Геликон императора Александра Третьего

ГЕЛИКОН ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА ТРЕТЬЕГО


Ты любишь ли играть на геликоне,
Как император русский Александр?

В нём низкое звучанье так весомо,
Он тело обнимает вкруг кольцом.
И можно на коне скакать, держа поводья
Двумя руками – чудо, красота!
Он богатырство выгудит гуденьем
И нежной строгостью сумеет одарить.
Он воинскую стать и тайную усмешку
Пошлёт прохожим, ветру, облакам.
Он нам подобен: зазвучим как зёрна,
Из-под земли, но наш могучий вздох
Раскроет небо в счастье и приволье.
Мужское богатырство, звёзд не счесть,
Летим, крылатые, в бездонный мир Вселенной
Спиральною волной, святые силой.
Кто силу дал нам – возвернём стократно!

Ты любишь ли играть на геликоне,
Как император русский Александр?


10 марта 2025 года – 180 лет со дня рождения императора Александра Третьего.

Родился он 26 февраля [10 марта] 1845 года (Аничков дворец, Петербург). Покинул земной мир 20 октября [1 ноября] 1894 года в Ливадийском дворце (Ялтинский уезд, Таврическая губерния, Крым). Я уже более 10 лет живу в СНТ «Ливадия» в Подмосковье и нередко думаю об этом названии и тех, кто связан с крымской землёй. Император Александр Третий любил играть на геликоне в медном оркестре, который сам основал. Музыкант оркестра Александр Берс сообщал, что император заказал себе инструмент особенно больших размеров, потому что в геликоны обыкновенных размеров ему было трудно влезать.

Гелико;н (от греч. ;;;;, родит. падеж helikos - кольцо, спираль; спиральная волна) - низкий по звучанию медный духовой инструмент семейства саксгорнов. Впервые зазвучал в 1860-х годах в кавалерийских и артиллерийских, а затем в военных марширующих оркестрах. Используется преимущественно в духовых оркестрах, в то время как в симфонических - практически не применяется, ибо там его заменяет туба (звучание их схоже).

Популярность в духовых оркестрах связана с удобством его использования при игре стоя или на ходу: по сравнению с тубой, для которой при длительной игре для компенсации веса необходимо использовать ремни, геликон за счёт своей конструкции и расположения при игре (инструмент вешается на левое плечо через голову) лучше распределяет свой вес. В конных духовых оркестрах это удобство имеет ещё большее значение: можно играть, освободив одну руку (или даже обе руки) для управления лошадью.


Рецензии