Об эросе и танатосе в моём творчестве
Через мои художественные тексты нитью проходят эрос и танатос, либидо и насилие, стремление к свету и угасание, жизненное и макабрическое. Вообще этот подход распространён и в декадентской литературе, и в кинопроизведениях, и в компьютерных играх, и в текстах песен. В России такое проявление авторского почерка стало наиболее заметно в современном искусстве, в постсоветское время. К примеру, начали переводить и публиковать тексты битников - Уильяма Берроуза, Джека Керуака, ранее это было бы невозможно сделать, в эпоху соцреализма; стала развиваться игровая индустрия, стали выходить всевозможные игры - приключенческие, квесты, аркады, в том числе, и хорроры; например, была такая компьютерная игра про Алису в Стране чудес, в которой она бегала с ножом, и Страна чудес выглядела чрезвычайно монструозной и пропитанной галлюцинациями. Когда я был подростком, часто играл в игры, это были особенные метавселенные, в которые можно было погрузиться и прочувствовать спектр эмоций. Если же вернуться к проявлениям эроса и танатоса в искусстве, то, на самом деле, это давняя традиция, стоит вспомнить картины Гойи или произведения Эдгара По... Если взять кинематограф, наглядный пример - фильмы Квентина Тарантино. Но как и Тарантино, я не терплю насилия в жизни - ни физического, ни эмоционального, ведь реальное насилие вызывает лишь угнетение. Кинематографическое насилие для него - один из приёмов в рамках парадигмы искусства, также как для меня - литературное насилие. Нужно не забывать, что любой литературный текст состоит, прежде всего, из букв, а буквами не поранишься. Каждый читатель при прочтении того или иного произведения создаёт собственные, личные образы в своём сознании, или же даже может не создавать их совсем, а просто логически воспринимать текст, отыскивая в нём, в основном, смысл, внутреннее наполнение. Поэтому и считается, что восприятие художественных произведений - книг, картин, песен или музыкальных пьес - это зачастую индивидуальный процесс, и отдельные штрихи здесь неуместны, нужна полная картина, сумма зарисовок, отсылка к общему культурному коду. Да, любое творение - это ребёнок творца, но как известно, дети не во всём бывают похожими на своих родителей. Поэтому следует отделять художника от продукта его деятельности, хотя, конечно же, некоторые черты и вложены в этот конечный результат его субъективных поисков. Искусство влияет на читателя, зрителя, слушателя, но оно не может заменить другие проявления человеческого труда, так как является одной из форм духовной культуры; есть философия, наука, религия, есть материальные объекты, технические новшества, социальные преобразования, спортивные достижения. Искусство не может заменить собою всего, это утопия. Вследствие этого важно различать реальный мир творца и вымышленный мир, составленный из образов, знаков, символов. Как-то выдающийся режиссёр Годар удивился в одном из своих интервью тому, что некоторые люди боятся кино, ведь это всего лишь поток образов. И правда, это ведь сумма образов, подобная сновидению, что и воспевали в своё время сюрреалисты. А сны мы видим каждую ночь.
Рецензии