По конкуру - Анафора или Эпифора
http://stihi.ru/2025/03/14/3510 - Итоги конкурса
В конкурсе приняло участие 45 произведений. Из них большинство – 37 произведений - были отобраны судьями в их личные шорт листы. Что не удивительно: в этот раз все принятые стихи удовлетворяли конкурсному заданию, а вкусы у судей разные. К сожалению, несколько стихов с явными техническими недочетами исполнения были отобраны по ошибке и потому тоже попали в итоговый протокол. Ничего страшного в этом нет – все мы более терпимы к технике исполнения других, чем к своей собственной, поэтому, дорогие наши участники, знайте: не всегда попадание вашего произведения в итоговый протокол означает его безупречность!
В чем же состояло конкурсное задание, которое в этот раз ни у кого не вызвало затруднений?
Требовались стихи, в тексте которых присутствует один из двух синтаксических приемов усиления выразительности поэтической речи - анафора или эпифора. Жанр написания мог быть любой, кроме жанра «стихи для детей», а так же всех твердых, игровых и специальных форм (например, текстов песен с припевом, написанным другим размером). Лексика стихов – только литературная.
(Кстати, за исключением особо оговоренных случаев, я всегда прошу участников не предлагать на конкурсы ТМА стихи, написанные сниженным разговорным сленгом, а еще стихи шутливого и пошлого содержания: они, пусть даже и остроумные, не будут иметь у нас успеха).
Что же такое Анафора и Эпифора?
Анафора и Эпифора - это синтаксические выразительные средства языка поэзии. Анафора - повтор одного и того же слова в начале поэтических строк или группы слов в начале нескольких смежных строк или фраз. Эпифора - повторение одного и того же слова или группы слов в конце нескольких смежных строк или фраз. В качестве примера стихов с анафорой предлагаю текст внеконкурсного произведения:
САД ЗЕМНОЙ. ИННА ЗАСЛАВСКАЯ
В этом слове коротком, как выстрел,
Бытия годовые круги:
САД опавшими листьями выстлан;
САД склонился под гнетом пурги;
САД очнулся цветеньем объятый;
САД наполнился соком плодов.
Каждый день от зари до заката
Озаряется светом садов.
У истории те же законы
Кольцеванья и смены времен.
Возрожденья златые бутоны
Распускались над прахом племен,
О которых предания скажут,
Не жалея эпитетов злых:
Изничтожили в варварском раже
То, что взращено было до них.
Век за веком, кругами, кругами…
Из садов просвещенья плоды
Были втоптаны в землю ногами
Опьяненной враждой голытьбы.
После каждой кровавой распашки
САД казался развалин мертвей,
Но листва прорастала бесстрашно
На культях обгорелых ветвей.
Вновь и вновь воскресая из ада,
САД земной, ты цветешь до поры,
Ведь Лопахины бродят по саду,
Наготове держа топоры.
Главный герой этих стихов – сад, который здесь не просто группа деревьев, а скорее метафора на общество, что, так же, как и сад, развивается во времени, меняет свой облик, переживает увядание и снова воскресает в новом качестве. Чтобы сделать акцент на этом персонаже – вечно сущем и вечно меняющемся, автор сознательно использует анафору – многократно начинает строку стихов со слова «сад»: «Сад опавшими листьями выстлан; сад склонился под гнетом пурги; сад очнулся цветеньем объятый; сад наполнился соком плодов». Главная мысль стихов, обращенная не столько к саду, сколько к обществу людей («После каждой кровавой распашки сад казался развалин мертвей, но листва прорастала бесстрашно на культях обгорелых ветвей») заряжает нас оптимизмом, несмотря на то, что «Лопахины бродят по саду, наготове держа топоры». Замечательная аллюзия на чеховскую пьесу, которую автор удачно поставила в концовку стихотворения.
Итак, повторение одних и тех же значащих слов в стихах встречается в двух случаях. Чаще всего это недосмотр автора, свидетельство либо бедности его речи, либо ошибки. Но бывают и такие случаи, когда повтор определенным образом помогает раскрытию содержания – придает смысловой акцент на главных мыслях произведения. В обоих случаях можно считать, что в стихах присутствует анафора или эпифора. Но в первом она – недостаток, а во втором – инструмент, способствующий увеличению выразительности языка.
Давайте почитаем лучшие стихи наших участников конкурса – те, где анафора или эпифора были использованы сознательно и удачно.
1. ЖЕНЩИНА ОПАСНОГО ОТРЕЗКА. ЛЕННА ЖУК
ЖЕНЩИНА БАЛЬЗАКОВСКОГО ВОЗРАСТА -
самого ОПАСНОГО ОТРЕЗКА,
распустила шёлковые волосы
как фату. Ну, вроде бы - невеста.
Платьице нарядное, старинное,
королева – глаз не отвести...
А подружки языками длинными,
только укорачивают жизнь.
Где была, когда седлали рыцари,
белых неподкованных коней?
Все подружки замужем за принцами
(принцы – это точно не по ней)
все подружки, как одна, при деле -
подтирать наследникам носы,
а в её душе - метут метели,
по пунктирам взлётной полосы.
Мама говорила (кто бы слушал!)
это понимается потом:
вовремя задуматься о муже,
чтоб не спать на старости с котом.
Вроде, по статистике, на десять –
девять очарованных юнцов,
минус – алкоголиков и плесень,
жмотов и альфонсов, подлецов,
при сухом, безжалостном остатке –
мачо не совсем её мечты.
Минус – это очень важный фактор,
в плюсе несомненной красоты.
ЖЕНЩИНА ОПАСНОГО ОТРЕЗКА,
с алкоголем путает еду,
курит дорогие сигареты
(только не у мамы на виду)
ЖЕНЩИНА ОПАСНОГО ОТРЕЗКА,
начиталась книжек про любовь,
вечная и верная невеста,
навсегда забытая Ассоль.
Парус – это очень романтично
(действует, как тряпка на быка)
Грей немного пишет, для приличия,
только не торопится пока.
ЖЕНЩИНА ОПАСНОГО ОТРЕЗКА,
женщина без драмы и забот,
что и мягкой может быть, и дерзкой...
Милого, единственного ждёт.
Стихи – о личной женской истории, где рефреном проходит строка «Женщина опасного отрезка», она же – анафора трех строф. Даже четырех, если считать анафорой и две первые строки стихотворения. Автор не дает своему персонажу имени, но с помощью этой повторяющейся фразы делает акцент на главном в этой истории - возрасте, при котором в душе всё еще «метут метели по пунктирам взлётной полосы», а одинокая жизнь «без драмы и забот» уже не радует лирическую героиню. Мне нравится выразительный язык этих стихов – точные и небанальные фразы вроде: «Где была, когда седлали рыцари, белых неподкованных коней?» или: «Минус – это очень важный фактор в плюсе несомненной красоты».
2. ТЫ НЕ МОЖЕШЬ РАЗГОВАРИВАТЬ. МАРИНА БЫСТРОВА-ДОКС
ТЫ НЕ МОЖЕШЬ РАЗГОВАРИВАТЬ,
Да зачем тебе оно?
Глаз твоих собачьих марево
Всё поведало давно
О любви большой и преданной,
Редкой среди нас, людей,
Так за что же ты – неведомо,
Вьёшься у ноги моей?
И хозяйке своей ветреной
Даришь ласку и тепло,
Так, что прочь уходит медленно
Накопившееся зло.
ТЫ НЕ МОЖЕШЬ РАЗГОВАРИВАТЬ,
Но, не знаю почему,
Будто скрипка Страдивари ты,
Разгоняешь мрак и тьму.
Если боль ношу на сердце я -
Утоляешь грусть-тоску,
И волнами нежность стелется,
Как барханы по песку.
А взамен, мой друг безропотный,
Что могу тебе вернуть?
Поводок, маршрут истоптанный,
Да сухого корма чуть.
И на ухо, в шерсть лохматую
По-собачьи проскулю:
«Знаешь, как меньшОго брата я,
Столько лет тебя люблю».
Только жаль - уйдёшь безвременно,
Станет комната пуста,
Краткий век, тебе отмеренный,
Меньше рыжего хвоста.
Стихи, посвященные собаке - спаниелю Бонусу, которые проникают в самое сердце читателя. Анафора «ты не можешь разговаривать» используется автором дважды, и она здесь нужный акцент на особенности главного персонажа: это не человек, а пес, который не говорит, но зато он - источник «любви большой и преданной, редкой среди нас, людей». А как же замечательно выразил свои чувства к четвероногому другу автор стихов: «Будто скрипка Страдивари ты, разгоняешь мрак и тьму. Если боль ношу на сердце я - утоляешь грусть-тоску, и волнами нежность стелется, как барханы по песку». А концовка и вообще написана сильно … до слёз!
4. А ЕЁ БОЛЬШЕ НЕТ... ОЛЬГА ИВАНЫЧЕВА
Неизменны дела и движенье планет,
Так же ночи исход предвещает рассвет.
Расписание жизни... привычный сюжет...
А она за чертой. А её с нами НЕТ.
Людных окон ряды - чей-то зал, кабинет...
Кто-то смотрит кино, кто-то пишет сонет.
Там танцуют, поют, там готовят обед.
Все идёт чередом, пусть ее здесь и НЕТ.
А ведь так молода... на комоде портрет...
Вот лампадка горит, гиацинтов букет.
И любимый один... кофе, блок сигарет...
"БОЛЬШЕ НЕТ, - отбивают часы: БОЛЬШЕ НЕТ."
Мы в стяжании славы, вещей и монет
Не имеем зонта, чтоб укрыться от бед.
Неизбежности бремя... судьбы арбалет...
В нашем видимом мире ее БОЛЬШЕ НЕТ.
Стихи на одну рифму – монорим. Написаны они на достаточно печальную тему – про человека, ушедшего из жизни: «А она за чертой. А её с нами НЕТ». Эпифора «нет» проходит по всем строфам стихотворения, повтор именно этого слова выражает главную эмоцию, главную мысль стихов. Через данный рефрен, автор погружает читателя стихов в состояние печали. «А ведь так молода... на комоде портрет...», «"Больше нет, - отбивают часы, - больше нет"». Мне нравится, что автор не просто повествует о своей личной трагедии, но и вносит в стихи философские размышления: «Неизменны дела и движенье планет, так же ночи исход предвещает рассвет. Расписание жизни... привычный сюжет...»... «Мы в стяжании славы, вещей и монет не имеем зонта, чтоб укрыться от бед».
9. ЛИШЬ БЫ… ВИТА ОСЕННЯЯ
МНЕ НЕ ВАЖНО, мороз на дворе или зной,
Синь небес или грязно-чернильные тучи,
ЛИШЬ БЫ солнце за край провожать не одной,
ЛИШЬ БЫ страх безысходности ночью не мучил.
МНЕ НЕ ВАЖНО, что есть: колбасу иль хамон,
я легко обхожусь без вина с пармезаном,
ЛИШЬ БЫ утром заря не забыла мой дом,
ЛИШЬ БЫ радовал вечер закатом багряным.
МНЕ НЕ ВАЖНО, какая молва за углом
И какую оценку дает обыватель,
ЛИШЬ БЫ меньше по миру куражилось зло,
ЛИШЬ БЫ кару понес за него злопыхатель.
МНЕ НЕ ВАЖНО, за что – важно знать, для чего
Роковая судьба преподносит сюрпризы.
ЛИШЬ БЫ летние дни не бежали бегом,
ЛИШЬ БЫ в зиму не дали бессрочную визу.
Стихи, где применены и анафора «мне не важно», и эпифора «лишь бы» во всех строфах, и вместе они составляют единый смысловой оборот, помогающий донести главную мысль стихотворения: «важно знать, для чего роковая судьба преподносит сюрпризы». Все остальное, что происходит с нами в жизни (все «За что?») не имеют такого значения. Глубокие по содержанию и интересно исполненные философские стихи, строфы которых построены по заданному образцу – венок. И хотя данная форма очень часто страдает искусственностью содержания, так как жестко вписывает его в заданную структуру строфы, но здесь этого не чувствуется: стихи содержательны и логичны.
Почти половина отобранных судьями конкурсных произведений были выстроены по принципу написания венка. Слово «венок» в русском языке означает нечто, что связано, сплетено в кольцо и замыкается само на себя. Стихи тоже можно заплести в венок, причем, самыми разными способами. Стихотворный венок может быть составлен из нескольких стихов, каким-то образом соединенных друг с другом, или представлять собой единственное стихотворение, начало которого замыкается на его конец, или его строки подчиняются какому-то правилу и поочередно сцеплены друг с другом. Таким образом, главный и общий признак стихотворного венка – это кольцо: начало и конец стихотворения должны иметь общее. Это общее чаще всего и есть то, что называется анафорой или эпифорой в зависимости от места расположения рефренной фразы.
К сожалению, далеко не все венки пакета, пусть даже и отобранные судьями, производили впечатление, что их написанием руководило содержание – логично выстроенный сюжет, которым автору захотелось поделиться. Чаще всего мы в венках видим и хвалим их форму, а содержание порой даже не в силах вспомнить – оно было искусственно собрано на живую нитку в процессе плетения венка.
Покажу вам пример только трех венков наших участников:
8. ФИЗИКА БЕЗ ЛИРИКИ. ЕЛЕНА ЭМИКИНГ
С НЕБЕС СПУСТИЛАСЬ БЛАГОДАТЬ,
Белее крыльев херувима;
Как будто ей необходимо
Стерильность на Земле создать;
С НЕБЕС СПУСТИЛАСЬ БЛАГОДАТЬ.
ОН - ПРОСТ, КАК ГЕНИЙ, БЕЛЫЙ ЦВЕТ,
Как синтез сущего на свете;
Ведь то, что спектр в нём не заметен –
Не значит, что его там нет.
ОН - ПРОСТ, КАК ГЕНИЙ, БЕЛЫЙ ЦВЕТ.
В НЁМ СИНЬ МОРЕЙ, ЖЕЛТОК ЛУНЫ,
Фиалки грусть, пурпур малины.
Непостижимо воедино
Рукой маэстро сведены
В НЁМ СИНЬ МОРЕЙ, ЖЕЛТОК ЛУНЫ.
Весь мир безгрешен, как во сне
У праведного духовенства;
Сошло на землю Совершенство,
Ему есть имя – Первый снег!
Венок, построенный на совпадении первой и последней строк каждой строфы. Анафоры и эпифоры здесь в большинстве строф присутствуют, задание выполнено. И написано чистенько… Но меня не покидает ощущение, что плетение венка для автора здесь было важнее, чем его наполнение. Пересказ физического явления – белого цвета как синтеза множества цветов, написано красиво и применено к первому снегу. Придраться не к чему, но (возможно, это только мои проблемы), стихи эти действует на мой ум, не затрагивая чувств. Да и фраза «мир безгрешен, как во сне у праведного духовенства» не особо восхитила.
23. МОРСКИЕ ВОЛКИ. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ
ОТДАТЬ ШВАРТОВЫ! Мы уходим в море.
Прости-прощай, родная сторона!
Качает борт солёная волна.
Ветра зовут, с привязанностью споря:
ОТДАТЬ ШВАРТОВЫ!
ЧТО КРИКИ ЧАЕК: жалобы и стоны?
Идём в поход – за славой ли? на дно?
Пьём за удачу, за борт льём вино.
Но наше подношенье Посейдону –
ЧТО КРИКИ ЧАЕК.
ПУСТЫЕ ТРЮМЫ, ветреные фразы.
Работа за стеной ненужных слов.
Никто не знает, будет ли улов
Иль глубина заполнит до отказа
ПУСТЫЕ ТРЮМЫ?
МОРСКИЕ ВОЛКИ - пленники на воле.
В руках судьбы характеры – кремень.
И пусть гадают все, кому не лень:
Что за душой, и плачут ли от боли
МОРСКИЕ ВОЛКИ?
Еще один венок. Рука мастера способна из всякой формы может создать достойный сюжет, изложенный хорошим литературным языком, подключив воображение для описания того, в чем сам не участвовал. Хорошие стихи, не к чему придраться. Но все равно, это в бОльшей степени хороший, талантливый венок, чем поэтическое авторское откровение…
27. ТЫ БЫ СО МНОЙ ПОШЕЛ? АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА-ФЕДИНА
Еще одно стихотворение, нового для меня автора, выстроенное по тому же образу. (Возможно, на мой конкурс пришли участники когда-то проходящей в Фонде ВСМ конкурсной серии «ВЕНКИ». Уж слишком много мне пришлось проанализировать в поданных заявках однотипных структур!). Все эти венки соответствуют определению риторической эпифоры и потому вполне законно отбирались нашими судьями. Но всегда нужно помнить – рефрен строки – это не самоцель, он только прием, который может сделать содержание более выразительным через акцент на главные мысли. Все прочее – игровые формы рифмовок.
ТЫ БЫ СО МНОЙ ПОШЕЛ?
В место, где хорошо,
Где не плетут интриг
(Разве что в текстах книг),
Где прекратится шоу,
ТЫ БЫ СО МНОЙ ПОШЕЛ?
ТЫ БЫ СО МНОЙ ХОТЕЛ
Жить без забот и дел
В сказочных тех краях,
Где только ты и я,
Прятаться в темноте
ТЫ БЫ СО МНОЙ ХОТЕЛ?
ТЫ БЫ ПОШЕЛ ЗА МНОЙ
В город любви земной,
В место, где нет вранья,
Где только ты и я,
ТЫ БЫ ПОШЕЛ ЗА МНОЙ
В мир, что совсем иной?
Ты бы пошел туда,
Где результат труда
Радует глаз и слух,
Где ни господ, ни слуг...
Жалко, что никогда
Нам не попасть туда.
Здесь какое-то личное содержание есть – автор знает, что хочет сказать и это делает, привлекая к этому рефрены: «Ты бы пошел за мной в город любви земной, в место, где нет вранья, где только ты и я, ты бы пошел за мной в мир, что совсем иной?». И хотя не все картинки этого «иного мира» мне понятны и привлекли (как, например: «Жить без забот и дел(?) в сказочных тех краях, где только ты и я, прятаться в темноте (?) ты бы со мной хотел?»), но стихи получились живыми. Язык стихов прост, но ведь есть еще время их подработать? Главное не бояться участвовать и учиться новому…
Помимо риторической анафоры-эпифоры, образующей венки, в стихах наших участников встречались и другие ее виды.
12. ЛЮБИТЬ... ГАЛИНА СКУДАРЁВА
ЛЮБИТЬ — лелеять шёлк ладоней,
Где каждый палец — лепесток,
Где линия судьбы бездонней
Сто тысяч пройденных дорог.
ЛЮБИТЬ — тревожно слушать сердце
С дыханьем, сбившимся в ночи...
Но никуда уже не деться
От страшных мыслей. Замолчи!
Не потревожь покой минутный,
Ночную тишь не потревожь
И знай, что солнце ранним утром
Разгонит сумрачную ложь.
Ну а сейчас — одно желанье,
И всех твоих надежд предел:
Услышать сонное дыханье,
Как музыку небесных сфер.
Очень поэтичное стихотворение о любви. Используемая лексическая анафора «любить» - это основная мысль стихотворения. «Любить — лелеять шёлк ладоней, где каждый палец - лепесток» (!!!). «Любить - тревожно слушать сердце с дыханьем, сбившимся в ночи». Любить – «одно желанье и всех твоих надежд предел». Красиво написано!
13. ЕСЛИ. ТАТЬЯНА ТАУ
Посмотри... Из-под пальцев срываются искры
И во тьме зажигаются новые звёзды...
ЕСЛИ примешь решение чётко и быстро,
ТО УСПЕЕШЬ УЙТИ. А потом будет поздно.
Месяц узким зрачком наблюдает, как густо
Растекается ночь - внутривенно, подкожно...
ЕСЛИ разум в тебе говорит, а не чувства,
ТО УСПЕЕШЬ УЙТИ. А потом будет сложно.
Не хвосты от комет, а кинжальные когти;
Не кольцо нежных рук, а удавка на шее...
ЕСЛИ дух твой сильнее податливой плоти,
ТО УСПЕЕШЬ УЙТИ. Может быть, ты успеешь...
Очень мощное, насыщенное эмоциями и внутренним напряжением стихотворение, где персонаж понимает, что ей нужно сделать трудный шаг, но все еще медлит, хотя и понимает, что «потом будет сложно». Хорошо продумана композиция – три строфы, как три подхода к решению проблемы, и в каждой главной мыслью – одна и та же конструкция предложения: «если….то успеешь уйти». Начинается эта конструкция с анафоры, а завершается эпифорой. Автор ничего лишнего нам не рассказывает о событиях, о причинах, он просто делает нас соучастником этих напряженных размышлений, заряжает нас эмоционально. Мне кажется, что это отличные стихи, где и анафора, и эпифора работают на тему, делают ее раскрытие выразительным. «Если дух твой сильнее податливой плоти, то успеешь уйти. Может быть, ты успеешь…».
15. УСПЕТЬ СКАЗАТЬ... ГЕННАДИЙ КРЫКСИН
Уходит век... За ним дороги нет.
Декабрь вселенский закрывает вехи.
В материи всё дыры и прорехи,
Забравшие богатство быстрых лет...
Стихает век... Душа зовёт УСПЕТЬ,
Пусть тучи вязки и туманы серы,
Тот самый узкий путь найти для веры,
Для птички райской, созданной взлететь!..
УСПЕТЬ сказать, пока декабрьский луч
Не опустил небесные завесы…
И ангелов позвать, покуда бесы
Не выбрались из замков гордых туч…
УСПЕТЬ пропеть, пока неровный пульс
Ещё стучит чуть слышно во Вселенной.
УСПЕТЬ, в молитве искренней и верной,
Оставить придавивший душу груз…
УСПЕТЬ взлететь сквозь тучи гордых лет
В лучи прощенья вечного рассвета,
С собою в память чистого Завета,
Взяв только слово, пение и свет…
Красивая и глубокая философская лирика, размышления об уходящем времени: «Уходит век...», «Стихает век…». Персонаж понимает, как важно постараться успеть то, к чему его призывает душа: успеть «тот самый узкий путь найти для веры», «Успеть сказать… Успеть взлететь…». Не случайно это слово идет рефреном по всему стихотворению, с помощью этой лексической анафоры, автор интонационно привлекает внимание к важности этого дела, не позволяющего отлагательств. Очень красивые и точные образы в этих стихах: «Успеть, в молитве искренней и верной, оставить придавивший душу груз…», «Успеть взлететь сквозь тучи гордых лет в лучи прощенья вечного рассвета». Отличные стихи, которые понравились судьям.
16. НОЧЬ СПИТ. ЕЛЕНА ПРОНСКАЯ
И СНОВА ночь, пролившись через край,
плеснётся в комнату и яркий свет потушит.
И СНОВА загостится до утра,
прильнув щекой к сиреневой подушке.
И СНОВА за меня ей видеть сны,
в которых лета лакомый кусочек.
А МНЕ под взглядом пристальной Луны
хлебать вино сентябрьских одиночеств.
А МНЕ слова корябать на листе,
зачёркивать и выводить сначала.
Умаявшись заливисто свистеть,
вспугнувший тишину, остынет чайник.
А МНЕ ловить осенний тихий вздох,
лакать туманов предрассветных влагу.
И будет знать один неспящий Бог,
как порчу терпеливую бумагу.
Он, может быть, сумеет распознать
какой-то смысл в моих словесных стружках.
Задёрнута белёсой мглой Луна,
ночь на подушке спит, клубком свернувшись.
В этих стихах две анафоры, и благодаря им все стихотворение делится на две части. Сначала идет описание ночи, которое не просто вводится в текст для красоты, а является вторым – олицетворенным персонажем, который проявляется в жизни ЛГ не в первый раз, отсюда анафора «и снова»: «…и снова за меня ей видеть сны, в которых лета лакомый кусочек…» А потом появляется вторая анафора «А мне…». Теперь персонаж стихов рассказывает о себе, о том, что случается с нею с завидным постоянством (о том, что это случается часто и подсказывает нам анафора!): «А мне под взглядом пристальной Луны хлебать вино сентябрьских одиночеств», «А мне слова корябать на листе, зачёркивать и выводить сначала…», «А МНЕ … лакать туманов предрассветных влагу». Не могу сказать, что мне нравится здесь слово «корябать» - не тот стиль!, но все остальное нравится. И анафоры точно работают на содержание.
21. НЕЗВАНЫХ НЕ ГОНЮ. МИЛА ТИМОШИНА
НЕЗВАНЫХ НЕ ГОНЮ. Прохожий, проходи.
Ты брёл совсем один. Твои устали ноги.
Увидел свет в окне и захотел войти.
А мы живём как раз на въезде у дороги.
НЕЗВАНЫХ НЕ ГОНЮ. Найдется мягкий плед
Любому, кто замерз и просится погреться.
У нас зажжён очаг и жарится омлет.
Горит вечерний свет. И музыка. Как в детстве.
НЕЗВАНЫХ НЕ ГОНЮ. Меня в былые дни
Случайные друзья спасали мимоходом
И уходили вдаль. Теперь я им сродни.
Держу открытой дверь в ненастную погоду.
НЕЗВАНЫХ НЕ ГОНЮ, но дом свой берегу
От глупой простоты и неуместной страсти.
Решивший нас разнять, отправится в пургу.
Хоть мне и будет жаль ушедшего отчасти.
С анафоры «незваных не гоню» начинается каждая строфа стихотворения. Она всякий раз задает нам тему, которую автор отдельными подходами разворачивает в дальнейших строчках, и мы узнаем все новые и новые детали из жизни персонажа: «А мы живём как раз на въезде у дороги», «Найдется мягкий плед любому, кто замерз и просится погреться». Узнаем причину таких поступков: «Меня в былые дни случайные друзья спасали мимоходом». А еще узнаем то, что, несмотря на эту привычку, персонаж бережет свой дом: «от глупой простоты и неуместной страсти… решивший нас разнять, отправится в пургу». Анафора не только не обедняет рассказ повторами, а, наоборот, делит сюжет на отдельные эпизоды, и при этом обозначает на главную мысль, акцентирует правильность доброго отношения ко всем людям (и к незваным – тоже). Получилось очень интересно.
28. ХОЧЕТСЯ ДЕНЕГ. ВИКТОР ДВАНОЛЬОДИНВОСЕМ
ХОЧЕТСЯ ДЕНЕГ. МНОГО. Чтобы зажать в горсти.
Хочешь секрет? Сегодня чувствую их на ощупь.
Кто-то, семь дней в работе, силится их найти,
Кто-то, сидящий в банке, наглой исполнен мощи.
ХОЧЕТСЯ ДЕНЕГ. МНОГО. Деньги текут рекой.
Ждёт их прикосновений русло моей ладони.
Рубль упадёт внезапно. Вклады скорей закрой.
Вдвое, а может, втрое? Или совсем уронят?
ХОЧЕТСЯ ДЕНЕГ. МНОГО. Скоро дефолт придёт.
В этом - чуть больше взлёта, чем самого паденья.
Знаешь? Знакомый в банке - тот, кто приносит счёт,
Наухо нашептал мне: "В банке не хватит денег..."
ХОЧЕТСЯ ДЕНЕГ. МНОГО. Это - налёт, набег!
Выстрел навылет в спину. Точный. Не увернуться!
Хватит! Звенит будильник! Восемь! Уже рассвет!
Жив я! А не в могиле! Значит, сумел проснуться...
Очень обрадовалась за этого участника, чьи стихи, часто участвуют в наших конкурсах. Только обычно все они жестко подчинены задуманной форме (сложному ритму), причем, до такой степени, что теряют содержание и кажутся искусственно придуманными. А вот это (впервые для меня!) – живое стихотворение, оно возникло из понятной мысли, из того, что автор хочет нам поведать, а не из заданной формы. Стихи об известном людском пороке – тяге к деньгам и к их приобретению: «Хочется денег. Много». С этой анафоры начинается каждая строфа, за которой следует описание жизни, подчиненной этой страсти: «Кто-то, семь дней в работе, силится их найти, кто-то, сидящий в банке, наглой исполнен мощи». А в последней строфе – важная смысловая развязка истории: «Это - налёт, набег! Выстрел навылет в спину. Точный. Не увернуться! Хватит!» Осознавший это « жив … не в могиле! Значит, сумел проснуться...». Отличные стихи, где анафора придает выразительность авторскому размышлению.
35. РЕПАТРИАНТ. СОФЬЯ БОРДАКОВА
МЫ ИДЁМ НА ВОСТОК - вдоль разбитых шоссейных обочин,
Мимо залитых кровью окопов, могильных лощин.
Далеко позади лагеря и голодные ночи,
Только друг Соколов мне о чём-то тревожно молчит.
МЫ ИДЁМ НА ВОСТОК: командиры, простая пехота -
окруженцы, вчерашние пленники страшной войны.
Не прошьёт надзиратель на вышке строкой пулемёта -
Мы уходим, уходим из этой чужой стороны.
МЫ ИДЁМ НА ВОСТОК, и немало дорог уже пройдено. дакт
Мимо дряхлых домов и развалин чужих городов.
Там, на той стороне встретит нас долгожданная родина.
Так о чём же всё время молчит политрук Соколов?
МЫ ИДЁМ НА ВОСТОК - рядовые для родины граждане, дакт
Виноватые в странной привычке обманывать смерть.
Встретят нас на родимой границе товарищи важные -
Управление контрразведки с названием "Смерш".
И другая откроется истина для особиста
(Как же прав Соколов, проявивший молчания знак!) -
Дезертиров, предателей быстро пополнятся списки,
Чтоб вернувшись с чужбины, поехать в родимый Гулаг.
Как же прав мой товарищ, лишённый медалей и ордена, дакт
разделявший со мной и шинель, и последний кусок!!
...Но всё ближе и ближе ко мне долгожданная родина!
Возвращаемся, друг, Соколов! МЫ ИДЁМ НА ВОСТОК!
Если четко следовать правилам отбора стихов в шорт лист, то их отбирать было нельзя: в 3, 4 и 6 строфах неожиданно меняется тип рифменного окончания 1-ой и 3-ей строк: была женская рифма, стала дактилическая, и эта неровность звучания, к сожалению, слышна. Ошибка небольшая, но перед подачей на конкурс можно было бы ее заметить и немного поправить. А вот содержание стихов сильное. Возможно, это самые содержательные стихи во всем пакете принятых. Произведение посвящено советским репатриантам – людям, попавшим во время войны в окружение, а теперь возвращающиеся на родину, несмотря на понимание, что могут оказаться там за решеткой. Трагический сюжет, где повысить выразительность изложения помогает анафора «мы идем на восток». С этой фразы начинается каждая строфа, она выражает и главную тему стихов, и ступенчато разворачивает перед читателем весь трагизм и абсурд ситуации: «Дезертиров, предателей быстро пополнятся списки, чтоб вернувшись с чужбины, поехать в родимый Гулаг». И все-таки люди идут восток, потому что «всё ближе и ближе ко мне долгожданная родина». Очень достойные стихи, даже несмотря на небольшую недоработку в их рифмовке.
36. ВЫБОР. ТАТЬЯНА ШАДУЯ
Как выбрать между солнцем и дождём,
Потоком грозным и палящим зноем?
Потребность выбрать то или иное
Диктует разум.
РАЗВЕ ДЕЛО В НЁМ?
Любить, душевный ощущать подъём.
Нет. Избегать любовного «ненастья»…
Всё чаще в одиночку ищем счастье.
Диктует сердце.
РАЗВЕ ДЕЛО В НЁМ?
Потребности: вино и воду пьем,
Знакомы разносолы нам и голод.
Желания разнятся – стар иль молод.
Диктует тело.
РАЗВЕ ДЕЛО В НЁМ?
Стать родником иль всполохом огня.
Мечтать однажды снова воплотиться…
Я женщина, а быть могла бы птицей,
Но кто-то выбор сделал за меня.
Интересная философская поэзия, мастерски использующая синтаксическую эпифору «разве дело в нем?». Автор несколькими строфами описывает природу трех своих начал, казалось бы, управляющих его жизнью - разума, сердца и тела, но сомневается, что именно они определяют его судьбу – «разве дело в нем?». Последняя строфа объясняет причину этого сомнения: «Стать родником иль всполохом огня, мечтать однажды снова воплотиться… Я женщина, а быть могла бы птицей, но кто-то выбор сделал за меня». Красиво, изящно и умно выстроена композиция стихов. Хорошая работа!
37. САМООБМАН. ИРИНА ГУБАНОВА
Самообман, порой, страшней напасти.
Расстались мы, как многие, банально,
Конец был предсказуем - изначально
На поле пали карты разной масти.
И ЭТО СЧАСТЬЕ?
Игра воображения: упасть я
Была готова (грёзы кто осудит?),
Манил "огонь, мерцающий в сосуде",
В одном флаконе рай и ад. Отчасти,
И ЭТО СЧАСТЬЕ.
Разрыв незыблем. Только, как к ненастью
Саднит давно разбитую коленку,
Болит душа. Рисует тень на стенке
Знакомый силуэт - плечо, запястье...
И ЭТО СЧАСТЬЕ.
По композиции эти стихи похожи на предыдущие. И здесь эпифора, которая стоит в конце каждой строфы «и это счастье» подводит итог каждой высказанной в строфе мысли. Потребность в любви, в счастье часто натыкается на самообман, а то, что мнится счастьем, им может не быть: «Игра воображения: упасть я была готова (грёзы кто осудит?)». Персонаж сознает свою ошибку, но продолжает тянуться к несбыточному: «Только, как к ненастью, саднит давно разбитую коленку, болит душа. Рисует тень на стенке знакомый силуэт …» И в концовке делается неожиданный, но правильный вывод: несмотря ни на что - «и это счастье». Отличные стихи. А главное, они написаны ради содержания, а форма (использование эпифоры) здесь не самоцель, а полезный инструмент.
38. ЗАОКОННОЕ. ГЕРА ШТОРМ
Темно, только сизость осины
медово обнял фонарь.
В продрогшую ночь даже иней
не кипенно-белый, а синий.
Сосна побелевшей щетиной
щекочет седой январь.
Не спится. И спицей о спицу
стучу метрономно в ночь.
Где все ЗАОКОННЫЕ ПТИЦЫ,
мои ЗАОКОННЫЕ ПТИЦЫ,
на ветках промёрзших, на вицах
уснули, а мне невмочь.
Им, зимы земные посильны,
летящим в смертельный квест:
холодный, завьюжено-пыльный,
голодный, поблекший ковыльно.
…Да что им, расправившим крылья,
расскажешь про тяжкий крест.
Им пасмурность утра лилова,
остывшее солнце – жизнь.
А ветви, в ночи от улова
чернильного неба большого,
спасают, чтоб снова и снова
в моём заоконье кружить.
К сожалению, многие судьи проглядели эти стихи. Использование заданного приема хорошо не только тогда, когда его много и на нем строятся строфы (как это было в большинстве разобранных выше стихов), не менее ценно умение бережно и к месту применить единичный рефрен где-то внутри стихотворения. Вот как в этих талантливых стихах, в которых есть авторская индивидуальность и поэтического языка, и видения мира. Обратите внимание, как небанально описывается пейзаж в стихах: «Темно, только сизость осины медово обнял фонарь. В продрогшую ночь даже иней не кипенно-белый, а синий. Сосна побелевшей щетиной щекочет седой январь». Стихи размышления, пейзаж здесь - только отражение настроения персонажа, которая тоскует о своем «заоконье» - состоянии души, способной к полету, переполненной вдохновением. Ее «птицы» где-то рядом, но они «за окном», не с нею: «Не спится. И спицей о спицу стучу метрономно в ночь. Где все заоконные птицы, мои заоконные птицы, на ветках промёрзших, на вицах уснули, а мне невмочь». Повтор фразы «заоконные птицы» здесь сделан не ради заполнения строки, а ради акцента на том, что для автора является главным – состояние свободы, пребывания ЗА ОКНОМ дома, переполненного суетным и мелким. В концовке автор метафорически описывает этих птиц: «Им пасмурность утра лилова, остывшее солнце – жизнь. А ветви, в ночи от улова чернильного неба большого, спасают, чтоб снова и снова в моём заоконье кружить». Великолепная поэзия!
39. ПТИЦА-СОН НА КРЫЛЬЯХ НОЧИ. ЮРИЙ ПЕСТЕРЕВ
Птица-сон на крыльях ночи
рваным облаком парит,
а, бывает, рожи корчит
капле утренней зари.
Жёлтый глаз луны косится,
целясь в грудь земли родной,
вдаль летит священной птицей
над большой моей страной.
Там, вдыхая отсвет рани,
набирая быстрый ход,
в цель разяще бьют «Герани»,
в пух и в прах разбит окоп.
Сладко смежит ночь ресницы,
тихо носики сопят.
Знай, Отчизна-мать гордится
стойким мужеством солдат.
В лебединой песне новой
жгут стихи огня сильней,
прославляя русским словом
смелых, доблестных парней.
Бьётся племя молодое.
«Грады» бьют, в ушах звеня.
Божий люд спасать - святое, -
внук на линии огня.
Как ждала бабуля деда
в ту далёкую войну,
так и мы тебя с победой
ждём во сне и наяву.
…Ввысь взмываю, выше крыши,
в долгом сне дроздом пою,
всё пою, и ЛЮДИ СЛЫШАТ
песню громкую мою.
СЛЫШИТ белая волчица,
СЛЫШИТ белая ветла…
Скоро встреча состоится
в центре Красного села.
Всех встречай, моя Россия,
всех героев СВО!
С нами Бог, а в вере – сила,
будут мир и торжество.
В этих стихах тоже важно содержание, а формат изложения. Анафора «слышит» употребляется в тексте очень экономно, не привлекая особого внимания к себе (возможно потому и судьи не все оценили эти стихи), но к месту, для передачи состояния веры и торжества: «Ввысь взмываю, выше крыши, в долгом сне дроздом пою, всё пою, и ЛЮДИ СЛЫШАТ песню громкую мою. СЛЫШИТ белая волчица, СЛЫШИТ белая ветла…». Эти стихи, как и предыдущие, тоже используют образ птицы, и птица здесь – тоже метафора, только обозначающая не мир души, а трагическую реальность жизни: «Жёлтый глаз луны косится, целясь в грудь земли родной, вдаль летит священной птицей над большой моей страной. Там, вдыхая отсвет рани, набирая быстрый ход, в цель разяще бьют «Герани», в пух и в прах разбит окоп». Сильные стихи, правильное использование заданного выразительного приема.
**************************
Мне кажется, примеров стихов достаточно. Спасибо всем, кто подал заявки – на ваших стихах мы все получили прекрасную возможность приглядеться к новым приемам повышения выразительности поэтической речи, а заодно и почитать великолепные работы мастеров нашего сайта. Буду рада вашим откликам на прочтение статьи!
С теплом, Ваша Алкора, 15.03.25.
Свидетельство о публикации №125031504837
Елена Эмикинг 18.03.2025 15:18 Заявить о нарушении