Ноев ковчег. Памятники на борт

В своей автобиографии, написанной в период с 1936 по 1939 год, Ной Троцкий писал: «После окончания Академии (прим. автора — упраздненной Декретом Совнаркома от 12 апреля 1918 года) я был приглашен в нее в качестве преподавателя в 1921 году, в которой работаю без перерыва по настоящее время». 
Напомним, что после упразднения Академии художеств на базе Высшего художественного училища (при Академии) 10 октября 1918 года было открыто Училище, получившее название Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (ПГСХУМ).
Троцкий окончил ПГСХУМ в 1920 году в звании архитектора-художника, остался в качестве преподавателя и одновременно в период с 1921 по 1927 годы преподавал в архитектурном институте.  Ной был также зачислен в Институт гражданских инженеров г. Ленинграда преподавателем архитектурной композиции, о чем ему сообщает администрация института служебным письмом, датированным 13 февраля 1924 года. 
В 1920-ых Троцкий в поисках своего творческого «Я» наряду с преподавательской деятельностью активно работает как в качестве архитектора, так и в качестве художника. Сфера приложения его профессиональных интересов — преимущественно монументальная скульптура.
Кого же взял на борт своей художественной фантазии Ной Троцкий в 1920-ых?
Одной из первых работ молодого двадцатипятилетнего архитектора стал конкурсный проект памятника лейтенанту Шмидту под девизом «Очаков» (1921 год), которому не суждено было осуществиться. Памятник был решен в виде черной пирамидальной стелы, установленной на невысокий подиум. В верхней части стелы, как на носу огромного корабля — размещалась мемориальная доска кроваво-красного цвета с надписью: «Лейтенанту Шмидту».
Конкурсный проект памятника Воронихину у Казанского собора в Ленинграде в 1921 году остался незамеченным.   
Заметную известность архитектору принесли резонансные и, возможно, нереализованные в силу своей экспериментальной выразительной экспрессии, памятники революционным пролетарским вождям Я.М. Свердлову и В.И. Ленину.      
Проект памятника Я.М. Свердлову в Екатеринбурге 1923 года в варианте «Пилоны революции» был даже в рамках нового революционного времени эпатирующим. Монумент представлял собой гигантский четырехгранный массив, состоящий из каменных блоков – пилонов, решенных в виде мужских фигур, удерживающих на вытянутых руках блоки, состоящие из обобщенно трактованных человеческих фигур (вероятнее всего рабочих масс). Из глубинного пространства, образованного блоками-пилонами, на изумленного зрителя строго смотрел бюст Я. М. Свердлова.
Дополняли основную группу памятников двадцатых годов многочисленные варианты проектов памятнику В.И. Ленину, который планировалось воздвигнуть у Финляндского вокзала в Ленинграде (1924 г.). Наиболее интересными из них оказались: пирамидальный (условная фигура Ленина на условном броневике) и вертикальная стела со ступенями, восходящими вокруг такой же условной фигуры Ленина.       

1. Тверской Л.М., Троцкий Н.А., Тырса Н.А. Вариант памятника Я. М. Свердлову «Пилоны революции» в Екатеринбурге. 1923 г. Номер в Госкаталоге:33184993. Номер по КП (ГИК): ГМИ СПб 38648. Инвентарный номер: ГМИ СПб Инв.№-I-Б-2138 ч. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
2. Троцкий Ной Абрамович. Проект памятника В.И. Ленину на площади у Финляндского вокзала в Ленинграде. 1924. Номер в Госкаталоге:37209327. Номер по КП (ГИК):НИМ РАХ КП-410/18. Инвентарный номер:А-11159. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств. 

#Ной #Ленин #Троцкий #Свердлов #Ковчег

[id424158046|Александр Костерев]
@https://vk.com/club205142857 (Питер Петра) 
 


Рецензии