Банальщина в стихе Евтушенко
Разумеется, речь же не идет о всех стихах поэта, а именно об этом стихотворении. Конечно, и у Евтушенко есть замечательные стихи, но сейчас речь идет об этом, вы почувствуйте как не к месту вставляются слова "банальная как смерь", когда это смерть была банальна?.. Как не сочетаются "струна жестокого романса" и "ломать комедь". Совершенно разные стили но соединяются в единое. Сентиментальность объявляется преступлением.... Это слишком большое усиление, и никак "статью" под сентиментальность не подведешь...
Щенок превращается у поэта в "лохматого уродца", так можно сломать психику читателя, ведь слово щенок несет столько ассоциаций, а поэт с бравурного пинка объявляет его "уродцем". Почему же "Гуманней не твердить «люблю», когда ты любишь.".. Это какое надо иметь провиденье, чтобы наперед рассчитать, что я обязательно разлюблю, а слова люблю, которые я сейчас говорю любя, будут наносить урон. "Гуманней не любить, когда потом конец". Гуманность в любви это и есть банальная развязка?...
"За то, что разлюбил, я не прошу прощенья". А почему бы не попросить?.. Зачем ссылаться на неведомые силы любви, которые управляют сердцем. Вот здесь бы проявить гуманность, поэт понимает, что переборщил, этой строчкой проявил жестокий эгоизм и добавляет уже обратное по смыслу "прости меня за то, что я любил тебя". И к чему же закладывать такие противоречия?.. Не к тому ли, что поэт и не любил никогда, и передал в стихе то, что действительно испытывал к объекту любви. (в данном случае поэт - это лирический герой Евтушенко)
Евгений Евтушенко
Я разлюбил тебя
Я разлюбил тебя… Банальная развязка.
Банальная, как жизнь, банальная, как смерть.
Я оборву струну жестокого романса,
гитару пополам — к чему ломать комедь!
Лишь не понять щенку — лохматому уродцу,
чего ты так мудришь, чего я так мудрю.
Его впущу к себе — он в дверь твою скребется,
а впустишь ты его — скребется в дверь мою.
Пожалуй, можно так с ума сойти, метаясь…
Сентиментальный пес, ты попросту юнец.
Но не позволю я себе сентиментальность.
Как пытку продолжать — затягивать конец.
Сентиментальным быть не слабость — преступленье,
когда размякнешь вновь, наобещаешь вновь
и пробуешь, кряхтя, поставить представленье
с названием тупым «Спасенная любовь».
Спасать любовь пора уже в самом начале
от пылких «никогда!», от детских «навсегда!».
«Не надо обещать!» — нам поезда кричали,
«Не надо обещать!» — мычали провода.
Надломленность ветвей и неба задымленность
предупреждали нас, зазнавшихся невежд,
что полный оптимизм — есть неосведомленность,
что без больших надежд — надежней для надежд.
Гуманней трезвым быть и трезво взвесить звенья,
допрежь чем их надеть, — таков закон вериг.
Не обещать небес, но дать хотя бы землю.
До гроба не сулить, но дать хотя бы миг.
Гуманней не твердить «люблю…», когда ты любишь.
Как тяжело потом из этих самых уст
услышать звук пустой, вранье, насмешку, грубость,
и ложно полный мир предстанет ложно пуст.
Не надо обещать… Любовь — неисполнимость.
Зачем же под обман вести, как под венец?
Виденье хорошо, пока не испарилось.
Гуманней не любить, когда потом — конец.
Скулит наш бедный пес до умопомраченья,
то лапой в дверь мою, то в дверь твою скребя.
За то, что разлюбил, я не прошу прощенья.
Прости меня за то, что я любил тебя.
1966 г.
КОММЕНТАРИИ
Ирина Ив
Не удержаться, чтобы не поддержать Вас - уж такого наворочено в этм стихотворении, и единственное достоинство его в полном самообнажении поэта-автора: вся эта возвышенность чувств , которая сопровождает любовь ли, влюблённость - для него лишь хорошо продуманная игра с уверенностью, что никакой ответственности не стоит брать на себя , в какой бы степени, стадии, чувства двоих не были. Разобрать смыслы построчно - получить особенное удовольствие, а это :" прости меня за то, что я любил тебя" - просто заключительный перл во всех смыслах. Такая вот любовь в представлении прославленного.
ЕМ
У вас правильное психологическое понимание состояния уже не героя стиха, а самого поэта. И в этом его ошибка. Он выступает как игрок в любовь, где у него своя ставка, он ее выиграл, но проиграл как человек. У самураев в качестве наставления говориться, что надо иметь искреннее сердце, что эта искренность поможет ему пройти все пути ада, если самураю нужна искренность, то как же она нужна поэту?.. В этом и смысл, что многие не могут состояться как поэты, хотя у них есть и мастерство и талант, но нет главного - искренности.
Свидетельство о публикации №125031603062