Симон Бар Кохба

Симон Бар Кохба или Симон Бен Koсева, еврейский военачальник и политический деятель в Иудее во 2-м веке н.э.
Он - организатор еврейского восстания против Римской империи в 132 году н.э., которое и называют восстанием Бар Кохбы. Хотя мятежники потерпели в конечном счете поражение, Бар-Кохбе и его сторонникам удалось установить и поддерживать еврейское государство в течение трех лет после начала восстания. Бар Кохба занимал пост главы государства, он короновал себя как наси (букв.;"принц"). Некоторые из ученых-раввинов того времени представляли его долгожданным Мессией иудаизма, и это было логично в свете различных предыдущих восстаний, которые все имели знак мессианства.
Документы, обнаруженные в 20 веке в «Пещере букв», дают его первоначальное имя Симеон бар Косева, вероятно, что его первоначальное имя было Бар Косеба. Имя может указывать на то, что его отца или место его рождения называлось Косева. По второй версии (Эмиль Шюрер) место его рождения было в деревне Хозеба. Некоторые из писем, возможно, самого Бар Кохбы, сейчас находятся в Музее Израиля.
Во время восстания еврейский мудрец рабби Акива считал Симона еврейским мессией. В Талмуде записано его заявление о том, что стих звездного пророчества из Чисел 24:17. "Из Иакова взойдет звезда", относится к нему, основываясь на отождествлении еврейского слова "звезда", кохав, и его имени, бар Козева. Имя Бар Кохба, которое ссылается на это утверждение Акивы, не встречается в Талмуде, а только в церковных источниках, вплоть до 16 века. В Иерусалимском талмуде (Таанит 4:5) он упоминается под именем Бар Козева.
    Итак, начнем все по порядку. Несмотря на разрушения, причиненные римлянами во время Первой Иудейско–Римской войны (66-73 гг. н.э.) (см. у меня три очерка об этих событиях и предыдущем восстании Маккавеев, «Иосиф Флавий» http://stihi.ru/2023/03/28/431, «Ирод Великий»   http://stihi.ru/2022/11/22/7564 и «Маккавеи»  http://stihi.ru/2025/01/09/743) в результате которой население и сельская местность в Иудеи превратились в руины.  Тем не менее, ряд законов, принятых Адрианом, нарушали идентичность евреев, что привело ко второму восстанию. В частности, евреям запрещалось совершать обряд обрезания младенцев, а также назначать судей и возлагать тфилин (часть одеяния молящегося иудея).
   Новое еврейское восстание началось при римском правителе Тиниусе Руфе на 16-м году правления Адриана. Два слова об Адриане: Император Адриан, 76-138, Римский император с 117 года н.э., третий из пяти «хороших императоров». Главной же военной кампанией Адриана стало не его походы в Британии, а подавление иудейского восстания 131—135 годов Бар Кохбы. Адриан послал войска для подавления восстания. К восставшим евреям в Палестине примкнули соплеменники из Египта и Ливии. Долгое время римская армия не могла добиться успеха, восставшие захватили Иерусалим, укрепили множество крепостей и холмов. Для многих евреев того времени этот поворот событий был провозглашен как долгожданная Мессианская эпоха. По словам израильского археолога Игаэля Ядина, Бар Кохба пытался возродить иврит и сделать иврит официальным языком евреев в рамках своей мессианской идеологии. Римская армия столкнулась с сильным противником, поскольку Бар Кохба наказывал любого еврея, отказывавшегося вступить в его ряды, просто изгонял или убивал всех, не желающих присоединиться к восставшим. Именно поэтому сначала Бар-Кохба боролся с римлянами с большим успехом. Римляне принуждены были даже оставить Иерусалим, так что Бар Кохба был объявлен царём и стал чеканить монету. Бар-Кохба известен своей жестокостью к тем евреям, которые отказывались присоединяться к повстанцам. Восстание перешло за пределы собственно Израиля. 50 городов и множество деревень перешли под власть восставших, которых поддерживал также знаменитый рабби Акива со своими учениками. Римлянам пришлось очень плохо во время первоначального восстания против объединенных еврейских сил, в отличие от Первой Иудейской, где Иосиф Флавий описывает, как сражение трёх отдельных еврейских армий друг с другом за контроль над Храмовой горой в течение трех недель после того, как римляне прорвали стены Иерусалима и с боями пробивались к центру. А этот раз, будучи в меньшинстве и понеся тяжелые потери, римляне начали применять тактику выжженной земли, которая уменьшила численность и деморализовала население Иудеи, подавляя желание иудеев продолжать войну.
    На подавление восстания из Британии был направлен лучший полководец того времени Секст Юлий Север. Когда Север прибыл, досталось всем. Повстанцы перешли к обороне и Иерусалим пал. После этого Бар-Кохба укрылся в крепости Бейтар. Там он заподозрил своего дядю Елазара Хамудаи в измене и казнил его. В августе 135 года осаждённые евреи были голодом вынуждены к сдаче. Сам же Бар-Кохба погиб от укуса змеи. Существует такая легенда (не могу поручиться за историчность), что Адриан лично руководил завершающими военными операциями при осаде Бетара. Когда римская армия в конце концов взяла город, солдаты отнесли отрубленную голову Бар Кохбы Адриану, и когда Адриан спросил, кто его убил, самарянин ответил, что это он убил его. Когда Адриан попросил, чтобы они поднесли отрубленную голову убитой жертвы поближе к нему, чтобы он мог ее увидеть, Адриан заметил, что вокруг головы обвилась змея. Тогда Адриан ответил: "Если бы Бог не убил его, кто смог бы убить его!?"
      Согласно Кассию Диону, только в боях погибло 580 тысяч евреев, захвачено 985 деревень и 50 крепостей.  Иерусалимский талмуд выдвигает несколько утверждений, которые современные ученые считают неисторическими. Одно из таких утверждений заключается в том, что продолжительность осады составляла три с половиной года, хотя сама война длилась, согласно тому же автору, два с половиной года. Другая часть талмудического повествования гласит, что римляне убили всех защитников, за исключением одного еврейского юноши, Симеона бен Гамлиэля II, которому сохранили жизнь. Два с половиной года спустя, после окончания войны, римский император Адриан запретил евреям въезд в Элию Капитолину, языческий город, который он построил на руинах еврейского Иерусалима. Имя Элия произошло от одного из имен императора, Элий. Согласно Филосторгию, это было сделано для того, чтобы его бывшие еврейские жители "не могли найти в названии города предлог для провозглашения его своей страной". Тем не менее, после войны Адриан объединил старые политические единицы Иудеи, Галилеи и Самарии в новую провинцию Сирия Палестина.
     Победа Рима обошлась римлянам так дорого, что император Адриан, отчитываясь перед римским сенатом, не счел нужным начать с обычного приветствия: "Если вы и ваши дети здоровы, это хорошо; я и легионы здоровы". Адриан не стал принимать от сената триумф.
    Симон бар Кохба изображается в раввинской литературе как человек несколько иррациональный и вспыльчивый в поведении. В Талмуде говорится, что он командовал армией еврейских повстанцев численностью около 200 000 человек, но заставил ее молодых рекрутов доказать свою доблесть тем, что каждый человек отрубил себе по одному пальцу. Мудрецы Израиля пожаловались ему, почему он запятнал народ Израиля такими пороками. Сообщалось, что всякий раз, когда он отправлялся на битву, он говорил: "О Владыка вселенной, тебе нет необходимости помогать нам, но и не ставь нас в неловкое положение!" О нем также говорится, что он убил своего дядю по материнской линии, рабби Элазара Хамудаи, заподозрив его в сотрудничестве с врагом, тем самым лишившись Божественной защиты, что привело к разрушению Бетара, в котором погиб и сам Бар Кохба.
      Долгие годы еврейская традиция не любила вспоминать о Бар-Кохбе. Поэтому несколько неожиданным было появление его образа в литературном произведении в 1840 году. В немецком еврейском журнале раввин Шмуэль Меир напечатал произведение под названием "Бар-Кохба, король-мессия". В целом эта вещь имела реалистический характер, кроме сюжета, когда Бар-Кохба борется со львом, побеждает его и скачет на нем. В 1858 году в Вильно писатель и переводчик Кальман Шульман перевел этот роман на иврит и выпустил под названием "Гибель Бейтара, чудесная история о героизме Бар-Кохбы и разрушении Бейтара, от рук Адриана, римского императора." Решительным шагом Бар-Кохба вошел не только в литературную и театральную еврейскую жизнь. Образ героя понравился и студентам. В начале 20 века в университетах Центральной Европы появились общества студентов-евреев. Они интересовались еврейской историей и культурой, организовывались лекции дискуссии на актуальные еврейские темы, включая сионизм. Самой активной такой организацией было общество "Бар-Кохба" в Праге. В ней состоял Хуго Бергман, в будущем первый ректор Еврейского университета в Иерусалиме. На последнем фото - воспитанники движения "Бар-Кохба" в Вирушев, Галиция, 1932г.
Всё это – части политического и националистического движения сионизма, и фактически образ героя Бар-Кохбы оказался необыкновенно востребованным, еще до того, как он стал одним из общепринятых образов сионизма. Так кто по вашему Бар Кохба: герой или экстремист, пренебрегший из-за своих страстей человеческим и божественным?
Из серии: "Патриархи, цари и пророки Израильские"
Фото: Бар Кохбу представляет античным героем скульптор Генрих (Ханох) Глиценштейн
18.3.2025.


Рецензии