За красу Марью звали то ягодкой, то царевной...
Марья приходит к Тарасу и слёзно просит: «Веди под венец, милый, дальше тянуть нельзя…». Он обещает - только начнётся осень, так поведёт её прямо пред образа. Марья уходит - ждать и Тарасу верить.
Жених с поклоном земным подступил к отцу: «Хочу я с девкой, что люба, пойти к венцу!»
Но отец гладит на сына суровым зверем. Он прочит сыну иную судьбу давно - у друга скота из денег полным - полно, и дочь-раскрасавица нужных летов достигла.
«Езжай с Радиславе немедленно ты с гостинцем!»
«Но, батя, я Марье жениться давал зарок! Как бы теперь нарушить его я смог?»
«Я тебя, сукин сын, сейчас запорю вожжами! За невесту дают в приданное три коня! Ты своим самодурством отправишь менять на жальник. Дал же бог сына редкостного дурнЯ!»
И Тарас покорился - слово отцово свято. Взял Родиславу, та понесла и рада. О Марье ни слуху ни духу, не шепотка. Как узнала, что брошена, так и ушла из дома. Проглотила её без конца и края тайга. Небо казалось неведомым и бездонным. О Марье забыли – была, да и нет её. Всякий судьбу себе сам на земле кует. И она, видать, себе выбрала путь-дорогу. Поближе к лесу, но далеко от Бога. А нынче, девять годков от того спустя, люди в лес идти бояться да не хотят. Какая-то злая сила в тайге морочит - особенно по утрам да поближе к ночи.
У Тараса три сына - пригожей один другого. Жена носит четвёртого - хоть бы не парень снова! Хочется дочку - баловать да рядить. Счастлив ли он? Знал бы такое слово, то непременно кивком его подтвердил. Жизнь удалась - дом, малышня, супруга. Четыре коровы, кони, есть даже слуги. Взяли себе соседских с женой сирот. При таком богатстве не в тягость им лишний рот. Только последнее время всё Марья снится. Золотая коса до пят у неё струится, солнечный луч путается в ресницах. Укоризненно смотрит, зло, и молчит-молчит. И за ней какая-то тёмная тень маячит. А глаза у той тени - звёзд в чёрном небе ярче, и жутко Тарасу делается в ночи. Он просит жену и детей не гулять напрасно. Но судьба найдёт хоть в тереме, хоть в тюрьме. За окнами март - снежно, тепло да ясно. Сугробы пушисты, как мягкий звериный мех. И манит младшего сына за тын девчонка - без рукавиц, без шальки и босиком. И глаза отливают жёлтым, как у волчонка. Рубаха, и та, не подвязана пояском. За ним шагают и двое старшИх Тараса. И мать за детьми бездумно метнулась вслед. Хрустнул под сапожком голый бересклет, а после всё как-то зловеще затихло сразу…
Во дворе остался с разорванным горлом пёс. Полегла скотина - будто кто злом обнес, будто кто окрестил добрый дом бедой. Тарас от горя тощий, худой, седой, мечется по лесам да зовёт детей. Только в ельнике разве отыщешь тех? Только хохот девченки рассыпан проталин вдоль. Только вместо сердца Тараса теперь лишь боль. Видел он дикую девку в тенях кустов. Добежишь до места, где, вроде ждала... Пустое! Так морочила-блазнила, лютая, мужика.
Крутила-водила плачем сынков тайга: «Тятенька, холодно, тятенька, защити!»
Все тише и тяжелей у Тараса в груди…
Но раз всё же вышла ледящая та сама. Вокруг полыхает листвой ароматной май.
«Тятенька, тятенька, люб ли тебе привет, от Марьи твоей ненаглядной сквозь столько лет? За что погубил её, тятенька, и меня?»
Кружится небо, капли дождя звенят, и падает, в синь запрокинув, Тарас, лицо. Вокруг него темнота ходит посолонь -цок-цок-цок...
***
С тех пор всё затихло в лесу, как Тарас пропал.
Но сказывали - есть в тайге худая тропа.
По ней не ходи, на ней поджидает Смерть.
Но всегда есть охотники в очи ей посмотреть.
1 – 17 марта 2025 года
Свидетельство о публикации №125031703934