Красавица Ута

Ута Балленштедтская (также Ута Наумбургская; нем. Uta von Ballenstedt, предположительно 1000 — 23 октября, ок. 1046) — маркграфиня, жена Эккехарда II, маркграфа Мейсена, Саксонской Восточной марки и графа Хутици.

Родители Уты (Оды) — Адальберт, маркграф Балленштедта, и Гидда, дочь графа Одо I Лужицкого. У неё были три брата: Эзико Балленштедтский — граф, основатель рода Асканиев, Дитрих — настоятель церкви в Балленштедте, Лудольф — монах монастыря Корвэй, и сестра Хацеха — настоятельница аббатства Гернроде.


Ута родилась 1 января 1000 года в Гарце, живописном горном крае в Германии. Юная графиня воспитывалась в одном из женских монастырей, расположенных вблизи семейных поместий. Предназначались они для представительниц высокой знати, играли роль не только религиозных центров, но и своего рода академий и университетов. В монастырях велось летописание, переписывались книги, создавались трактаты, собирались богатые библиотеки. Ута много читала, прекрасно разбиралась в истории, любила музыку, хорошо играла на органе, знала лекарственные травы. Главные качества, которые ей прививали с детства — домовитость и почитание будущего супруга.

Замужество
Брак Уты с графом Мейсенским состоялся, по всей видимости, из политических интересов.
 На этом браке, который оказался бездетным, окончился род Эккехардинеров. Эккехард II, который правил графством 15 лет (1031—1046) вплоть до своей внезапной кончины, был отважным воином и справедливым правителем. После его смерти в 1046 году Ута в возрасте 46 лет ушла в монастырь аббатства Гернроде, которым управляла её сестра Хацеха, отказавшись от наследства мужа, которое частично перешло аббатству и императрице Агнесе. Дата смерти Уты не установлена, известно лишь, что это произошло 23 октября.


В архитектуре
Ута и Эккерхард

В историческом центре немецкого городка Наумбург (земля Саксония-Анхальт) находится Наумбургский собор. В западной части собора на высоте примерно трёх метров высятся фигуры маркграфа Эккехарда II и его супруги Уты — это единственное дошедшее до нас её скульптурное изображение. Её лицо излучает чистоту и силу. На груди у маркграфини брошь в виде шестиконечной снежинки с тремя окружностями на каждом луче (знамя мира). Скульптурное изображение Уты считается[кем?] одним из самых ярких женских образов в искусстве Средних веков.
В живописи
Фигуру маркграфини, держащей в руках ларец с сокровищем Мира — камнем Чинтамани, использовал в своей работе «Держательница мира» (Камень несущая) Н. К. Рерих[источник не указан 1721 день]. Картина была написана в 1933 году и посвящена жене художника — Е. И. Рерих.

Уолт Дисней рисовал с Уты Злую Королеву для мультика «Белоснежка и семь гномов».


Так вышло, что эту скульптуру в свое время полюбили нацисты - вот он, тип настоящей арийской женщины - правильные черты лица, взгляд, полный решимости, стоит рядом с мужем и храбро сопротивляется всем встречным ветрам.

С 1937 года ее внешность активно использовалась в немецкой пропаганде.
Супруг ее не так арийски прекрасен, так что обычно его оставляли за кадром.
Изображения Уты, немецкие домохозяйки, развешивали в самых красивых местах жилища, чтобы пример настоящей арийской женщины был всегда перед глазами и вдохновлял.


Однако, как оказалось, у добродетельной Уты, невольно ставшей символом фашистской женщины, вряд ли могли быть арийские корни.

Во-первых, Ута родилась в Саксонии, а согласно выводам современных генетиков, саксы по ДНК имеют к ариям весьма отдаленное отношение. Считается, что саксонцы относится к гаплогруппе R1b, а древние арийцы – к галогруппе R1a. Генеалогически саксонцы близки к готам, кимврам, тевтонам, то есть относятся к древним германцам, а вот кельты, венеды, скандинавы близки к ариям, и обычно с древними германцами они не смешивались.

Кстати, в числе потомков рода Уты была и российская императрица Екатерина II, отцом которой был князь Ангальт Цербстский, правда, эта ветвь потом оборвалась. Почти все другие ветви этого рода также прервались задолго до появления в Германии фашизма.





Двенадцать наумбургских фигур, выполненных в полный рост и представляющих собой исторические персонажи 11 века, были вырезаны из камня в районе 1250 г., и установлены в ниши западного хора собора в Наумбурге. Документы, которые проливают свет на это событие, не обнаружены. На протяжении веков наумбургские фигуры оставались в тени общественного внимания, и только в конце 19 века ими стали интересоваться отдельные искусствоведы. Но внезапно в начале 20 века наумбурские фигуры стали широко популярными, а особенно одна из них – Ута, известность которой приобрела статус национальной иконы. Исторических подтверждений правомочности этого высокого статуса нет, ибо до сих пор не обнаружено документов, проливающих свет на жизнь маркграфини Уты. Известно лишь, что её родословная идёт по линии Асканиев [Askanier] из Балленштедта [Ballenstedt]. Известно также, что она состояла в бездетном браке с майсенским маркграфом Эккерхардом II [Ekkerhard II], статуя которого находится рядом со статуей Уты. Таким образом, каменная статуя сама по себе околдовывает людей, поражая людей своей красотой и достоинством. В последние столетие об Уте писалось и говорилось очень много, благодаря чему Наумбург стал культовым местом.

Сейчас собор с его территорией внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а изображение Уты Балленштедтской признано одним из самых прекрасных статуй, созданных в XIII веке, и самых красивых статуй Средневековья вообще.


Рецензии