Экспонат X абсолютный потенциал

Будущее. Научный центр. Экскурсия для подростков- будущих студентов, где показан экспонат неопределенного пола, находящийся в медикаментозной коме. Трубки, капельницы и серебряные украшения, вращающиеся от потока крови в венах, вводят подростков в заблуждение, равно как и пол экспоната. И экскурсовод рассказывает им историю этой инсталляции, объясняя и донося до их незрелого ума и ещё не досформированной психики почему то, что находится перед ними может быть абсолютным потенциалом и почему каждому так важно постичь глубинный смысл и суть этого экспоната.
Группа уходит, крайне впечатленная увиденным. Зрелище явно оказало на них определенный эффект, вот только теперь в голове каждого дилемма: лучше БЫТЬ или остаться по жизни в стадии нераскрытого бутона?

Это случилось на той неделе. Вторым потоком туда так же  запустили и будущих студентов.
Научный центр располагался на достаточном расстоянии от окрестных городов и представлял собой целый научный город, где трудились самые светлые умы, созванные со всего света.
Преподаватель философии приложила все усилия и подключила связи, чтобы её  группа получила возможность увидеть то, что они увидели. Здесь собрались будущие студенты как физико-математического направления, так и будущие химики, биологи и экологи.
Каждую группу пускали в разное время, но строго под надзором одного и того же экскурсовода.
Элли оказалась среди математиков, попавших на экскурсию вторым потоком, и её группа, состоящая из двадцати человек, с нетерпением ожидала в просторном холле. За ними спустился мужчина средних лет, в белом халате. Он был небольшого роста и много суетился. Забрав группу, он передал их высокому и худощавому экскурсоводу, утянувшему их на несколько этажей выше. В лифте отсутвовали этажи и были указаны лишь отделы,  какие-то зоны и цеха. Определить вверх или вниз они двигались, было непросто, но наличие огромных панорамных окон указывало на небольшую высоту, этажа эдак в четыре, при примерно  пятиметровой высоте потолков.
Элли шла, касаясь плечом Арса. Арс нервно шаркал  каучуковой подошвой обуви и бормотал на ухо одногруппнику что сейчас их ждёт то, что уже видела предыдущая группа, рассказавшая всё его другу, а друг в свою очередь поведал ему, Арсу, что там сейчас они увидят какого-то бедолагу-доходягу, полусидящего в каком-то желе и после того , как его все увидят, то у кого-то крыша отъедет потом, кто-то начнёт мыслить иначе, а кому-то и вовсе повезёт стать таким же и утерять связь со всем миром.
Арс нервничал, а Элли всё пыталась успокоиться и перестать слушать всю эту чепуху своего одногруппника-недотепы. Арс вечно везде лезет и любит придать излишнюю окраску любой ситуации. Вот только сейчас это неуместно, потому что...потому что неуютно как-то вдруг стало. Причем всем. И каждый шёл молча,  стараясь слушать своего гида в этот мир неизведанного.
Тем временем они приблизились к затемнённым стеклянным дверям.
Экскурсовод напомнил им что его зовут Ило, и каждый может не стесняться и задавать самые глупые вопросы, если это потребуется.
- Основной экспонат, ради которого вы прибыли сюда, находится вот за этими стеклянными дверями, - предупредил Ило, закатав рукава белого халата, - и, думаю, вы догадываетесь что нужно держаться тихо, спокойно и, по возможности, не приближаться к стеклу совсем близко. Температура в помещении будет чуть ниже комнатной. Внимательно выслушайте: если кому-то станет не по себе, плохо или начнётся паника, прошу подойти к лаборантке и ожидать возвращения группы за пределами этого помещения, в вестибюле.
Двери перед ними распахнулись и группа оказалась в довольно просторном светлом помещении: обилие света, стеклянных перегородок и персонала, работающего и передвигающегося по всему помещению сначала сбило их с толку, ведь это же должен быть зал экспонатов и одновременно лаборатория. А здесь - кипит работа и жизнь.
- Вот он! - дернулся Арс, хлопнув по плечу друга.
Неподалёку от них, прямо посередине всего этого пространства находилась стеклянная площадка с лестницей. В самом центре располагался стеклянный куб.
Элли пригляделась и увидела в центре куба силуэт. Свет буквально бил сверху стеклянного резервуара, и разобрать что именно там находится в первые мгновения было делом невозможным.
Но вот, несколько шагов по ступенькам - и их взору открылся и сам "экспонат Х", на табличке так и было написано. Места вокруг куба  хватило, чтобы его увидели все 20 человек.
Еле сдерживая дыхание, Элли пробежала взглядом сначала по телу и остановилась на лице. Взору группы предстал человек, лежавший в неестественной позе на странной прозрачной субстанции, похожей на какой-то гель. Лежал он так, как  полулежат в кресле, запрокинув назад голову и расслабив тело. Его ноги едва касались пола, точнее не касались совсем, но , казалось, будто вот-вот он сейчас встанет.
Элли сжалась, но продолжала смотреть. Волна тревоги и любопытства захлестнула её и накрыла с головой.
По всему телу экспоната тянулись  странные трубочки, как объяснил Ило, это капельницы. Из-за странного, слишком яркого освещения, цвет кожи варьировался от зеленовато-голубого, до жемчужного, словно ни единой капельки крови в нём не было. Он, казалось, утопает полулежа в этом силиконе, но  при этом тело практически полностью на поверхности.
Тело было неопределенной комплекции - девушка это или молодой человек, определить было сложно - формы рук и линии подбородка не тянули на мужские, на теле, кроме головы, отсутствовал волосяной покров. Если это и был мужчина, то достаточно женоподобный, что, впрочем, не лишало экспонат какого-то шарма и загадки. Середина торса была чуть утоплена в силиконовой субстанции, поверх которой лежали трубки, благодаря чему разглядеть "что там" было невозможно.Арс пытался и даже задал вопрос, в ответ на который Ило усмехнулся.
- Вы не первый уточняете. Однако ...я и сам не знаю. Я не работаю над ...ним. Кому-то это ОН, а кому-то видится ОНА. Ведь недаром это обозначено как "Х". И так, смотрим внимательно!
- Какой-то недо-Он. - недовольно пробубнил Арс, так и не получив ответа.
Наконец Элли остановила взгляд на лице.
Обрамленное водопадом длинных волос, лежащих под спиной и спускавшихся по обеим сторонам силиконой базы, лицо показалось Элли настолько прекрасным, что она испугалась на какое-то мгновение. Правильные, спокойные черты, прямой профиль, лоб, не высокий и не низкий, и безмятежное выражение лица, едва заметная полуулыбка и прикрытые веки. Освещение не давало разобрать цвет волос. Кому-то казалось что перед ними брюнет, кто-то видел золотые волны, кому-то виделась рыжина или  карамельный оттенок. Кому-то виделся рыжеватый мужчина со светлой кожей, кому-то смуглокожая девушка с совсем светлыми волосами, кому-то брюнет. Освещение играло странную шутку, выдавая непонятный эффект.
- Нуу,- загадочно улыбнулся худощавый Ило, - кому какой цвет волос видится? Какой увидите - такие и предпочтения во внешности. Значит люди с таким цветом волос Вас располагают к себе быстрее.
Тут он словно осекся, понимая что выдаёт лишнее, и продолжил более сдержанно,- Хм, впрочем, обратите внимание на украшения, они из серебра. Вон они сияют по рукам и даже на запястьях. Это подарок наших ювелиров, работающих над инновационными украшениями, способными питать организм и восстановившими наработки многолетней давности. Много лет назад женщина-дизайнер разработала уникальные украшения из серебра, которые вставлялись в вену и приводились в движение потоком крови. По тем временам это приняли с осторожностью, но сейчас наши учёные развивают возможности таких украшений. Только взгляните - завораживающее зрелище. Образец "спит". Он пребывает в коме, в которую его погрузили с целью воссоздать существо, пребывающее в гармонии с миром, условно присутствующего в мире реальном.
Элли удалось оторвать взгляд от лица и она остановила взор на откинутой руке, на сгибе которой красовалось украшение с вращающимся элементом, торчащее из кожи.
Невольно дернувшись, она ощутила уныние и какую-то неизмеримую грусть, почти что боль. Почему так тяжело и плохо, она не могла разобрать, но , продолжая смотреть на украшение,она отметила что выглядит это  достаточно "больно".
Девушка из её группы неуверенно подняла руку.
- Да...- неохотно промямлил Ило.
- Прошу прощения, - начала она, - но украшения приводятся в движение током крови...но оно пребывает в коме. Каким образом движение крови настолько сильно?
Ило страдальчески кивнул, - да, всё верно, кровь бежит, но это как бы и не кома...В общем, это особое состояние. Жизненные силы поддерживаются, поступает питание, за всеми процессами следит целая группа наших учёных и медиков. Оно живое, оно просто выключено, понимаете?
- А пролежни?!- поднял руку Арс, - пролежни есть?
Часть группы прыснула от неожиданного вопроса, но  Ило с готовностью ответил,- Вчера тоже этот вопрос задавали. Нет, пролежней нет, он погружён в специальную субстанцию, похожую на желе или даже на силикон. Это натуральный "субстрат"для этого образца. Он давно не является экспериментальным и в скором времени его хотят внедрить во все больницы и реабилитационные центры. Она, эта база, противопролежневая, питает кожу и даже предотвращает обезвоживание, а так же сам  наш экспонат ежедневно протирают и даже  меняют его положение тела. Если бы вы поговорили с кем-то из вчерашней группы, то, вероятно вам бы сказали что оно вчера сидело. Сегодня вот лежит практически. Это необходимо, поскольку образец требует тщательного ежедневного ухода, смену капельниц и приведения в порядок, так скажем. На данный момент, оно находится здесь около восьми лет, ему стригут ногти и даже поддерживают вес.
- ВОСЬМИ ЛЕТ?! - выкрикнул Арс, из-за чего Ило нервно оглядел пространство и даже выдавил из себя что-то типа "ну-ну, полегче".
Восьми лет...
Элли вновь посмотрела на лицо.
Кто Он? Он это или она? Мне думается это всё же мужчина. Молодой, красивый. Сколько ему лет? Что с ним случилось, почему он спит? И неужели он один? Вообще один, никого нет у него. Он ведь когда-то ходил, жил, ел, спал. А может любил кого-то. Сколько же лет назад это было и сколько ему лет всё таки? Какого цвета у него глаза? Его же звали как-то?
Когда все вдоволь разглядели образец, Ило наконец перешёл к описанию основной концепции его существования.
- Перед Вами, мои юные исследователи, Экспонат Х.
Да-да, именно экспонат, как из музея. Дело в том, что эта лаборатория и есть своего рода музей с экспозициями, некоторые даже сменяют друг друга. И так, экспонат Х. Посмотрите, он пребывает в умиротворении, его лицо спокойно, оно выражает покой, отсутствие боли и забот. Он никому никем не является, Он никому не брат, ни отец и не сын. Его глаза прикрыты и он не участвует ни в диалогах, ни в отношениях, и тем более не испытывает эмоций, радости, тревоги, любви или ненависти. Он одновременно здесь физически,и в то же время он отсутствует для этого мира и общества. Он не вышел отсюда и не учился , к примеру, одновременно с Вами, друзья мои. Он не включен ни в какие социальные процессы, не имеет детей и не проявил себя в каком-либо творчестве. О нём нет памяти и сведений у кого бы то ни было. Но, если задуматься, он мог бы , например, играть на скрипке. Как думаете, мог бы?
В группе сдавленно прошлось неуверенное "Да".
Каждый ощущал странную подавленность. Элли оглядела своих и поняла что её ощущения были близки и остальным.
- Но, она могла бы жить полноценной жизнью, ведь так? - спросил один из группы, - этот организм, он целый? Или какие-то органы отсутствуют? Если оно живое, то есть, его не бальзамировали, так? Я правильно понял.
- Оно живое, - подтвердил Ило.
- Тогда почему его не отпустят?- вырвалось у Элли, - почему не вернут? Если мозг жив...
Ило улыбнулся.
- Мозг жив. Это так. Он вполне способен жить и быть как мы.
- Значит, это ОН?- Элли не могла не задать этот вопрос, потому что внешность "образца" не выходила из её головы, заставляя раз за разом возвращаться взглядом к красивому, почти что мраморному лицу.
- Пусть будет ОН, - кивнул Ило.
- Это Оно, - вмешался Арс, - видишь, грудь вообще плоская, его нарочно не одели хоть в какие-то тряпки, мне кажется он вообще искусственный, нам хотели показать до чего технологии дошли. Вот и выставили свой Экспонат Х.
- Может быть, - подхватил Ило, - а может и нет. Мы не можем знать.
Одногруппница Элли, Инри, внезапно выпалила, - Зачем всё это? Зачем вы держите Его здесь? Он мертв! Он же мертв! Это не жизнь, это страшная и жалкая участь.
- Спокойно,- выступил вперёд тихоня-Джек, разведя руками,- успокойтесь все, всё в порядке. Да жив он, я вас уверяю, это актёр. Просто актёр, и вся эта инсталляция это просто такой хороший театр для нас, эта задумка для того, чтобы расширить кругозор, заставить мыслить. Он потом встанет, вытащит из себя эти железяки и пойдет себе домой со смены. Успокойтесь, ничего они с ним не делают. Это шоу!
Джек-тихоня вёл себя непривычно уверенно, казалось что сам себя успокаивает помимо всех остальных.
Ило молча наблюдал за всеобщей реакцией и странным образом ни с чем и ни с кем не спорил.
Элли от слов Джека про "встанет и пойдет себе спокойно" сделалось вдруг тепло и какая-то глупая надежда заиграла в голове. А вдруг и правда он актёр. Какой же красивый, если он жив, и правда, что потом он встанет, и будет есть, ходить, улыбаться... То она будет счастлива. Да. Именно, счастлива. Пусть это будет правдой! Пожалуйста!
Элли никогда не была влюбчива и падка на красавчиков, однако здесь был прямо-таки особый случай. Сама себя не узнавая, Элли, ещё пристальнее вглядывалась в черты лица. А вдруг он дернется или улыбнется, моргнет, двинется. Словом, хоть что-то. Ни единого изъяна во внешности, ни родинки или какого-то дефекта кожи.
- А он хоть человек? - спросил кто-то.
- Человек,- ответил Ило.
- А бывает что оно двигается? Нуу, дернется там, или ещё что-то? - не унимался Арс.
- Ну, - пожал плечами Ило, - бывает, дернется немного. Но в основном оно лежит, конечно. Ему делают массаж ежедневно, у нас даже есть витаминный комплекс по сезонам, вроде бы, я точно не знаю. Суть в том, что он жив, но выключен.
Инри подобралась вплотную к Элли и прошептала , не отрывая взгляда от лежащего,- я такое впервые вижу! Понятно что это эксперимент и целый проект. Но я не ожидала что это будет так страшно. Как думаешь, это человек или робот?
-Сказали же, человек, - огрызнулась Элли, сама удивившись себе.
Инри молча стояла рядом и её взгляд продолжал выискивать хоть какие-то детали, которые могли бы указывать на его нечеловеческое происхождение.
- Его происхождение может быть инопланетным? - не унималась Инри, - или... божественным?
- Хм,- вмешался Ило, видя их растерянность,- пару лет назад, когда я пришёл сюда работать, документы по нему были частично утеряны.
Мимо них проходил сотрудник в белом халате и, слушая на ходу Ило, улыбнулся и поспешил дальше.
-Мы до сих пор не знаем,- продолжал Ило, - попало оно сюда из-за каких-то последствий, или же кто-то завещал своё тело сюда для подобного эксперимента.
Большая часть группы подняла на него взгляд, полный ужаса.
- То есть, - вмешался Арс,- может быть такое, что оно когда-то попало в аварию или что-то случилось и ему таким образом поддерживают жизнь, и может быть такое что оно умерло от чего-то и завещало себя для проведения эксперимента вот так? Или же оно здорОво и...лежит здесь, потому что его , как вы говорите, выключили, и теперь демонстрируют в голом виде нам?
Ило улыбнулся и ничего не ответил. Между тем, он внимательно следил за реакцией группы. В конце-концов, прошлая группа была шокирована, но вопросов было куда меньше. Эти же уже знали куда идут и , видимо, вопросы были накоплены уже заранее.
Инри прослезилась, остальные ходили вокруг куба, пытаясь отыскать под потоком света куда уходят провода. Другие ожидали что оно дернется.
Элли же лихорадочно пыталась сопоставить в голове всё услышанное.
Красиво. Страшно красиво. Оно лежит и не ощущает ничего. Или ощущает?
Никто не знал слышит ли он? И слышно ли что-то там, внутри куба? А может они изнутри не видны ему были, мало ли какое стекло. Больно ли ему? Как много он знает всего?
- Казалось бы, сколько мыслей и вопросов сразу лезет в голову, в то время, когда мы с вами мыслим, а Оно всего лишь лежит бездвижно, - продолжил Ило,- Мы с вами задаёмся огромным количеством вопросов, потому что наши умы не спокойны, мы с вами проживаем эту жизнь, стремясь думать, мыслить, достигать, преодолевать препятствия, ставить перед собой новые цели. Мы двигаемся, мы так или иначе ощущаем отсчёт наших дней. Мы растём, стареем, утрачиваем красоту, здоровье, утрачиваем или же обретаем душевное равновесие. Мы оставляем после себя след в истории или же не оставляем.
- А оно? - вмешалась Инри,- Оно не стареет?
- Подобной информацией владеет лишь группа наших учёных, занимающихся конкретно Им. Я не заметил каких-то возрастных изменений за время своей работы. Сами понимаете, я владею лишь той информацией, которой делюсь с вами.
- В ушах есть проколы,- отметил кто-то из группы,-  женский пол, наверняка.
- А форма шеи никого не смущает? По мне, там хватает и женских, и мужских признаков. Вопрос - что между ног! - ответил Арс.
Элли поняла что её глаза в напряжении от созерцания этой фигуры, залитой светом.
Она отошла в сторону, наблюдая за своими. 
Голова ныла, глаза устали, а состояние и вовсе какое-то гнетущее.
- Каждый из вас уже прогнал в голове огромное количество мыслей и предположений по поводу увиденного, - продолжал экскурсовод,- мы нарочно дали Вам минимум информации и получили максимум активности от вас, друзья. Это тот же эффект, что  бывает от сплетен. Почему появляются сплетни?- потому что мало информации, а хочется поделиться, авось у кого-то ещё есть сведения. Так рождаются сплетни. Чем меньше о нас знают, тем больше всего интересного можно о себе узнать.
- Да,- отозвалась Инри,- моя тётя такая, ей можно ничего о себе не говорить, но она сама додумает и ещё и с другими поделиться.
- Ты тоже, значит, экспонат Х, - прыснул Арс.
- Мы все для кого-то можем быть такими,- улыбался Ило, - красота этой инсталляции в том, что лежащий перед вами экспонат так и остался в стадии нераскрытости.
-Это как?- удивился кто-то из группы.
- Ну, это так: мы можем раскрываться творчески, профессионально, с точки зрения родительства и во  многих, ещё очень во многих аспектах. Мы многогранны, мы живём. А Он - одновременно ничто, и одновременно может быть кем угодно, быть способным на многое. Посмотрите, сколько у вас было предположений на его счёт. И актер, и женщина, и робот или ещё какое существо. Он и после аварии, и даже яко бы мертв. Сколько разных вариаций увидел каждый. Наверняка вы задумались и над тем, откуда он, есть ли семья, где жил, когда жил, сколько лет.
Чем меньше он себя проявляет, тем бОльший интерес вызывает. И если Он встанет и пойдёт, вы поймёте что всё ок, это просто человек и расходимся. Но он не встанет, не откроет глаза, он не заговорит, и не станет медийной персоной, ученым, отцом, матерью или чьим-то родственником, или чьим-то счастьем. Мы никогда не узнаем каков он в своих талантах. Он просто ЕСТЬ. И БЫЛ.
Ничто это одновременно ВСЁ, потому что только пустота может вместить в себя всё  материальное, и всё рождаеся в пустоте, понимаете о чем я? Пустота это то, что мы сейчас и созерцаем. Так и он в теории одновременно может всё, а может и нет - мы этого не узнаем. Он так и не раскрыт для нас. Его личность не раскрыта, но она существует, потому что он есть, он виден нам, он присутствует.
Почему я говорю это?- Ило перешёл на более серьезный тон,- потому что каждый из нас может быть зародышем в яйце, абсолютно потенциальным в своих возможностях. И этим зародышем может быть человек любого возраста, независимо от обстоятельств. И если кто-то лишь к закату жизни раскрывает себя и проявляется в этом мире, то другой может достичь этого раньше. Всё зависит от баланса между духовным и материальным, где духовное то, что НЕ проявленно внешне, а материальное - то, что проявлено.
И если перекос у нас в сторону проявленного, значит мы потенциальны в этом внешнем мире. Если же нет, то мы потенциальны в своём внутреннем мире.
Элли слушала и понимала что не совсем согласна. Она быстро подняла руку.
- А если духовное проявленно через материальное? Например знания или творчество собрано и издано, скажем, писателем,  философом, ученым или поэтом? Если талант проявлен, умения пригодились, а жилка, будь она творческая, коммерческая или ещё какая-то - монетизирована? То есть, то, что внутри - показано, воссоздано, продемонстрировано?
Ило молниеносно подхватил, -Это и есть золотая середина! И если непроявленное является чистым абсолютным потенциалом, то подобная форма, - он указал на экспонат "Х" - то подобная форма это единственный шедевр, в котором максимально просто можно было заключить эту мысль.
Собственно, это всё, с чем вы и должны отойти от этого экспоната. Вы молодцы, великолепные вопросы  задаёте.
Группа инертно отошла и дальше Ило увлёк их к всевозможным колбам. Дальнейшая часть экскурсии проходила в ознакомлении с новыми технологиями, разработкой различных субстанций. Группе показали и образец того гидрогеля, в который был погружен "Х". Каждый прикоснулся к нему и ощутил какую-то питательную прохладу и мягкость. Если такое будет в больницах это хорошо, наука шагает вперёд и ещё многое предстоит обновить и усовершенствовать. Мир движется, живёт, он...проявлен? Или он стоит на месте, а проявляемся мы?
Элли ощутила головную боль и, оставив группу, вернулась к кубу.
Её глаза, глядя сквозь толщу света, отыскали лицо.
Шедеврально, не поспорить. И одновременно ужасно.
Свет бил сверху так сильно, что ей стало интересно, неужели в таком состоянии этот свет не пробивается сквозь сомкнутые веки. Наверняка это даже больно, во всяком случае смотреть больно точно. И есть ли внутри этого куба нагрев от такого количества света?
Тем временем группу уже вели обратно к большим дверям темного стекла.
Элли в последний раз напрягла глаза и вгляделась в лежащего. Он был всё так же безмятежен, а лицо выражало какое-то всезнающее спокойствие. Равнодушен ли он к миру?
Тут Элли начала осознавать что начинает чуть ли не идеализировать его. И надо как-то уже возвращаться в реальность...проявленную)
Надо просто взять и уйти, иначе конца и края этому не будет.
Мысленно попрощавшись, она направилась к остальным, периодически оглядываясь.
Ило поблагодарил всех за терпение, активное проявление интереса и пожелал всем благополучно найти себя и своё место в этой жизни.
Очень странный экскурсовод.
Обратно группа возвращалась почти что в тишине.
Элли чувствовала себя опустошенной. Внезапный толчок в плечо заставил её очнуться и обратить внимание на Арса.
-Элл!- шептал он ей в самое ухо,- ты чего? Ты тут или нет? Смотри, а то так, чего доброго, из проявленной уйдёшь в непроявленную.
Хоть было и не смешно, но Элли кисло улыбнулась.
-Элл, - продолжал он,- я кое-что покажу! Я кусочек гидрогеля стащил! Смотри! И ещё - тут он ткнул её локтем ещё сильнее, заставив обратить на себя внимание, - Ты заметила как все себя вели сегодня? Скандалистка Инри идёт тише воды-ниже травы, Джек вдруг голос подал, ты вот...глаз не могла оторвать от этого феминного недомужика .
- Один ты, я смотрю, остался самим собой, - проворчала  Элли, - как нёс чепуху, так тебя и продолжает распирать.
Настроение было и без того поганым, да и дорога обратно предстояла длинная.
Вернувшись домой и заметив что она одна, Элли присела на край постели и разрыдалась.
Выхлестнув эмоции, она почувствовала себя ещё более опустошенной и какой-то потерянной.
Ну и как дальше жить, что будет потом? Странным образом всё воспринималось с каким-то усталым отвращением.
Несколько ночей подряд ей снилось что она всё ещё стоит возле куба и пытается разглядеть что там, за стеклом, но не получается, слишком светло.
В одном из снов Экспонат "Х" открывал голубые глаза и смотрел на неё.
Шло время, и желание контактировать с внешним миром медленно начинало сходить на нет. Быть бутоном, не раскрытым...бутоны прекрасны. Они сулят красоту в будущем. Когда раскроются - начнётся увядание. Или оно начинается с ещё с фазы бутона? Тогда какой смысл, если всё тлен? Какая разница на какой фазе тебя настигнет конец?! Всё быстротечно. Учёба, взрослая жизнь, все эти дипломы, достижения.
Ей продолжал снится куб.
Но когда ей приснилась искажённая гримасса среди яркого света, она поняла что надо искоренить в себе эту дикую жалость и оставить эту историю в прошлом.
- Он не мучается, он не чувствует ни-че-го, - в один из дней Арс всё таки вклинился  в размышления Элли и поспешил дать и свою оценку всему увиденному,- Элли, без ухода и заботы персонала он обречён на смерть. Да, жалко его. Но чего ты так забеспокоилась? Инри тоже целыми днями льёт слёзы в подушку, вы все сговорились что-ли?!
Спустя неделю Арс показал Элли найденную информацию про их экскурсовода и сам проект под названием "Экспонат Х"
-Вот он, этот Ило. Никакой он не экскурсовод, он ученый, медик и психиатр, у него и профессорская степень есть. Он ставил соцэксперимент на людях разного возраста. И феминный недомужик этот в стеклянном кубике никакой не человек.
- Как это?!
- Вот так! Нет его вовсе.
- Как это - нет?
- Короче говоря, не этот "Х" его проект, а мы! Оказывается это не человек, а проекция под огромным количеством света. Его не существует на самом деле. Гидрогель там так, для отвода глаз. А цветов там хватает, наше воображение "притягивало за уши" все эти цветовые моменты, глаза, кожу, волосы, все мы видели постоянно переливающиеся цвета, но наше воображение вытягивало только то, что нам симпатичнее, тоже самое как наше воображение дорисовывало его историю и его личность. Это шикарная иллюзия и, как я понял, у каждого она своя. Я не могу описать его, как и Инри, и Джек. Никто уже не помнит, ни лица, ни каких-либо примет. Это хитропродуманная до мелочей проекция.
Оказывается, раньше было  продолжение этой экскурсии, где тот Ило записывал ответы на вопросы некоторых участников экскурсии. Но его проект подвергся коррекции со стороны инвесторов и целого собрания его коллег, слишком жёстко и тяжело морально потом было всем участникам. И решили по итогу свернуть всю эту лавочку, мы попали , как говорится, в последний вагон - успели увидеть. Проект под названием "экспонат Х", как выяснилось, нанёс больше вреда, чем пошёл на пользу. Это как в горы съездить, найти там духовного наставника и вернуться каким-то не таким для всех, кто к тебе привык. Одним на пользу, а другие меры не зная, могут погрязнуть в искаженном восприниятии мира и смысла жизни.
А мы попали сюда просто из-за тотального везения, потому что наша профессорша знала всю эту компанию и этого Ило.
А Ило просто собирает информацию, пишет свои труды и это уже не первый его подобный эксперимент. Я читал о нём, довольно "проявленный"мужик он. Повезло же нам, сами не знали насколько. Я говорю "повезло", воспринимай как хочешь, но всё это дико интересно. Ощущение что поумнели даже самые безнадежные из наших!
Сам факт, Элл, нет его, этого Икса. Нет. А бутоны во всех своих фазах красивы и не повторимы, все мы здесь не просто так.
И Элли вдруг стало легче, она слушала Арса и была безмерно рада хотя бы частично освободиться от всего этого.
Однако спустя месяц, к всеобщему удивлению, в группу поступило приглашение на вторую часть экскурсии, чему несказанно рады были как преподаватель философии, так и остальные на курсе.
Арс и Элли единственные  насторожились, в то время как остальная группа очень позитивно была настроена.
И снова было длительное ожидание, утомительно долгая дорога и, наконец, те же знакомые стеклянные двери, через которые они уже проходили.
Накануне Арс долго уговаривал Элли ехать, а не отказываться. Элли одновременно хотелось и было страшно. События и  факты прошлого раза уже постепенно укладывались в её голове, а тут снова предстоит неизвестно что.
И вот, перед ними стеклянные двери и Ило.
Сейчас Элли пригляделась к нему более внимательно. Ило был высок и худощав, на вид ему было около сорока лет, но, опять же, из-за худобы возраст в глаза не бросался. Неприметный он, всё же.
- Друзья, - его тон был  приветливым, будто в этот раз он готов рассказывать больше всего, - Друзья, я прежде всего хочу отметить что помню Вас всех отлично с той нашей встречи, я очень рад всех видеть. Ваша группа была самой активной, задавала больше всего вопросов и именно поэтому я пригласил всех вас сюда повторно. Будем считать это моей благодарностью вам за самый искренний интерес.
Сейчас мы пройдём в уже знакомый зал. Но теперь речь пойдёт не про  инновационные технологии, а немного про другое. И сейчас обо всем по порядку.
Двери распахнулись и Ило пригласил всех в зал.
Первое, что бросилось Элли в глаза это пустой куб.
Следом за ней это заметили и остальные.
- Куб пустой! - пронеслось в толпе.
Ило повернулся и тоже посмотрел на куб.
- Пустой, да, - улыбнулся он, - но пока давайте пройдём вон к тем стульями и вы рассядетесь, чтобы мне было хорошо вас всех видно.
Посреди огромного зала действительно стояли в ряд стулья.
- Залогом для успешно пройденного пути всегда являлась пытливость ума. Только имеющий пытливый ум способен пробовать, познавать, рисковать, обжигаться и получать опыт. А получив опыт - любой, пусть даже горький - мы получаем багаж знаний, самых разных. "Багаж" это нечто тяжёлое, но необходимое в пути. Тот же, чей ум не стремится к познанию, имеет скудный набор для выживания, жить такому человеку будет трудно, да и суровая жизнь всегда будет казаться несправедливой именно к нему. Поэтому, как это ни парадоксально, как раз-таки  без багажа дорога будет тяжелее, и часто мы будем испытывать неудобства, ущерб, неполноценно насладимся этой дорогой. Не имеющий сапог не пройдёт в глубь леса, а у кого есть сапоги для болот, вернётся с ягодами.
Странным образом Элли не чувствовала, что ей пытаются загрузить мозги ненужной и сложной информацией. Напротив, она понимала каждое слово, каждую аллегорию, и интуитивно чувствовала что говорятся правильные слова.
Но что это? С какого странного разговора всё началось...
- Друзья мои, - Ило опустился на свой стул, стоящий перед рядами других, - я хочу поблагодарить вас и сказать что это последний раз, когда вы находитесь в этом зале. Наш проект закрывается и сейчас я готов ответить на ваши вопросы и заодно задать свои.
Ило замолк и внимательно оглядел всех.
Повисла тишина, никто не ожидал что спрашивать можно, а тут вдруг, как оказалось, можно.
-Ну? - улыбнулся Ило, - Тишина? Неужели...
Но не успел он договорить, как взметнулась вверх рука Инри, - А где?...Где он?
- Да, - раздалось в группе, - Где Х?
- Где Х? - чуть тише других повторила Элли.
Арс посмотрел на неё и улыбнулся. Всё таки постарались эти учёные, и сильно романтизировали образ этого феминного недомужика. А Элли и попала в плен всей этой романтики и эмоций. А может это и спасло её? То, чем забивал мозг им Ило, возможно, она чуть более поверхностно восприняла из-за всей этой дорисовки образа. Кто знает.

Ило потер подбородок, окинув взглядом всю свою аудиторию.
-Ну вопрос ожидаемый, но у меня встречный вопрос - а есть какие-то предположения где он может быть?
Все молча переглядывались, а Ило продолжал.
- Ну же, наверняка ведь пронеслись какие-то мысли, например может быть он отключен от питания и передан родственникам для дальнейшего погребения или кремации. Или, быть может, он выведен из комы и сейчас в зале, среди нас?
Вот тут группа уже начала смотреть вокруг себя, и их вертящиеся головы вызвали улыбку у Ило.
- Могу я высказаться? - поднял руку Арс.
- Конечно...
Элли напряглась. Этот дурак сейчас всё выложит как есть, и скорее всего всё будет испорчено.
Ухватить Арса за руку не получилось, так как он взял и вышел в центр круга, поближе к Ило.
Тот с готовностью его слушать поднялся и тоже подошёл ближе.
- Это проекция или галограмма. Цвет играет большую роль в восприятии, а сам Х это просто красивая приманка для таких вот как мы. Каждый из нас его "дорисовал" и получил такую пищу для размышлений, что я теперь вынужден стоять тут и признаться,  что это не мои догадки, а результат собранной по крупицам информации отовсюду.
И то, что ваш эксперимент имеет скрытый подтекст я понял, как только убедился,  что экспонат Х не проект вовсе. Такие как мы  - ваш проект.
Эта вторая часть экскурсии в прошлом была отменена, но нашей группе сделали исключение и вот мы перед Вами.

Ило слушал его внимательно,кивал, на его лице не было и тени удивления. Напротив, он записал что-то в блокноте и передал лист одному из сторонних лаборантов в руки.
Тот забрал лист и удалился.
Группа изумлённо смотрела то на своего одногруппника, то на Ило.
- У Вас всё? - поинтересовался он у Арса.
- Всё. Я лишь хотел сказать что это не важно, кто здесь проект - мы или Х. Важно то, насколько тяжело это может быть для неподготовленных.
- В самом деле?! - улыбнулся Ило, - Вы вот тоже были не подготовлены.
- Не соглашусь, - упёрся Арс, - перед экскурсией я говорил с первой группой, узнавал, слушал, думал...я перелопатил массу литературы и информации...

Ило раскрыл ладонь и показал всем серебряное украшение, которое они видели до этого вставленным в вену экспоната Х.
Арс стоял ближе всего к нему и Ило даже дал ему рассмотреть его со своей ладони.

- Любой проект требует энергии, - вкрадчиво проговорил Ило, - будь то ветер для ветряков, будь то поток воды или ток крови - всё приводится в действие благодаря энергии. Энергия может иметь траекторию, так как сила всё таки векторная величина.
Но мы сейчас не о физике.
Эти украшения никогда не были в использовании. Экспонат Х действительно проекция, как и копия украшений в его венах. Настоящие сейчас на моей ладони. Я поздравляю Вас с благополучной разгадкой и выражаю вам своё искреннее восхищение.
Арс огляделся.
- Но это не моя догадка, я же сказал что я подсмотрел, прочитал, "нарыл" информацию.
- Залогом для успешно пройденного пути всегда являлась пытливость ума, - повторил Ило свои же недавние слова,- Только имеющий пытливый ум способен пробовать, познавать, рисковать, обжигаться и получать опыт.
Я поздравляю Вас, Вы первый, кто смог сохранить эмоции и на Вас совершенно не действовали ни иллюзии, ни мои слова, и не важно что Вы уже обладали на тот момент знаниями, их Вы получили благодаря заинтересованности и здравому размышлению - отличное сочетание, золотое.
Благодаря этому Вы быстрее всех смогли докапаться до истины. В то время, когда каждый вёл себя не совсем привычно, Вы оставались собой, таким, какой есть, раздражая остальных.
Ило пожал руку растерявшемуся Арсу и с улыбкой посмотрел на остальных.
- Мы с вами прошли через очень интересный опыт, друзья, спасибо!
И не забывайте, мои дорогие будущие студенты-математики, где математика - там и физика, а где физика - там и философия, а где философия - там и психология, медицина, психиатрия - наш ум почти универсален, важно лишь найти свою область, от которой начнём путь.
Каждый из вас в этом проекте уже успел побыть и бутоном, и зацвести,  и завершить цикл...для новых открытий и новых дорог.
Пусть каждый из Вас идёт с багажом по жизни!

Тот год выдался очень насыщенным. Арс единственный на курсе получил предложение от НИИ о зачислении к ним и присоединиться к работе в их лаборатории - небывалое везение по тем временам.
Он, конечно, принял это предложение. А Элли спустя время отправилась за вторым высшим - покорять область психологии. И через несколько лет уже она привела группу своих учеников в ту самую лабораторию, ведь у неё были там свои связи. Арс ждал их у входа.
- Пойдем что покажу, - он увлёк Элли к площадке с кубом, пока остальные слушали экскурсовода, - пойдём, ты должна сказать мне что увидишь!
Элли с замиранием сердца приблизилась к кубу и щурясь, начала всматриваться сквозь толщу света.
Каково же было её удивленте, когда она увидела там...СЕБЯ.
- А...,- она удивлённо отвела взгляд, - но там же...
- Да! - довольно улыбался её друг, - там ты, да?
- Да!
- Знаю, это наши наработки. Мы улучшили и смягчили способ подачи информации для детей, им так гораздо интереснее и проще. И никаких трупов-красавчиков-недомужиков. Каждый из них увидит самого себя в кубе. Только ты сам в безмятежной медитации, прекрасно же! Знала бы ты, сколько лет я настаивал на своем, прежде чем мне дали добро. Увидишь сейчас как легко и интересно будет ребятам.
Элли долго смотрела на себя , парящую в абсолютной безмятежности. Ей хотелось улыбаться.
Опустив глаза на табличку , она прочитала - «ab ovo usque ad mala».
- Арс, здесь написано "от начала и до конца"?
- Да. Но дословно переводится как "от яйца и до яблока". Мы все по-своему живём, Элл. Но нет пищи, более полезной, для ума, чем учиться созерцать - как весь мир вокруг - так и самого себя в нём.

Статья из журнала "Макрокосм" 2053 год.

 




 


Рецензии