Благородное
БЛАГОРОДНОЕ РЕДКО ВСТРЕЧАЕТСЯ
“Но всё благородное настолько же трудно, насколько оно редко встречается.”
(Спиноза). См. Космическое сознание (Спиноза); Прогресс – развитие благородных качеств
БЛАГОРОДНОРОЖДЕННЫЙ
“Это относится не к лицу знатного рождения,
А к человеку благороднорожденному
Другими словами, к йогину, или посвящённому.”
См. Йогин
БЛАГОРОДНЫЕ ДИНАСТИИ
“Какой же род относится к высшему?
Подвижничество,
Самодисциплина, знание Вед, жертвоприношения,
Чистые браки и раздача пищи – это то, что характеризует принадлежность
К высокому роду. К такому роду относятся те, кто не отклоняется
С пути праведности,
Чьи предки славятся благими деяниями,
Кто сам безупречен в своих поступках, кто поддерживает чистоту славы
Своей династии
И отвращается от лжи. Благородные династии
Низводятся в положение низших,
Если не проводят жертвоприношений,
Устраивают нечистые браки, отходят от Вед и оскорбляют брахманов.
Они низводятся в положение низших,
Если присваивают имущество брахманов,
Наносят им обиды и пренебрегают
Их возвышенным положением, а также не почитают
Великих мудрецов.
Династия, имеющая в изобилии скот
И богатства,
Пятнается позором и бесславием,
Если отвергает благопристойное поведение.
Как сандаловое дерево,
Хотя и тонкое, способно выдержать тяжесть,
Какую не могут
Выдержать другие деревья, хотя и превосходят
Его толщиной, точно так же
Люди, принадлежащие
К высокому роду, способны нести
Бремя великих забот, которое не могут нести
Обычные люди.”
(М-б., 5.18).
См. Цивилизация
БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ
См. Буддизм (4 Благородные Истины); Истина (4 благородные истины)
БЛАГОРОДНЫЕ МУЖ ЗАБОТИТСЯ ОБ ИСТИНЕ
“Учитель [Конфуций] сказал: – Благородный муж заботится об истине,
А не о насущном хлебе.
Те, кто пашет землю,
Тоже могут испытывать голод. А те, кто учится, могут добиться
Высокого жалованья. Благородный муж беспокоится о том,
Что он не достигнет познания истины, а не о том,
Что он беден.”
См. Покой в любви; Умный и человеколюбивый; Радости (полезные и вредные)
БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ
“Учитель сказал: «Благородный муж ко всем относится одинаково,
Он не проявляет пристрастия;
Низкий человек проявляет пристрастие
И не относится ко всем одинаково.»”
(Лунь юй [Беседы и высказывания] 2.14).
См. Путь в себе
“Не может быть благородным мужем тот, кто не постиг волю Небес.”
(Лунь юй [Беседы и высказывания] 20.3.1).
См. Небо; Воля Бога
“Кун-цзы сказал: «Благородный человек не печалится,
Если люди не признают его достоинств; он печалится
О своём собственном несовершенстве».”
(Лунь юй [Беседы и высказывания] 14.32).
См. Покаяние; Книга «Лунь Юй»
“Благородный муж знакомится со многими пословицами
Древности и многими деяниями прошлого,
Чтобы тем самым
Сделать сильным свой характер.”
(И цзин [Книга перемен] 26).
См. Книга Перемен; Даосизм (дух в теле)
“Три вещи огорчают благородного мужа: если существует нечто,
О чём он не слышал,
Но он не может об этом услышать;
Если он слышит об этом, но не может это изучить;
Если он это изучил,
Но не может применить
На деле.”
(Ли цзи [Книга ритуалов] 18.2.2.20).
См. Практика; Просветлённый человек превосходит ангелов; Книга «Ли-цзы»; Любознательность
БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ (ВЫДАЮЩИЙСЯ)
“Конфуций сказал: – истинно выдающийся обладает
Природною прямотою и любит правду,
Вникает в слова
И вглядывается в выражение лица,
Заботится о том, чтобы поставить себя
Ниже других, – такой,
Без сомнения, будет истинно выдающимся как в государстве, так и в семье.”
См. Благоговение (благородный муж); Умный и человеколюбивый
БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ В МИРЕ
“Учитель [Конфуций] сказал: – Благородный муж в мире (в делах мира)
Ничем не дорожит и не пренебрегает, но следует тому, что справедливо.”
См. Умный и человеколюбивый
БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ И МЕЛКИЙ ЧЕЛОВЕК
“Учитель [Конфуций] сказал: – Благородный муж
Думает о добродетели, а мелкий – о спокойствии. Благородный муж
Боится закона,
А мелкий – жаждет корысти.”
“Учитель [Конфуций] сказал: –
Мысли благородного мужа – только о долге и справедливости.
Мысли мелкого человека – только о выгоде.”
“Учитель [Конфуций] сказал: –
Благородный муж ищет причины своих
Неудач в себе самом, а мелкий (подлый) человек ищет их в других.”
“Учитель [Конфуций] сказал: –
Что благородный муж бывает иногда негуманен –
Это случается;
Но чтобы мелкий человек был гуманным –
Этого не бывает.”
См. Оправдание (мелкий человек); Покаяние редко; Служение правителю; Человеколюбие
БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ И ПОДЛЫЙ ЧЕЛОВЕК
“Учитель [Конфуций] сказал: –
Благородный муж постепенно
Поднимается вверх по пути
Нравственного и умственного совершенствования.
Подлый человек постепенно
Опускается вниз,
Погрязает в страстях.”
“Учитель Конфуций сказал:
Благородный человек,
Оказавшись
В безвыходном положении, сохраняет стойкость.
Подлый (мелкий человек)
Делается распущенным (то есть способным
На беззакония).”
См. Благоговение (благородный муж); Постижение (афоризм Конфуция); Развитие (нет будущего)
БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ ПО-РАЗНОМУ ВОСПРИНИМАЕТСЯ
“Цзы-ся сказал: –
Благородный муж по-разному
Воспринимается
В трёх случаях: когда посмотришь на него издали,
Он величествен;
Приблизишься к нему – он ласков; послушаешь
Его речи – он строг.”
См. Благоговение (благородный муж); Радости (полезные и вредные)
БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ СКРОМЕН
“Учитель [Конфуций] сказал: –
Благородный муж скромен
В своих словах, но неумерен в действиях.”
См. Покаяние редко; Человеколюбие
БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ СТРОГ
“Учитель [Конфуций] сказал: – Благородный муж строг,
Но не сварлив, общителен, но не партиозен
(Ни с кем не вступает в сговор).”
См. Служение правителю; Воздаяние (добром за зло?); Друзья (полезные и вредные); Ненависть (благородный муж)
БЛАГОРОДНЫЙ ПУТЬ
“Религиозная дисциплина, сформулированная
В восьми пунктах, представляет
«Благородный Путь», ведущий к прекращению страдания:
1. правильные воззрения
2.правильное рассуждение
3.правильная речь
4.правильные намерения
5.правильное поведение
6.правильные средства
7.совершенное памятование
8.совершенная медитация, .сосредоточение сознания.”
(Ешей Гьялцан).
См. Ламаизм (программа развития); Буддизм (Восьмеричный Благородный Путь)
“Благой Путь, на котором оптимальное действие
И интеллект едины,
Является единственным Путём, которым должно идти Сынам Будды.
Если же разобщить
Оптимальное действие и интеллект, то вам не удастся достичь
Уровня Будды,
Так же как птице
С одним крылом не удастся взлететь в небо.”
(Ешей Гьялцан).
См. Внимание (основы внимания); Состояние Будды; Просветление (7 элементов просветления); Путь («прямой путь» Падмасамбхавы); Интеллект необходим человеку
БЛАГОРОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК
“Тот,
Кто знает Дао, тот не любит говорить об этом. Тот,
Кто готов говорить о нём, не знает его.
Кто знает его, тот закроет себе рот, и ноздри. Он притупит
Свою остроту и распутает запутанное;
Он умерит яркость своего ума и низведёт себя до невежества других.
Это называется «Таинственное Согласование».
О таком человеке нельзя говорить,
Как о близком или далёком; он вне всех рамок –
С точки зрения пользы или вреда, благородства
Или неблагородства;
Он самый благородный
Человек в мире.” См. Даосы – высокие люди
БЛАГОРОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК (6 ДОСТОИНСТВ)
“Шестью достоинствами –
Образованностью, аскетичностью, богатством, красотой, молодостью
И знатным происхождением – наделены благородные души, однако, если
Человек, наделённый ими, начинает кичиться этим,
Он слепнет и в результате
Утрачивает рассудок и способность преклоняться
Перед величием великих.”
(Ш.Б.4.3.17).
См. Чувство собственной важности; Гордость – эгоизм
БЛАГОРОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК ВИДИТ ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ
“Благородный человек
Даже в людях сомнительного поведения видит только
Хорошие качества,
Как тот, кто способен извлечь
Каплю нектара
Из океана яда.”
БЛАГОРОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК ЗНАЕТ
“Человек,
Который не верует как все, но знает
Несозданное, разорвал привязанности,
Положил конец случаю, отказался от желаний, –
Поистине благороднейший человек.”
(Дхаммапада 97).
См. Авторитеты и собственный опыт; Непривязанность (стать выше пяти); Просветлённый человек – бестропый; Буддизм (4 Благородные Истины); Просветление (учение просветлённых); Существование – переплетение
Свидетельство о публикации №125031600733