Интервью для газеты Дальневосточные Ведомости 2017
1. Помните время, когда осознали себя поэтом?
Думаю, это произошло, когда мои стихи были впервые опубликованы в нашей краевой газете " Утро России". Тогда же их заметили в приморском отделении Союза писателей и предложили издать свою поэтическую книжку. А было мне 19 лет.
Но на самом деле ( и теперь я это понимаю), тогда я ещё не была поэтом. Иметь дар поэта и быть им - далеко не одно и то же.
2. В вашей семье были творческие личности?
Воспитывалась я без отца, в простой рабочей семье.
Моя бабушка Елена была мастерицей "золотые руки" : и ковры вручную ткала, и вязала, и кружева плела, наряды мне шила, пироги вкусные пекла и свои сказки сказывала.
Хотя, все её способности только в семье и были отмечены.
3 .Первое своё стихотворение помните?
Стихотворение -это слишком громко сказано. Это было больше похоже на рифмованные строчки, игру слов и детского воображения.
Первый стишок сочинила в 10 лет. Я шла в магазин, так медленно, разглядывая улицу, как будто вижу её впервые, а на меня, также медленно опускались огромные хлопья снега. Я ловила их языком и ладошками, они щекотали щёки... Казалось, внутри меня порхает стайка бабочек. И вдруг в моей голове стали рождаться строки об этих мохнатых снежинках и белой улице, о белых людях и белых собаках. Помню, даже остановилась и закрыла глаза, чтобы мысли не растаяли, и беззвучно повторяла их, чтобы донести до дома. Сейчас, к сожалению, первый стишок потерян и забыт, но это особенное ощущение его прихода запомнилось навсегда.
4. Вы пишите стихи только для детей?
Никогда не писала стихов специально для детей.
Когда пишешь, не думаешь о том для кого. Просто для того, кому это будет интересно.
Моя лирика, она для всех.
И даже не подозревала, когда решила принять участие в международном конкурсе им. А.Н. Толстого, художественной литературы для детей и юношества, что моя книга стихов " На зов огня" будет отмечена, как поэзия для детей и я стану одним из призёров и лауреатов.
Организатор конкурса Ирина Репьёва - член СПР, детский писатель и журналист - посоветовала обратить внимание на это направление в моей поэзии и выбрать из всего написанного стихи для детей , чтобы издать их отдельным сборником.
Так родилась мысль о книге " Доброе слово". А сама книга появилась совсем недавно, в декабре 2017 года.
В 2010 году меня приняли в Товарищество детских и юношеских писателей при СПР ( г.Москва)
В 2015 г. по Народному радио прозвучала передача " Заветное слово" о моём творчестве, подготовленная Ириной Репьёвой.
5. У каждого поэта свой рецепт создания поэтических произведений... Как это происходит у вас?
Настоящая поэзия - это не кухня, поэтому и рецептов создания поэтических произведений у меня нет.
Стихи - это просто моя жизнь...
Я ведь не могу, затаив дыхание, долго не дышать. Когда мне не пишется, я болею.
Когда пишется, тоже болею, пока не родится. Значит, как сказали бы врачи, это хроническая и неизлечимая " болезнь".
Поэзия - это не хобби, не развлечение, не заполнение пустоты.
Посей зелёное ( незрелое) семя и ничего не вырастет. А если сеять без разбора, то в траве сорной утонешь, пустоцветом опечалишься.
Заниматься поэтическим творчеством - это тяжёлая ноша, постоянный труд, не прекращающийся даже тогда, когда ты спишь.
" Когда б вы знали из какого сора растут стихи, не ведая стыда"...
В поэзии всё земное должно быть проникнуто светом небесным, иначе к чему стремиться?....
Каждый поэт счастлив тем, что обрёл талантливого читателя и не теряет способности и желания творить.
Наверное, вдохновение - это внутреннее волнение и ощущение того, что кто-то с неба тебя окликает и зовёт. И сразу в тебе столько свежего воздуха и света, и облаков, что хочется выдохнуть то, что уже не умещается внутри.
И тогда мысль начинает выдувать свои "облака". Смотришь на них, как в детстве, и удивляешься.
Поэт обладает особым внутренним чутьём и зрением сердца. Он пишет по наитию.
Но он и сам не может объяснить: откуда это знание, образ,сюжет, как рождаются стихи.
Иногда кажется, что он даже не поспевает за ходом своей мысли и не подозревает, что ждёт его в финале собственного творения.
Это, как в детском калейдоскопе : чуть отвлечёшься, встряхнёшь его и вот уже совсем другой узор складывается, а прежний уже не найти. Это волшебство, которое просто происходит и его не объяснить.
6.Как вы думаете: нужен ли пишущему человеку выход на читателя?
Думаю, что каждому пишущему человеку необходим хоть один читатель. Для автора очень важна обратная связь: ответная реакция, совет, отклик, понимание, участие, сопереживание.
Для повара главное, чтобы попробовали и оценили его блюдо. Для поэта, чтобы прочли его стихи. Это способ поделиться самым сокровенным и подарить частичку своего тепла. Автору хочется быть востребованным и чувствовать, что его творчество кому-то необходимо ,как спасательный круг, как последняя "соломинка", как глоток свежего воздуха.
7.Кто ваш первый слушатель и критик, кто вдохновляет и поддерживает?
Не могу назвать одного конкретного человека. В юности это была моя мама. Теперь моё творчество активно поддерживает мой младший сын Роман.
В течение всей жизни у меня всегда был слушатель, наставник и критик из литературной среды, с которыми мы в последствии становились хорошими друзьями.
А вдохновляет и держит " на плаву" - любовь во всех её проявлениях.
8. Как вы относитесь к современной поэзии?
Сейчас почти вся современная поэзия перекочевала в интернет. Многие называют её " сетевая поэзия".
Опубликовать свои произведения стало легко и просто на сайтах и в электронных изданиях. Такая доступность привела к расцвету графомании и собирательству "лайков" и похвал. " Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку"
Сложно среди " многих тонн словесной руды" отыскать настоящее, открыть для себя поэта.
Но хочу сказать, что они есть и их немало. И хорошо, что есть такая возможность : знакомиться с их творчеством и даже оставлять свои отзывы и комментарии.
Из поэтов современности , давно уже отмеченных литературоведами, хочу избирательно назвать некоторые имена, ставшие для меня открытием : Игорь Царёв, Зинаида Миркина, Анатолий Кобенков, Сергей Васильев, Владимир Яковлев, Ольга Корзова, Виктор Коврижных. Недавно открыла для себя удивительную детскую поэтессу Анастасию Орлову.
Также хочется отметить известных и многими любимых : Юнну Мориц, Новеллу Матвееву, Геннадия Лысенко, Лариссу Андерсен.
Думаю, что современная классика уже существует и когда-то ей будет дано своё название.
" Классик от поэзии всегда продвигает поэзию по вертикали, к тем её вершинам, которые ранее казались недостижимыми".
9. В одном из своих интервью Илья Резник сказал: «Поэт должен быть примером и стиля и культуры… И образ его должен быть светлый…И чистенько одеваться должен».
А что вы скажете?
Конечно, любой человек , уважающий себя и окружающих, выходит в люди, пусть скромно одетым, но чистым. А жизнь непредсказуема и в ней случаются такие обстоятельства, когда хороший поэт остаётся " на обочине" и кроме души, стихов и "лохмотьев" у него ничего нет...
Начнём с того, что поэт - это такой же человек, только с определёнными способностями, которые дарованы ему свыше и он никому ничего не должен. Главное для него - это всегда оставаться собой( не важно в какой одежде : скромной или богатой) и быть честным в своём творчестве.
Поэт - это свободная, независимая от чужих мнений личность. Единственное, что он должен - это постоянно расширять пространство своих знаний, растить душу, подниматься духом, нести свет и постигать глубину.
10.Знаю, что вы врач. Как вам удается сочетать в жизни медицину и искусство? Одно другому не мешает?
Думаю, что они дополняют и подпитывают друг друга.
Вынужденное врачебное хладнокровие , спокойный разум и занятия литературным творчеством, полное растворение себя в природе, музыке, поэзии - это приводит душу к равновесию и гармонии.
По-моим наблюдениям, люди часто приходят к доктору ( особенно сельскому), как на исповедь к священнику. Доверяют ему свои жизненные истории, душевные переживания, свою боль. Ведь, всякая болезнь всегда имеет какую-то причину. Некоторые приходят, когда им просто не с кем поговорить, рассказать о том, что их волнует. Столько боли и человеческих страданий приходится врачу пропустить через себя. И в эти моменты мучений и беспомощности, человек становится незащищённым, он снимает все свои " маски", которыми пользуется в жизни и становится " неприукрашенным" , а настоящим, то есть самим собой. Это помогает узнать истину. Так постепенно душа наполняется знанием жизни, человеческой природы, психологии, глубинных процессов, которых не познаешь, не погрузившись в них. И это несомненно питает творчество. А собственное творение облегчает душу, снимает напряжение. Это, как выход из своего "лабиринта", как выдох после долгого вдоха и как ответ на свой же вопрос. И часто это становится лекарством для тех, кто душой прикоснётся к нему.
" Поэзия есть во всём. Она растворена в природе Вселенной..." ( Юнна Мориц)
Есть достаточно много примеров в литературе, когда врачи были хорошими писателями и поэтами : А. Чехов, М.Булгаков, В.Аксёнов, В. Вересаев, с. Лем , Француа Рабле, Данте Алигьери.
Приятно. что и моё скромное имя вошло в международную энциклопедию Либрусека " Литераторы - врачи" ( очерки и приложение библиографического словаря 2010 г. Москва, книга автора М.Я. Коган-Пономарёва)
11.
Не секрет, что многие люди пытаются писать стихи, рассказы, песни… Но не все становятся поэтами, писателями, бардами…Чтобы чего-то добиться талантливым людям надо еще приложить какие-то усилия - учиться, расширять кругозор, жертвовать временем и т д- заплатить цену.
Расскажите, какова ваша цена успеха?
Всю жизнь занимаюсь самообразованием, навёрстываю упущенное, заполняю пробелы в знаниях, жертвую временем, ращу в себе строгого критика собственных творений. Но если точнее, то цена успеха - это одиночество среди людей.
12.Ваши книги переведены на многие языки мира. Это льстит вам, как автору?
Ну, пока ещё переводов не так уж много : на итальянский, английский, немецкий.
Две книжки переводов вышли в Италии "Голоса времён года и сердца" и " Краски сибирского пейзажа" переводчик В. Бертаццони. Остальное - публикации переводов в газетах и литературных журналах за рубежом.
Моё отношение к этому благодарное и радостное. Хотелось бы, чтобы переводы были удачными и близкими к оригиналу. К сожалению, сама я не могу оценивать их, поэтому не придаю великого значения своим книгам и публикациям на других языках. Но, не скрою. что приятно узнавать о том, что стихи переводят и это кому-то нужно.
13. Можете посоветовать начинающим автором, какие практические советы дать для того, чтобы они смогли развивать и реализовать свои таланты?
Внимательно читать классику. ( чтение формирует наш внутренний мир), стать для начала талантливыми читателями. Научиться выбирать духовно и душевно качественную литературу. В жизни быть любознательными, наблюдательными, целеустремлёнными. Прислушиваться к себе и ко всему, что тебя окружает. Быть собой, не взирая на чьё-то мнение. И писать только тогда, когда почувствуешь в этом непреодолимую потребность. Не обижаться на справедливые критические замечания и прислушиваться к советам опытных литераторов.
В 2017 году вышла в свет моя книга для детей " Доброе слово", В 2018 году - поэтическая книга " Поцелуй калины"
Свидетельство о публикации №125031600868