Чем отличается греческий нос

Чем отличается греческий нос
от древнеримского? – сложный вопрос!

Строго говоря, не бином Ньютона. Я разобрался в этом вопросе и теперь с первого взгляда отличу греческий нос от римского, тем более что греческие носы являются частью классического изобразительного канона и в природе практически не встречаются.

Нос Венеры Милосской – известнейшего изваяния эллинистического периода – есть прямо-таки хрестоматийный пример. Линия лба переходит в линию носа без выделения переносицы, представляя одну прямую. Греческий профиль – пример того, как поиск идеальных линий и пропорций уводит художника от реальной жизни и заставляет его отдать предпочтение умозрительному конструкту.

Эстетика классических греков презирала разнообразные естественные формы; она стремилась усовершенствовать их, очистив от всего случайного и индивидуального. Портрет личности как таковой казался грекам недостойным величия искусства, даже чем-то кощунственным. Это положение иллюстрирует трагическая история гениального Фидия: он-де осмелился поместить на щите Афины-воительницы собственное изображение. Это сочли актом кощунства, насмешки над божеством. Прославленный скульптор окончил свои дни то ли в тюрьме, то ли в изгнании.

Греческий профиль возникает в эпоху архаики в вазописи – сначала чернофигурной (6 век до н. э.), потом переходит в краснофигурную.  В пятом веке профиль становится «визитной карточкой» греческого искусства – прежде всего, монументальной пластики. Таким профилем обладают все боги и герои; показаться на публике с обыкновенным человеческим носом для них попросту невозможно, это не комильфо. Торжествует «аполлоновская» идеалистическая эстетика.

Сравнивая профили животных и человека, древние греки усмотрели некую закономерность и вывели понятие лицевого угла. У животных вследствие выступающих челюстей и скошенного низкого лба он один, у человека – другой, а у богов, как предположили – третий. Так и ваяли. Человека видели средним, промежуточным звеном между животными и богами. Греческий профиль стал зримым выражением божественной сущности.

Начиная с эпохи Возрождения, греческий нос обрёл вторую жизнь. Особенно отличились мастера-классицисты – живописец Николя Пуссен в 17 веке, ваятель Бертольд Торвальдсен и многие другие – в 18-м. Базу подвёл историк искусства Иоганн Винкельман, исследователь и теоретик.


************

Совсем другое дело – римский нос, крупный, мясистый в нижней части, с выступающей переносицей. Горбинка – обязательный признак римского носа; однако, не следует путать его с орлиным или крючковатым.

Римляне исходили из противоположных принципов, нежели греки. Их портретное искусство выросло из архаического культа предков. С усопших обычно снимали маски и получали точные их изображения, которым поклонялись, устраивая дома нечто вроде иконостаса. В древнеримском домусе был свой красный угол, представляющий портретную галерею. Позднее научились ваять с живых людей, но при этом стремились достичь максимального сходства с оригиналом.

Римлян интересовал характер как таковой, резкие индивидуальные черты. В качестве примера можно рассмотреть бюст Луция Цецилия Юкунда, признанный шедевром портретной пластики. В имперский период много внимания мастера уделяли трактовке волос и бороды, для чего использовался буравчик. Ближе к закату Империи, в четвёртом – пятом веках, в портретном искусстве нарастали архаизирующие черты: условные, стилизованные, искажённые формы, как будто ваятели либо забыли о высокой классике, либо сознательно от неё отказались.

20. 03. 2025


Рецензии
Дмитрий, посмотрела ещё раз на свой нос - с горбинкой, что-то от римлян...

Галина Пенькова   25.03.2025 12:45     Заявить о нарушении
Когда говорят о "римском носе", прежде всего представляют брутальных мужчин. Впрочем, наверно, должна быть и миловидная женская версия...

Дмитрий Постниковъ   25.03.2025 22:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.