Церковь Христова

«Зри в корень»
А. С. Шишков





Немыслимый колосс христианства, разделенный на тысячи конкурирующих ветвей отдельных деноминаций, сходится своими корнями в одном истоке, а именно: читаем в Новом Завете у Матфея о Церкви Христовой, ибо больше нигде Господь не говорит об этом. Это единственное упоминание, что означает невозможность подтвердить точность этих слов Иисуса из другого места Писаний.

«Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?

Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.

Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?

Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живого.

Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам ЦЕРКОВЬ Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

Тогда [Иисус] запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос».

(Матфея 16:13-21)

Принимая во внимание то, что истина нисколько не пострадает от искренних вопросов и добросовестного исследования, позвольте спросить, разве вечную и вселенскую церковь Иисуса Христа основывают на одном смертном человеке, пусть даже одном из апостолов? Далее, почему остальные апостолы, ученики и простые верующие остались в стороне, вне этого определения? И разве можно, при всём моем уважении, братской любви и сочувствии к Петру, отдать ключи от дел земных и даже небесных в руки одному несовершенному, эмоционально неуравновешенному и вспыльчивому человеку, который первым признал Иисуса Сыном Божьим и первым же отрёкся от Него? Да разве небеса подчинятся смертному человеку? Разве не Бог владычествует на небе? Разве Иисус не учит и в смертной жизни прежде всего искать волю Отца Небесного? И почему тогда позже, но ещё при жизни апостола Петра, христианскую церковь фактически единолично организовал и теологически обосновал некий Павел — совсем другой человек, которого Иисус не назначал апостолом, не готовил к этому, не объявлял камнем в фундаменте и не давал ему никаких ключей? И как быть с тем, что апостол Пётр, будучи смертным человеком, уже давно покинул этот мир, лишив таким образом всю церковь камня в основании и ключей всевластия? Вопросы множатся и убедительных (да хоть бы разумных!) ответов на них нет...

Читаем следующие строки у Матфея и видим, что апостол Пётр явно не готов к такой ноше:

«С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!

Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое».

(Матфея 16:21-24)

Уже получив ключи от дел земных и небесных Петр из лучших побуждений противоречит Иисусу, но встречает суровую отповедь. Как видим, нет у него никакой власти ни на земле, ни на небе. Нет понимания воли Отца. Всё, что он предлагает, Господь непреклонно отметает в сторону как искушение. Это очень показательный пример, подтверждающий, что слова Иисуса про Его церковь были поняты и записаны неверно.

Вот как было на самом деле.

Иисус сказал: «Теперь, когда прошел полный день с тех пор, как вы согласились с заявлением Симона Петра относительно того, кем является Сын Человеческий, я хотел бы спросить вас: остаетесь ли вы при своем мнении?» Услышав это, двенадцать апостолов поднялись, и Симон Петр, сделав несколько шагов к Иисусу, сказал: «Да, Учитель, остаемся. Мы верим, что ты являешься Сыном живого Бога». И Петр сел вместе со своими собратьями.

Продолжая стоять, Иисус сказал двенадцати: «Вы – мои избранные посланники, но я знаю, что в данных обстоятельствах вы не смогли бы прийти к этой вере с помощью одного только человеческого знания. Это – откровение духа моего Отца, обращенное к тайникам вашей души. И так как вы делаете это признание благодаря тому, что раскрыто вам духом моего Отца, который пребывает в вас, я должен заявить вам, что на этом фундаменте я построю БРАТСТВО царства небесного. На этой скале духовной реальности я построю живой храм духовного братства в вечных реальностях царства моего Отца. Никаким силам зла и полчищам греха не одолеть это человеческое содружество божественного духа. И хотя дух моего Отца будет извечным божественным руководителем и воспитателем всех, кто скрепляет себя узами этого духовного братства, вам и вашим последователям я передаю ключи от внешнего царства – власть над вещами бренными – социальными и экономическими сторонами этого объединения мужчин и женщин в братстве». И вновь он велел им до поры никому не говорить о том, что он является Сыном Божьим.

Итак, Господь строит вовсе не земную церковь как социальное объединение верующих (которую, как мы видим, «врата ада» всё же одолевают), но вечное, вселенское и незримое духовное братство детей Божьих. И таким верующим, водимым духом и следующим воле Отца, Господь разрешает творить свою земную жизнь по своему усмотрению. Господь не вмешивается в то, как именно организуют свой быт, экономику и социальное устройство Его дети. Главное, чтобы они были рождены верой, водимы Духом и жили в любви. Как мудрый родитель, научившей любви, желает видеть как его дети сами творят свое общежитие. Не так важно, как они разложат кубики на полках в своей обители. Главное, чтобы они не били друг друга ими по голове, а жили в любви и послушании отцу одной дружной семьей. Вот, воистину, величественное и прекрасное созидание, достойное Бога!

Отчего так превратно были поняты и записаны слова Иисуса? Дело в том, что долгие годы апостолы не вели систематических записей в ожидании скорого возвращения Сына Человеческого и учили исключительно вербально. Также они помнили, что Учитель не оставил после себя ни одной записи и они, весьма впечатлённые этим, долго подражали Ему. Когда же стало ясно, что для потребностей расширяющихся общин верующих необходимо перенести на пергамент свои воспоминания об Учителе и Его несравненном учении, многое было забыто, утеряно, смешано с собственными человеческими представлениями Его последователей. Они помнили, что Иисус говорил о камне или скале, на которой Он основывает свое братство, которое они истолковали как нарождающуюся церковь, но что именно означает этот камень они, очевидно, забыли или не поняли. Тогда взяло вверх буквальное и удобное толкование, что камень этот есть апостол Пётр, ибо именно в этом смысл этого имени (др. -греч. «Петрос» — «камень», возникло от арамейского прозвища «Кифа» — «камень, скала», которое ему, принимая в апостолы, дал Иисус Христос с улыбкой, отмечая с юмором его непостоянство и переменчивость). Что касается ключей, то они запамятовали важные уточняющие слова Учителя и объявили их отмычками от всех замков. Это, казалось, давало обоснование формирующейся церкви Павла посягать не только на дела бренные, но и на духовное владычество над душами людей, что является опасным злоупотреблением, ибо только Бог главенствует в направляет своих детей в духовной реальности. Таким образом, на этом зыбком основании было возведено, и продолжает спонтанно надстраиваться, огромное здание христианской церкви и потому грядущее потрясение основ в момент пришествия Сына Человеческого непременно сокрушит этот рукотворный исполин. Потому вновь заявляю вам: ищите прежде всего незыблемую реальность Царства Небесного, которое внутри вас есть. Так войдете в вечное духовное братство сынов и дочерей Божьих, основанное Господом, а остальное приложится. Этому учил и учит Иисус Христос тех, кто верит Ему и следует за Ним.


Рецензии
Когда-то я "верил в душе́" и не хотел идти в Церковь, она мне казалась подделкой. Но что-то было не так в моей вере и с моей душой, несмотря на все мои искренние усилия измениться. И спустя не менее 10 (а то и 15) лет этих поисков я все-таки нашел дорогу в храм, и вместе с этим начали происходить и серьезные, я бы даже сказал тектонические, сдвиги в моей душе. Радость от этой встречи я предельно кратко описал когда-то здесь: http://monopimen.livejournal.com/5768.html

Это была влюбленность. Затем был продолжительный период привыкания, узнавания и, увы, разочарования, закончившийся полным внутренним растождествлением, а затем и расставанием. Весь этот процесс и, главное, свои выводы из него я описал здесь: http://t.me/radiopimen/148

Это было отрезвление. Однако, в силу моих монашеских обетов я уже не мог оставить Церковь, поэтому я в нее в скором времени вернулся - сначала ногами, а затем и душой. И даже отчасти научился видеть за всем ее внешним безобразием то, что незыблемо и вечно. Понял, что притча Христа о пшенице и плевелах, которые Он запретил ангелам выдергивать до кончины века, она как раз о Церкви и о том, что в ней всегда будет расти вместе доброе и злое, праведное и неправедное. Эти выводы я описал здесь: http://t.me/radiopimen/171

Ну, и, наконец, сегодня я смотрю на Церковь как на место духовного испытания, место проверки моих собственных евангельских качеств, моего умения, прежде всего, прощать, не осуждать, не озлобляться, а иногда даже, с Божьей помощью, чем-то пытаться помочь своим братьям и сестрам по вере. Это я описал в своем недавнем стихотворении "Церковь есть проверка на любовь": http://stihi.ru/2025/03/14/2867

Простите, брат Василий, что осмелился здесь всё это озвучить для Вашей аудитории, несмотря на то, что мы уже с Вами выяснили в личной переписке, насколько наши взгляды на церковный вопрос расходятся. Надеюсь, Вы позволите этому сообщению здесь остаться как некоей альтернативе Вашим взглядам, тем более что я умышленно воздержался от каких-либо критических замечаний в адрес Вашей публикации...

Пимен Давиденко   20.03.2025 11:35     Заявить о нарушении
Конечно, брат Пимен, я очень рад, что Вы высказали здесь свой опыт и свои взгляды на этот сложный и болезненный вопрос. Я не удаляю даже рецензии атеистов, если они не оскорбляют Истину и читателей, поскольку у всякого ищущего человека должен быть (и всегда есть) выбор. Этот дар свободы воли идёт от Отца и нам следует проявлять подобающее уважение к этом Божьему дару. Я не против и критических замечаний, но тогда мне придётся отвечать на них, а лучше было бы вглубь не копать, я считаю. Думаю уже сказано достаточно и Вами и мною, чтобы читатели могли сами сделать свой выбор или хотя бы серьёзно задуматься об этом.

С братской любовью,

Василий Евгеньевич Никитин   20.03.2025 12:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.