Когда на сцене сергей есенин
«Сергей Есенин» на сцене театра «Глас»
Репертуар русского духовного театра «Глас» при общей идейной и художественной направленности его спектаклей с каждым годом становится шире и разнообразней. Тем не менее, поэтические композиции, которых пока не так много, занимают в нем особое место. Для того, чтобы родилось и успешно шествовало по сцене такое зрелище, необходимо глубоко проникнуться духом поэзии, прочувствовать все особенности и аспекты психологии и судьбы творческой личности. Если это удается режиссеру, продолжительный интерес аудитории, которая ценит и любит и высокую поэзию, и настоящий театр, такому представлению обеспечен. И это правило полностью подтверждается счастливой сценической судьбой спектакля «Сергей Есенин», премьера которого состоялась в 2006 году. Время идет, а представление не ветшает, не стареет и по-прежнему собирает полный зал благодарных, восторженных зрителей.
Лапидарность, минимализм декораций компенсируются экраном в глубине сценического пространства, который словно раздвигает границы времени и места. И, разумеется, именно его наличие обеспечивает создание богатого видеоряда, благодаря которому мы слышим мнение о поэзии и личности Есенина, высказанное нашими современниками с позиций сегодняшнего дня. Эти, словно выхваченные наугад, короткие уличные интервью и предваряют основное сценическое действие, помогая связать воедино различные временные пласты.
Сама личность главного героя этого спектакля, несмотря на кажущуюся простоту и доступность его лучших лирических текстов, сложна, многослойна и противоречива. Уместно вспомнить слова Генриха Гейне о трещине, которая прошла через сердце поэта. Вместе с тем сам Есенин называл себя «Божьей дудкой», а Максим Горький считал, что он «…не человек, а орган, созданный природой исключительно для поэзии». Но, так или иначе, именно ему было суждено выплеснуть и облечь в гармонические строки сокровенные глубины народного характера и менталитета, именно о его стихах можно сказать словами Пушкина: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!» Разумеется, основой мировоззрения Есенина с самых юных лет незыблемо оставалась православная вера, но в стихийности его характера и некоторых поэтических строф чувствуются и отголоски дохристианской Руси. Возможно, именно поэтому в сонме великих наших национальных поэтов ему уготовано особое место.
В спектакле звучат не только стихи, но и песни на слова Есенина, что закономерно: множество его стихов было положено на музыку, а в труппе театра немало поющих актеров, имеющих прекрасные голоса. Используются и отдельные приемы конферанса, что несколько сближает сценическое действие с концертом. Но, главное, как и поэзия Есенина, положенная в его основу, спектакль за прошедшие почти два десятилетия нисколько не утратил своей привлекательности, и зрители по-прежнему награждают актеров продолжительными, бурными аплодисментами. Ибо он и сегодня остается в чем-то спорным, но живым…
Свидетельство о публикации №125031804695