О поэзии

Поэт не может полностью отрешиться от мира и полностью быть "человеком от мира сего". Увидеть жизнь не в одном цвете, а как сплетение зла-добра, тьмы и света - это и значит обнаружить глубину и сущность человеческой реальности.

Поэт живописует, помимо всего прочего, характеры, типы людей, пессимистов и оптимистов, неудовлётворённых жизнью и в состоянии радости. Мне больше по душе трагические образы, в которых частный человек сливается с человеком вообще, человеком-в-мире, в грусти.Описание усталости от жизни столь же ценно поэтически, как и наслаждение ею. Очень много в поэзии может быть дано "трагических портретов самых разных людей, начиная с исторических личностей и мифологических персонажей и кончая описаниями сознания обывателей нашего времени. трагичных людей разного времени и разного общественного положения, начиная от Монолога Ивана Грозного, через миф о Вечном Жиде, стихи о Прокажённом и пр. Достаточно мне было прочесть сточку из статьи писателя Моэма (я дал её в эпиграфе к стихам) и получился такой образ человека,у которого всё лучшее в прошлом, который не хочет ни жить,ни умирать.                Любопытно смешение стилей в поэзии, высокого, низкого начал, Смешинки и грустинки,критика недолжного в жизни перерастает в сатиру и иронические стихи. В итоге получаются иронические стихи. Заодно можно взять какой-либо образ или явление и развить это в символическую картину жизни. Можно противопоставить своё "Я" людям и миру, но и включить себя в картину общего,как "одного из..." И тогда возникает более человечное "Мы":
Что до глагольных рифм, то стихи могут получиться с самыми простыми глагольными рифмами и не получится с рифмами оригинальными.
Творчество и поэзия связуют физический мир и мир души воедино:

Поэзия даже при желании, не может отрицать «Душу» - бездушная поэзия – не поэзия, а графоманство или эмпирическая поэзия обыденности, где форма тиранствует над содержанием.
Но поэзия это не просто чувственная душа (низший, хотя и важный для обычной жизни, слой сознания. В поэзии душа сопряжена с «Духом» (высший слой сознания, диалектический синтез рассудка и разума, Глубинное сознание).
 И третье – эстетическое отношение поэта к реальности (с преобладанием фантазии иди реализма).
Душа-дух-и эстетизм – высшее триединство в поэзии,
Но необходимо отметить полную непознаваемость «души». Мы признаём её наличие только по косвенным признакам – результаты душевной деятельности. Такая деятелььность может быть (по побуждениям и результатам) психологической, этической и эстетической.
Науками о душе накоплен громаднейший материал, но главное не может быть познано в принципе – конечный человек обладает лишь знанием относительным.
Здесь я не пишу о религиозном понимании души, так как речь идёт о чисто мирской поэзии. Религиозную поэзию лично я считаю низшим видом поэзии. Религиозна поэзия это всего лишь эстетическая пропаганда и славословие религии и её догматов.
Но в любого типа поэзии возможно включение в стихи религиозных чувств и символов. И всё же в этом случае эстетическое начало преобладает. Когда поэт одухотворяет в стихах космос,наделяет его душой и разумом, он вовсе не впадает в пантеизм, он меет дело с поэтической условностью, поэтизирует реальность. Поэт-мистик может быть – субъективно – очень религиозным человеком и считать свои стихи религиозными, объективно же он лишь
Шь символизирует и этизирует действительность.


Поэзия любви. Здесь возможно полное разнообразие подходов. Первое что нужно различать: любовь не секс, это явление психологическое, духовное. Но второе: любовь может быть и злом и добром. Меня больше прельщает трагика любви. Но светлое в ней есть всегда...
Стихи о природе особенно нуждаются в символике, в чувствах и эпитетах. Воспринимая природу, мы её очеловечиваем.Это Душа в форме Природы.
Есть стихи,где главное заключается в том, чтобы было красиво, форма в данном случае важнее содержания, реальное смешано с символикой :
В поэзии любая мелочь может преобразится в нечто важное и целое,в изображение трагики человеческого бытия,что граничит уже с философскими стихами:
Поэзия не что-то одно, а смесь разного,выявление новых и старых смыслом явлений, путешествие по своей и чужим душам.

Поэт может "добыть " поэзию из всего, достаточно черточки жития, чтобы развить её в целую картину чувства-мировоззрения…


Рецензии