кинешемский (31.7/13/.8.1945):
«Заповедь о любви, остаётся всегда обязательной ко всем разномыслящим без исключения, как бы далеко не ушли они от Христовой истины».
(Святитель Василий епископ Кинешемский «Беседы на Евангелие от Марка» М., 1996, с.321).
Преподобный Антоний Великий (17/30/.1.356):
«Забывших добрую и богоугодную жизнь и мудрствующих не по правым и боголюбивым догматам не должно ненавидеть, а более ЖАЛЕТЬ, как оскудевших рассуждением и слепотствующих сердцем и разумом: ибо, принимая зло за добро, они гибнут от неведения».
(«Добротолюбие» т.1, 1963, Jordаnville, N.Y., с.58).
Настоятель Валаамского монастыря игумен Харитон (†1947):
«…часто слова, ум и сердце идут разными дорогами и гармония нарушается.
И эту гармонию нужно прежде всего восстановить в самом себе. В противном случае, защищая даже дело истины, трудно будет хранить миролюбивые чувства к враждующим противникам, а без сего – всё не в прок, и внутренняя гармония нарушается и расстраивается.
К ещё большому возмущению приводят душу мысли, что в её расстройстве виновны люди, а не она сама, помрачённая своей. внутренней неурядицей. Ведь люди, даже если они заблуждении, то достойны сожаления, а не презрения и ненависти. Мысли о виновности других людей какой бунт производят в душевной храмине. И наоборот мысли о сожалении и сострадании к ним, хотя бы и заблудшим, какой мир в душе водворяют. Это, полагаю, испытал всякий блюдущий душу свою».
(Журнал «Альфа и омега» 2009, № 1(54), с.277).
Преподобный Силуан Афонский:
«Господь дал нам заповедь: «Любите врагов ваших» (Мф. 5,44). Но как же их любить, когда они делают зло? Или как любить тех, кто гонит Церковь Святую?
Когда Господь шёл в Иерусалим и самаряне не приняли Его, то Иоанн Богослов и Иаков готовы были свести огонь с неба и истребить их за это; но Господь им милостиво сказал: «Я не пришёл погубить, но спасти» (Лк. 9,54-56). Так и мы должны иметь одну мысль: чтобы все спаслись. Душа жалеет врагов и молится за них, что они заблудились от истины и идут во ад. Это есть любовь к врагам. Когда Иуда задумал предать Господа, то Господь милостиво вразумлял его; так и мы милостиво должны поступать с теми, кто заблуждается и тогда спасёмся милосердием Божиим».
(«Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. — Ново-Казачье — Минск, 1991, с.341).
Преподобный Исаак Сирин:
«И что есть сердце милующее? …Возгорение сердца у человека о всём творении, о человекаях, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них, очи у человека источают слёзы, от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого сострадания умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А по сему и о безсловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред /Сирийский вариант: «о причиняющих ей (т.е. истине) вред», «о наносящих ей ущерб» (Цитата по книге: Иеромонах Илларион (Алфеев) «Мир Исаака Сирина» М., 1998, с.47)/, ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и были помилованы; а так же и о естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью, какая без меры возбуждается в его сердце до уподобления в сем Богу».
(«Творения иже во святых отца нашего Исаака Сириянина подвижника и отшельника, бывшего епископом христолюбивого града Ниневии Слова подвижнические» изд. 3, Сергиев Посад, 1911, с.299).
Преподобный Силуан Афонский:
«Господь научил меня любить врагов. Без благодати Божией не можем мы любить врагов, но Дух Святой научает любви, и тогда жалко даже и бесов, что они отпали от добра, потеряли смирение и любовь к Богу».
(«Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. — Ново-Казачье — Минск, 1991, с.340).
Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский:
«Лишенные славы христианства не лишены другой славы, полученной при создании: они – образ Божий.
Если образ Божий будет ввергнут в пламя страшное ада, и там я должен почитать его.
Что мне за дело до пламени, до ада! Туда ввергнут образ Божий по суду Божию: мое дело сохранить почтение к образу Божию, и тем сохранить себя от ада.
И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви».
(Свт. Игнатий Брянчанинов «Аскетические опыты» т.I, М., 1993, с.125-126).
Геронтисса Гавриилия:
«Не можешь быть христианином и не любить одинаково всех. И православных и инославных. И нашей веры, и иной веры, и иноплеменников. Мы не виноваты за то, где рождаемся».
(Монахиня Гавриилия «Подвиг Любви – Геронтисса Гавриилия 2.10.1897-28.3.1992» изд. Свято-Покровская монашеская община, 2000, с.223).
Преподобный Силуан Афонский:
«Христос молился за распинавших Его: «Отче, не поставь им греха сего; не ведят бо, что творят». Архидиакон Стефан молился за тех, которые побивали его камнями, что бы Господь не вменил им этого во грех. И мы, если хотим сохранить благодать, должны молиться за врагов. Если ты не жалеешь грешника, который будет мучиться в огне, то, значит, нет в тебе благодати Святого Духа, но живёт в тебе злой дух, и покамест ты жив ещё, старайся покаянием освободиться от него».
(«Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. — Ново-Казачье — Минск, 1991, с.319).Читайте на Правмире: https://www.pravmir.ru/lyubite-vragov-vashih/
Свидетельство о публикации №125032203180
Очень мудро объяснил это и Преподобный Силуан Афонский"Христос молился за распинавших Его: «Отче, не поставь им греха сего; не ведят бо, что творят». Архидиакон Стефан молился за тех, которые побивали его камнями, что бы Господь не вменил им этого во грех. И мы, если хотим сохранить благодать, должны молиться за врагов. Если ты не жалеешь грешника, который будет мучиться в огне, то, значит, нет в тебе благодати Святого Духа, но живёт в тебе злой дух, и покамест ты жив ещё, старайся покаянием освободиться от него».
Жму на зелёную. С благодарностью. Галина.
Галина Гостева 2 22.03.2025 18:09 Заявить о нарушении
С теплом души
Ольга Суханова 4 23.03.2025 13:16 Заявить о нарушении