Смыслы. Обожение
если ты думаешь, что есть такое место на Небесах (Царство Божие, Рай), куда надо попасть, но поскольку Бог пускает туда не всех, то надо умилостивить Бога, просить Его о том, чтобы пустил;
если, зная, что есть святые люди, ты думаешь, что святость не имеет к тебе никакого отношения и ты не собираешься быть святым, -
ты глубоко ошибаешься, потому что в таких рассуждениях нет Истины.
Из всех творений только человека создал Бог по Своему образу и подобию. При этом человек, по словам Григория Богослова, «поставлен отдельно от всего творения, будучи единственной тварью, которая способна сделаться Богом».
Получив образ, человек призван стяжать подобие, то есть достичь обожения и соединить через себя весь космос с Богом. Те дарования, которыми Бог наделил человека, позволяют ему этого достичь.
Творец предназначил его стать Богом по благодати. По учению Отцов Церкви: Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом.
Богоподобие не даётся, а задаётся потенциально, чтобы человек отозвался на Слово Божье.
Адам, сотворенный по образу и подобию Божию, должен был произвести соответствующее потомство. Но после грехопадения потомство рождалось по образу Адама, отпавшего от Бога, отпавшего от Жизни - в смерть.
Неизречённая милость Божия устраивает второе единение между Богом и человеком, единение, которое уже не может быть расторгнуто, как первое, – поскольку оно осуществляется в Личности Христа.
Одним из трёх Лиц Своих Бог принял человечество.
В роде человеческом явился Иисус Христос - непорочный Человек, каким создан был праотец.
Богочеловек Иисус Христос, Сын и Слово Бога Отца, имеет две совершенные природы: Божественную и человеческую.
Теперь человеческая природа во Христе навсегда соединена с Божеством и принята в самую жизнь Пресвятой Троицы, ибо Христос – вечно Богочеловек.
Человек не смог бы достичь обожения, если бы Бог не воплотился.
Бог (Иисус Христос) воплощается в человека, входит Своей Жизнью в нашу смерть, чтобы оживить ветхого Адама (под ветхим Адамом подразумеваются все потомки Адама).
Важно, обратившись ко Христу, уверовать, что только во Христе — Жизнь, и устремиться ко Христу всей своей волей, отказаться от своеугодия, стараться исполнять заповеди Христовы.
Это невозможно без любви к Спасителю. Первая заповедь гласит: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк.10:27).
Но даже, если мы и выбрали жизнь со Христом, мы продолжаем жить в двух измерениях: по факту наличия тела мы смертны - Адам действует в нас по плоти, а Христос действует в нас по духу. И наше «я» колеблется. Мы выбираем, кому подчиниться. Если Святому Духу, то духа в нас будет становиться всё больше и больше, а плотского всё меньше и меньше.
Когда дух в нас просвещается максимально, тогда всё греховное, плотское Святым Духом попаляется, и мы отдаём себя в послушание Богу.
Это и есть состояние спасённости. Жизнь начинает жительствовать в нас. Мы становимся причастны бесконечности, бессмертию, вечности, Божию могуществу.
Быть Богом по благодати Божией - значит, сподобиться максимальной доходчивости молитвы к Богу и полной приклонности Бога к молитве обоженного человека, ибо воля такого преподобного человека совершенно подчинилась и совпала с преблагой волей Творца и Вседержителя.
Обоженный человек, как облагодатствованный молитвенник к Богу, становится молитвенной, предстательствующей частью Пресвятой Троицы, членом Иисуса Христа.
Он неустанно участвует в деятельности Пресвятой Троицы по спасению и приобщению ко Благу всего создания.
Тем самым достигается цель создания человека.
Обоженными святыми являются прежде всего Пресвятая Дева Мария и Иоанн Предтеча. Они приводят людей ко Христу, с тем чтобы посылаемый Сыном Божьим Святой Дух очищал души и учил людей пониманию Божественных смыслов.
Вместе с ними, в едином духовном Теле Христовом, участвует в трудах по приходу людей ко Христу святитель Иоанн Златоуст - он так же, как Предтеча, подвизался и тоже мужественно обличил правителей своего народа за нарушение ими Божьих Заповедей и нравственных законов, приобщился страданиям Христовым в гонениях от людей мира сего. И подобных обоженных людей в Церкви Христовой огромное множество.
Если на это направлена наша воля, то Святой Дух, осуществляя единую волю всей Пресвятой Троицы, помогает нам это исполнить.
Поскольку Дух Святой есть Бог, то мы — в Нём, а Он — в нас. Наше сердце чувствует в соответствии с тем, как чувствует Бог, наш ум понимает Божественный промысл, мы становимся проводниками Благодати, потому что в нас и через нас действует Бог.
Свидетельство о публикации №125031700311