Творчество есть выбор!
ТВОРЧЕСТВО ЕСТЬ ВЫБОР!
Медленной, неспешной поступью наш маленький литературно-художественный «Эксперимент» шагает вперёд. Многими незамеченный, многим полюбившийся. Удивляя и радуя тех, кто понимает значение печатного слова в жизни, в формировании подрастающего человека.
Скромны наши успехи – зато они наши, достигнуты только нашими усилиями. А не привнесены нам на каком-то блюдечке. Процесс – большое дело для тех, кто не жаждет пьедесталов. Кто жаждет – у тех все ещё впереди, ведь большинство наших авторов – молодежь, ещё только-только вступающая в большую жизнь.
О них и о журнале сегодня и хочется поговорить. Начну с того, о чем пока ни разу ещё не писалось в журнале. Именно – о принципах редакторского подхода к тому, что мы публикуем.
Во-первых, не хотелось бы, чтоб читатели всё, напечатанное в «Эксперименте», воспринимали как обязательно одобряемое редактором (учредителем). Принцип отбора тем – да, есть: материалы должны быть позитивны (в 90 случаях из ста, во всяком случае). Но это – только в темах.
Если говорить о качестве публикуемых материалов (за исключением краеведческих, строго научных, и т.п.), здесь редакторский подход совершенно другой. Сознаюсь: я очень мало «шлифую» то, что приносят в редакцию юные авторы, - стихи, прозу, заметочки. Более того, я почти никогда не прошу ребят переписать заново текст, исправить и т.д. Иногда можно бы посоветовать сократить, додумать, изменить. Но мне жаль требовать от детей тратить дополнительное время на работу, которую они уже выполнили (в представленном в редакцию варианте).
Второе, и главное: мне, первому экспериментатору нашего детско-юношеского издания, интересно донести до читателей (а,знаю, журнал читают и родители, и педагоги, и культработники города и региона, и спонсоры, и просто умные взрослые, которым интересен литературно-художественный и интеллектуальный уровень современной молодежи) конкретное видение каких-то житейских ситуаций, явлений, взаимоотношений именно теми – то есть, такими – детьми, какие они есть сегодня.
Не скорректированным взглядом, позицией редактора, без дополнительной редакционной «шлифовки». Зачем? Функции воспитателя я на себя не беру (просветителя – да, отчасти, что проявляется в написанных мною статьях, заметках, и не более того), а воспитателя – это функция самого журнала.
Они (авторы) в большинстве своеё люди тонкие, со вкусом, прочтут написанное ими самими, как и другими, ровесниками, - и сами разберутся – что интереснее, достойнее, глубже, актуальнее, а что – «так себе» - либо штамп, либо поверхностность, либо инфантильность. Что ж, возраст таков, что всё это вполне может быть, присутствовать в их «публичных опусах» (назовем это так, ведь все опубликованное – уже есть публичное, никуда от этого не деться).
Удивляться взрослым здесь нечему, а подростки ещё не раз переоценят и самих себя, и сотоварищей по перу. Я могу лишь похвалить их - «за храбрость», смелость решиться представить на суд читателей свой первоначальный литературный труд.
Ещё хотела бы посоветовать ребятам: время от времени (через полгода или год, а затем ещё через полгода или год) снова брать в руки старые номера издания и прочитывать их, перечитывать всё то, что покажется интересным. Зачем? Затем, что, уверена, на очень многие работы, свои собственные и своих ровесников, вы посмотрите иначе, и многому удивитесь из того, что мы печатали раньше, - ведь, взрослея, вы во многом становитесь другими.
Акценты меняются. Уровень понимания, и т.д. Ну, а наш журнал не рассчитан конкретно, скажем, на средний (или старший) школьный возраст, он – широкоохватен, во многом даже по-взрослому серьезен. (В силу своей единичности, уникальности в регионе, журнал стал «рингом» для мнений пишущих людей самых разных возрастов, профессий, увлечений, что, как мне кажется, не мешает ему оставаться молодёжным изданием – по назначению. Ведь печатаем мы умных, мудрых, одарённых, доброжелательных к молодежи, взрослых авторов).
Не удивляюсь, что многие мамы считают, будто бы журнал рассчитан, скорее, на «семейное чтение». Нет, специально – нет, но так уж получилось и получается, что интеллигентные мамы читают журнал и обсуждают его со своими детьми.
Считаю, это о*кей! Кстати, такое мнение слышала от многих взрослых, умных людей, и психологов, и от специалиста Московского института печати (преподавателя, доцента, мамы девочки-подростка). Нас хвалили за тематическое разнообразие. Это, как и обращение к разновозрастному контингенту, даёт положительный резонанс в среде читателей. (Впрочем, может быть, даже, одно вытекает из другого, давая в итоге этот самый резонанс).
Так вот, хорошо это или не очень, но главный редактор в рубриках «Поэзия, проза» и в чисто публицистических идёт, словно бы, «на поводу» у авторов: почти не правит их материалы, не урезает, не дописывает, - печатает полностью взгляды, мысли, мнения даже самых юных из них. Порой – даже откровенно подражательные заметочки. Зачем? Почему? Затем и потому, что за этими взглядами, мыслями и мнениями особенно отчетливо видны лица наших детей, - и уровни их воспитания, развития, интересов, стремлений, целей, понимания; их позиции, и т.д.
Разве это не интересно и не полезно знать и анализировать тем, кто занимается в регионе воспитанием, образованием, формированием мировоззрения молодежи? В первую очередь - родителям, педагогам, психологам, молодёжным вожакам, социологам? При внимательном, умном прочтении - всё это можно увидеть и найти в работах детей. Так видьте же. Находите. Анализируйте… Думайте. Делайте выводы. Об очень многом… В этом – тоже цель издания.
(Надеюсь, что после этих признаний юные авторы не скажут вдруг: - А-а, коварная В. Г., так Вы являли наши лица взрослым? Специально, нарочно?.. - и т.д., и т.п. Надеюсь вот почему: те ребята, что пишут в журнал, в основном - это серьезные, уже сформировавшиеся юноши и девушки, и пишут они нормальные вещи, которых стесняться не приходится…
Ну, а если порой мы публикуем чьи-то восторженно-наивные стихи, читатель, пожалуйста, не отождествляй уровень и вкус редактора с уровнем и вкусом 12-летних девочек. Увы, редактор давно переросла этот период радужных восприятий мира, но зато хорошо помнит, как такие моменты воспринимаются в 11, 13, 15, 17 лет... Именно память о «рассветном» периоде («закатный» тоже бывает, в совсем другом возрасте) и подсказала пять лет назад идею экспериментального юношеского издания.
Издания, дающего возможность собеседований с ровесниками; словно по камертону соизмерять собственные взгляды и позиции с мнениями и позициями других духовных, творческих, неравнодушных людей. (Здесь будет кстати сказать о том, что в Х1Х веке в России тоже издавался журнал (кажется, в Питере), который так и назывался «Для юношества», и который продержался всего лишь несколько лет, и только благодаря усилиям энтузиаста-редактора. Так что судьба юношеских изданий в России однозначно незавидна. Есть о чём задуматься людям дальновидным из сфер социально-просветительской деятельности).
…Своевременным будет и второе признание редактора: зачиная журнал, я совершенно не предполагала даже, что в нашем городке (и регионе) окажется столько пишущих людей, и особенно детей–подростков. Да еще и прозаиков! Эта лавина начинающих талантов поразила! (Конечно, без появления «Эксперимента» многое и не было бы написано вовсе, это тоже факт: некоторые работы принесены в редакцию прямо «горячими», (или «сырыми», только-только набросанными). Но и они – показатель: а) своевременности нашего почина; б) необходимости будить и направлять умные юные мозги; в) наличия этих самых умных юных мозгов!
Редакция благодарна многим из таких девочек и мальчиков (я их не называю здесь, думаю, все они поймут, о ком это сказано, и надеюсь, что наша благодарность – взаимна). Спасибо за сотворчество. Развивайтесь дальше, и надеюсь, с годами узнать о ваших новых творческих успехах. Спасибо за смелость решения – опубликоваться, за доверие к журналу. Это - тоже рейтинг для начинающего издания, как и для вас – первый мужественный гражданский шаг. Спасибо!
Наш уже почти пятилетний путь, правда, привёл к нам совсем немного тех ребят, кто мечтает именно о журналистском выборе. Лишь в декабре 2004-го представили свои материалы Лена Мельникова и Рита Слюсарева, чуть ранее – Олеся Уманец, основательно решившие выбрать эту профессию. Материалы – хорошие. Первые (или почти первые) их публицистические пробы, но этого, конечно, маловато, чтобы опробовать себя: а безошибочный ли это выбор профессии? И если они пройдут по конкурсу в ВУЗы – наш совет - уже студентками побольше практиковаться писать, пробовать себя, например, в студенческих газетах или в других каких-то московских молодежных изданиях.
Журналистика только со стороны представляется сплошной романтикой, на деле – это ответственный каждодневный напряжённый труд, нередко весьма прозаичный. Это нужно усвоить сразу.
…Из наших юных авторов определённо «с пеленок» журналист – Ксения Шитова из Дубны. Она уже неоднократно очень солидно опробовала свои силы. Помимо того, что много (и о разном) постоянно пишет (наращивая объёмы портфолио!), она уже дважды выпустила в компьютерном варианте общешкольную газету. И это в 11 и 12 лет!! Первый раз – на 4-х страницах, второй – на восьми, формата А4. Это, конечно, труд!
Вторую газету я очень строго проанализировала (надеюсь, не обидев тем самым автора), с целью – дать профподсказки, строгие и дельные. Ибо Ксюша взялась за очень серьёзное и взрослое дело, поэтому с моей стороны и взгляд, и подход должны были последовать тоже не шуточные. Как говорится – ради пользы дела, ускоренного, более полного освоения юным редактором профнавыков…
А кое-кому из девочек из клуба юных журналистов был дан совет попробовать себя в других (интересных для них) профессиях (психолога, филолога), в силу некоторых объективно-субъективных причин (например, с учетом состояния здоровья). Хотя девочки эти умеют очень неплохо мыслить, писать, что проявилось в их отдельных заметках в журнал. Им тоже - спасибо за сотрудничество, а при очень большом желании – они всегда могут продолжить заниматься журналистикой в любой вузовской прессе.
Итак, этим летом из журнала ушли многие наши юные авторы – выпускники-одиннадцатиклассники, а мы ждём новых, поменьше возрастом: если вы хотите опробовать себя в профессии журналиста – запишитесь в клуб юнкоров при редакции журнала, тогда обсудим, обговорим ваше участие в его выпусках.
К сожалению, Всероссийский Конкурс «Больше изданий хороших и разных!» - это конкурс не отдельных авторов, а изданий. Журнал уже дважды стал его лауреатом, но отдельно конкретных авторов там наградами не отмечают. О других подобных конкурсах мы не были осведомлены, где наши юные авторы могли бы принять, так сказать, персональное участие.
Но жизнь не стоит на месте. Теперь мы знаем, что в стране проводится десятка полтора всевозможных таких конкурсов, и, конечно, одарённым ребятам нужно пробовать свои творческие силы, участвуя в них. Оттачивайте свои перья, в житейской «буче, боевой и кипучей» они вам еще пригодятся.
Творчество есть выбор. Требовательный внутренний голос, который нужно своевременно услышать, распознать, угадать. Испытать (проверить) практикой, попытками, характером; трудоспособностью. Пробами пера, словом.
«Эксперимент» – один из полигонов для ваших тренингов. (Как оценивают его сами юные авторы – читайте в номере 12 журнала, на страницах 43-45, в нашей «Анкете»).
Пробуйте!
Сентябрь - 2005
Валентина Леф
____________________________________________________
Опубликовано в «Эксперименте», № 2(13)/2005, с.44 -47.
Свидетельство о публикации №125032003412