Великий Саратов
1.Общество купцов и мещан г. Саратова— «Эта общественная организация, существовавшая наряду с городским управлением и совершенно независимо от него, была, работала и действовала только в одном Саратове. Ни в одном из других городов империи подобные организации не имели места, и саратовская являлась единственной в своём роде» - писал о нем современник, член городской думы, адвокат и общественник И.Я.Славин.
Образованное в конце XVIII века по инициативе самих купцов и мещан города,
главной целью ставило финансирование благотворительности и народного образования.
«Общество» представляло собою очень богатого домовладельца в Саратове и самом уезде. Ему принадлежали целые кварталы домов, корпус лавок на Хлебной площади (Верхний базар), старый гостиный двор у старого собора, дом «старого магистрата» на берегу Волги, а в уезде ему принадлежали несколько тысяч десятин земельных, лесных угодий и участков.
2. В первой половине XVIII в. Саратов был центром самого крупного в Европе речного рыбного промысла. Саратовская городская рыбная контора ведала всеми рыбными угодьями от Соснового Острова (Хвалынск) до Песчаного острова (неподалёку от Астрахани).
3. С 1747 г. до первых десятилетий XIX в. – город был местом нахождения управления крупнейшего в Европе Эльтонского соляного промысла.
4. В 1816 г. в городе было открыто два колокольных завода. Один из них – колокольный завод купчихи Олимпиады Ивановны Медведевой. Второй колокольный завод был основан купцом Викулой Ефремовичем Гудковым. В 1872 г. на заводе было три плавильных печи и точильная машина для колоколов на конном приводе.
В 1893 г. умирает Михаил Викулович, через год Петр Викулович. После смерти братьев весь завод стал принадлежать В.М. Кеменеву.
На всероссийской выставке 1896 г. саратовские колокола были удостоены серебряной медали, на саратовской выставке 1899 г. – большой серебряной.
5. Всего на начало XX в. в Саратове функционировало двенадцать мельниц, к 1913 г. их количество достигло пятнадцати, из которых девять были самыми крупными в Российской империи.
6. С 1830-х годов г. Саратов известен как центр одного из крупнейших зернопроизводящих регионов России и крупнейший центр агроперерабатывающей промышленности (мукомольной).
7. Окончание строительства в 1871 г. железной дороги до Москвы, а затем в южном (Астрахань) и восточном (Урал и Сибирь) направлениях, превратило Саратов в узел коммуникаций общероссийского значения.
- По объему перевозимых грузов железнодорожным транспортом Саратовская губерния вышла на первое место в Поволжско-Уральском регионе.
Наибольшую долю в структуре грузопотоков занимала перевозка муки (14%), а также масла и иных продуктов маслобойных предприятий (10%).
- В начале XX в. город стал важным железнодорожным узлом, Управление Рязанско-Уральской железной дороги прочно обосновалось в Саратове, переехав из Санкт-Петербурга, минуя Москву.
8. В XX в. происходил рост банковских операций, к 1914 г. Саратовский городской
общественный банк занимал по балансу второе место в Российской империи (11, 5 млн. рублей) после Харьковского (14, 1 млн. рублей).
9. Во второй половине XIX – начале XX вв. Саратов по количеству жителей среди городов России (в её современных границах) занимал третье место после Петербурга и Москвы. По сравнению с 1858 годом (около 70 тыс. населения) в 1906 г. прирост составил 300% (более 215 тыс.).
10. Первый общедоступный художественный музей империи в провинции открыт в 1885 г. - Художественный музей им. Александра Радищева.
11. Первый стационарный цирк Российской империи открыт братьями Никитиными Дмитрием, Акимом и Петром на месте, где находится кинотеатр "Победа", в 1873 г.
- Цирк князя Николая Евгеньевича Куткина (1897 г.) сгорел при странных обстоятельствах 1 февраля 1900 г.
12. В 1912 г. в Саратове была открыта третья в стране после Петербурга и Москвы консерватория.
13. В 1909 г. в Саратове был основан императорский Николаевский университет, ставший последним десятым в дореволюционной России.
- Первая мужская гимназия в Саратове была основана 30 августа 1820 года.
В гимназию поступали мальчики 9–11 лет, прошедшие курс начальной подготовки. Срок обучения равнялся 7 годам (до 1828 года — 6), причём старший класс именовался первым.
- До 1830 года в губернии существовало три начальных духовных училища: Саратовское, Камышинское и Петровское.
- Первая школа для девочек всех сословий была открыта в 1840 году при саратовском Крестовоздвиженском женском монастыре.
- В 1859 году открыли Мариинскую женскую гимназию.
Реальные училища в Российской империи были учреждены в 1872 году.
В 1871-73 г.г. в Саратове были открыты:
- Александровское ремесленное училище,
- Александро-Мариинское реальное училище,
- 5-е мужское начальное училище,
- приготовительный класс при саратовской мужской гимназии,
- воскресная школа при Сретенском училище,
- воскресная мужская школа при Саратовской духовной семинарии,
- первые параллельные классы при саратовской женской гимназии,
- первые параллельные классы при саратовской женской гимназии.
В 1876 г. построено здание двухклассной школы для бедных во дворе лютеранской церкви. Открыты №: 4, 5, 6, 7, 8, 9, и 10 мужские городские училища в Саратове.
В 1878 г. открыты:
- частная мужская прогимназия Д. Гесса с пансионом,
- 7 женское и 11 мужское городские училища.
В 1879 г. открыты:
- частная женская гимназия К.А. Горенбург-Островской,
- 12 мужское городское училище,
- учреждена частная 8-классная женская гимназия Э.К. Ульрих с пансионом.
В 1893 г. по губернии насчитывалось до 550 церковных школ с учащимися обоего пола количеством не менее 17 тыс. человек.
14. Сведения Департамента Торговли м Мануфактур по Саратовской губернии за 1884 г.
- Бумаготкацкое производство: 30 фабрик, 2748 станков, 3747 рабочих.
- Красильное и набивочное производство: 21 фабрика, 34 рабочих.
- Салотопное производство: 36 заводов, 240 рабочих.
- Мыловаренное производство: 18 заводов, 85 рабочих.
- Кожевенное производство: 190 заводов, 564 рабочих.
- Кирпичное производство: 90 заводов, 724 рабочих.
- Машиностроительное производство: 8 заводов, 314 рабочих.
- Мукомольное производство: 20 мельниц, 1278 рабочих.
- Маслобойное производство: 4 предприятия, 101 рабочий.
- Горчичное производство: 4 местоположения, 124 рабочих.
Изготовление горчицы проводилось при маслобойных заводах.
- Винокуренные производства: 32 завода, 1553 рабочих.
- Водочное производство: 13 заводов, 82 рабочих.
- Пивоваренное производство: 17 заводов, 160 рабочих.
- Табачное производство: 7 заводов, 306 рабочих.
***
15. Печатное дело в Саратовской губернии началось в 1794 году, в губернском центре. С 1845 года в Саратове открывают частные типографии.
В 1860-х годах выходят в свет газеты: "Саратовские губернские ведомости", "Саратовский справочный листок", "Ведомости".
В 1877 г. начато издание “Саратовского дневника”.
К 1890 году "Саратовский листок" становится крупнейшей газетой Саратова и Поволжья.
16. 1830-е годы купец 3-й гильдии Вакуров Дмитрий Максимович открыл первую книжную лавку с читальней в Саратове на ул. Московская, 9.
В 1878 г. в Саратове открыта библиотека и кабинет для чтения Майкова.
В 1879 г. купец Хворов открыл библиотеку для чтения в Саратове.
17. Первый автомобиль в Саратове - август 1900 г. Граф Анатолий Нессельроде привез его со Всемирной выставки в Париже .
18. 27 апреля 1887 года Саратовская городская Управа подписала акт о приеме в эксплуатацию конно-железной дороги в г. Саратове.
- 15 апреля 1905 года был заключен договор между Городской Управой и бельгийским акционерным обществом «Взаимная компания трамваев».
6 октября 1908 г. открыто регулярное движение электрического трамвая.
19. 13-го октября 1886 года образован саратовский почтово-телеграфный округ.
20. Согласно переписи населения от 1861 года город представлял сословия в соотношении:
- Духовенство: 591 человек, - 0,7%
- Дворяне и чиновники: 3531 человек - 4,2%
- Почётные граждане: 129 человек - 0,2%
- Купцы, включая иногородних: 1490 - 1,8%
- Мещане, включая иногородних: 32738 - 39,1%
- Цеховые: 3863 - 4,6%
- Крестьяне государственные, удельные и временнообязанные: 5303 - 6,3%
- Колонисты: 2961 - 3,5%
- Бывшие дворовые люди и вольноотпущенные: 2218 - 2,6%
- Воинские нижние чины, включая семьи отставных: 5839 - 7%
- Воспитанники разных учебных заведений: 2261 - 2,7%
- Лица, не принадлежащие к вышеуказанным разрядам (в основном временно проживающие) - 22829 - 27,2%
Всего жителей: 83827 человек.
21. По данным переписи 1897 года на территории губернии проживало 46 этносов.
22. Конфессиональный состав Саратовской губернии по данным учёта 1913 года
- православные (сторонники РПЦ, старообрядцы, представители других церквей и сект): 2874000 человек - 87,36%
- протестанты: 227200 человек - 6,9%
- мусульмане: 125900 человек - 3,83%
- католики: 57800 человек - 1,76%
- иудеи: 4100 человек - 0,12%
- буддисты: 1100 человек - 0,03%
Всего: 3290800 человек.
23. По речным грузоперевозкам Саратовская губерния занимала 4-е место. Богатые купцы имели собственные флотилии и пристани.
Саратовская пристань славилась еще при Пушкине. Журнал "Московский наблюдатель" в 1835 году сообщал: "Мало городов в России, которые совокупляли столько торговых выгод по местоположению как Саратов… Рынок Саратова завален товарами из Сибири, лесом из Вятки, птицею от немцев, скотом, салом и шерстью от киргизов и калмыков. Прибавьте к этому благодеятие природы: всякого рода рыбу, доставленную Волгою и соль из заволжских соляных озер. Многие жители разводят сады, и город окружен богатейшими садами России".
Б. И. Казаков указывает, что Волгой перевозилось до 60 % всего грузопотока, проходящего через Саратовскую губернию.
В начале XX в. из 1600 пароходов, курсирующих по Волге, не менее 60 % из них были буксирными. Двухпалубные пароходы, которые могли развивать скорость до 12 верст в час, появились на Волге уже в 1870-х гг., в начале XX в. появились первые теплоходы. В 1877 г. И. И. Прянишниковым и братьями Польскими было организовано первое в Саратове пароходное общество «Купеческое пароходство». Большие прибыли получали от проходных перевозок такие саратовские купцы как П. И. Репин, А. И. Дашковский. До 27 % всех речных перевозок приходилось на Саратовскую губернию.
- 16 сентября 1876 года открыт первый на Волге яхт-клуб (после Санкт-Петербурга и Москвы).
24. В 1882 году появился склад нефтепродуктов в районе Улешей, к 1894 году Увекская нефтебаза насчитывала 19 резервуаров крупнейшей нефтепромышленной фирмы «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» («Бранобель»)- основана в 1879 году в Баку.
В посёлке Ивановский Увек был построен завод по переработке мазута.
Компания имела отдельную пристань на Волге.
В 1884 году Александр Бари открыл отделение конторы по строительству объектов нефтяной промышленности и их модернизации, в том числе для создания Волжского нефтеналивного флота в Саратове.
В Саратов неоднократно приезжал будущий всемирно известный изобретатель Владимир Шухов - инженер конторы Александра Бари, обучать работников верфи собирать изготовленные по его чертежам большие наливные стальные баржи для перевозки нефтяных продуктов — первые русские танкеры.
25. Чугунолитейное производство в Саратове связано с именами: Анны Васильевны Чирихиной, получившей завод по завещанию первого мужа Прокофия Тихоновича Кутина (основан в 1830 г.), Василия Семёновича Парусинова (1879 г.), Отто Эдуардовича Беринга (1887 г.).
26. Брэндами Саратова с давних времён являются: саратовская гармошка и саратовский калач.
27. Театр и синематограф
- 22 октября 1803 открыт первый саратовский театр помещика Григория Гладкова.
Театр Гладкова стоял на месте, где сейчас находится профессионально-педагогический колледж имени Ю.А. Гагарина.
- В 1810 г. по инициативе губернатора Алексея Панчулидзева построен деревянный театр рядом с Верхним базаром.
- В 1907 г. двоюродные братья Пётр Никандрович и Семён Васильевич Парусиновы открыли первый в Саратове синематограф — “Мишель”.
28. Больницы
В 1806 году на средства купцов и дворян открыта первая в городе Александровская земская больница на 200 коек.
В 1906 году построили роддом. В его основу заложили проекты лучших родильных домов Австрии, Франции и Германии.
В 1872 г. открыта глазная лечебница доктора Бонвеча.
В 1873 г. открыт приемный покой Галкина-Врасского местным управлением общества попечения о больных и раненых воинах в нагорной части города.
В 1877 г. торжественно открыты:
- общество саратовских санитарных врачей,
- отделение приемного покоя Галкина-Врасского для приходящих больных.
- во время военных действий с Турцией на средства города были устроены 3 военных госпиталя на 400 кроватей.
В 1878 г. открыта временная городская больница в Саратове на Полтавской площади.
В 1909 г. владелец колокольного завода Медведев Илья Афанасьевич выстроил на Армянской улице здание гинекологической лечебницы и стационара при ней на 4 койки. Здание было оснащено отопительной системой инженера Вячеслава Яхимовича.
29. Аптеки
- 16 декабря 1807 г. немец Линдегрен открыл первую частную (вольную) аптеку в доме Акимовых на улице Московской, 5.
- Вторая аптека в Саратове была открыта в 1824 г. провизором И.К. Шенианом при Александровской губернской больнице Приказа общественного призрения и готовила лекарственные средства только для больных, находящихся на стационарном лечении.
- Третья аптека (казенная), открытая 10 апреля 1840 г. располагалась в доме Никитина на Большой Сергиевской улице.
- Очередная частная аптека была открыта провизором И.И. Шмидтом 1 апреля 1857 г. и принадлежала Гершуну, но в народной молве носила название «Александровской», так как располагалась на углу улиц Александровской и Малой Сергиевской недалеко от Александровской губернской больницы.
- Аптека Александра Георгиевича Фридолина на ул. Ильинской (1865 г.)
- Аптека при гинекологической лечебнице (1909 г.) на Армянской улице, 18.
- Аптека Георга Георгиевича Фридолина (1910 г.), ул. Малая Царицынская.
С введением в 1866 г. в Саратовской губернии земской медицины позволило значительно расширило оказание медицинской помощи не только городским, но сельским жителям и расширить аптечную сеть в уездных городах и крупных селах.
30. В 1868 году открыт институт мировых судей.
31. В 1871 г. в губернии открыто 10 метеорологических станций.
32. В июне 1910 года в Саратове был учреждён аэроклуб.
Первый полёт над Саратовом совершили авиаторы Александр Васильев и Виссарион Кебуров (настоящая фамилия – Кебурия) после обучения во Франции в лётной школе авиаторов-авиастроителей Блерио. В Россию вернулись с двумя аэропланами "Bleriot" (Блерио).
*****
Источники информации:
Семёнов В. Н., Семёнов Н. Н. Саратов купеческий. Саратов : ООО «Приволжск. изд-во», 2006. С. 50.
Мякшева Л. В. История Саратовского края. Саратов : Лицей, 2009.
Казаков Б. И. и др. Страницы летописи Саратова. Саратов : Приволж. кн. изд-во, 1987.
Саратов – столица Поволжья Железная дорога. Сад Сервье,(электронный ресурс).
Кабытов П. С., Баринова Е. П. Торгово-предпринимательская деятельность средневолжского купечества / / Вестник самарского государственного университета. 2013 г.
Зайцев М. В. Муниципальные кредитные учреждения Саратова последней трети XIX-начала XX века. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия История. Международные отношения. 2011. № 1.
В.И. Вардугин Во благо народного здравия. С.: 2005
Колокольные заводы Саратова. Юрий Владимирович Ищенко - директор музея истории СГМУ им. В.И. Разумовского, выпускник школы звонарей Свято-Троицкого собора.
Юрий Каргин. Первый полёт над Саратовом. Провинциальные истории, 2020 г.
Свидетельство о публикации №125032101230
Жолтые кони
Золотой орды
Поиски коней продолжаются
До сих пор
Сергей Хлопотов 2 24.03.2025 19:38 Заявить о нарушении