Пробегаясь по фильмам, Чучело
Начну издалека. Можно можно много рассуждать о фильме «Чучело», о поведенческих процессах в нем происходящих, но если посмотреть и увидеть суть, то становится понятно, один человек может влиять на другого, других, на целый класс…, а был даже такой, которого распяли и Он повлиял на весь мир. В фильме же показано, как одна маленькая девочка не предав себя и своих жизненных установок изменила сердца своих одноклассников, и возможно теперь уже они смогут жить так, что и вокруг них мир потихоньку начнёт меняться, даже если им не суждено будет совершить подвигов.
Можно сказать, что фильм про буллинг , но это ведь только верхушка айсберга, ведь у каждой проблемы есть первопричина и предпосылки. Искренняя и простая девочка перешла в новый класс. И класс, как жесткая устоявшаяся структура и закрытая организация её не приняла. А так как девочка не имела особого желания влиться , чтобы потерять себя и стать одним целым с этим нездоровым организмом , живущим своей иерархией и по своим законам, то уже сам организм, поняв , что не может поглотить иного, чуждого ему, сделав винтиком в своей системе, задался целью его уничтожить. В фильме раскрываются оба варианта поведения толпы , живущей по « Ветхому завету» — это загнать в зону отчуждения, или « забить камнями».
В шумерском « Эпосе о Гильгамеше» есть слова, что вместе с человеком на свет рождается зверь, с которым ему всю жизнь предстоит бороться. Это странный зверь. Он жаден, завистлив, труслив, ленив и жесток. В одном из последних кадров фильма один из детей так и говорит: « мы детки в клетке». Странное слово « клетка» для вроде бы свободных детей, получается, что они не чувствуют себя свободными и в первую очередь это проблема стадного инстинкта или толпы, где фактически не существует личности, где можно спрятаться за других, где можно не думать, где вроде бы тепло и весело. Если вспомнить то дед Лены назвал её именно личностью, а мальчик Дима Сомов, столкнувшись с этой личностью был настолько ошеломлён, что попытался разломать свою клетку, побороть своего зверя и вырваться на свободу…, только вот не получилось… , силы духа не хватило.
Люди зачастую живут, мысля категориями слабый— сильный, красивый— некрасивый, толстый— худой, бедный— богатый , они стремятся к внешним проявлениям значимости , забывая о том, что главное находится внутри. Булинг начинается отсюда, чтобы почувствовать себя ещё увереннее, сильные, чтобы доказать и другим своё превосходство , —красивые и богатые, если у них извращённые ценности, долбят слабых, толстых, некрасивых и бедных, — это закон джунглей, когда выживают только самые яркие особи.
Лена — чуткая душа, она мучается от человеческой жестокости и несправедливости, хотя толпа мнит себя именно справедливой. Она страдает от чужой слабости, но верит , до конца верит в человека, что он сможет стать выше самого себя. Лена не сдаётся, она борется до конца и не предаёт самое дорогое, что у неё есть. Она не хочет надевать маски , встраиваться или подстраиваться под кого-то, она хранит верность своим высоким ценностям и идеалам, хотя её не понимают, ненавидят и дразнят предателем, с одной стороны из-за её скрываемого благородного поступка, с другой , потому, что она не такая, как все. Если каждый сам по себе может мыслить самостоятельно, принимать некие решения, ошибаться и исправлять ошибки, то толпа в своих звериных инстинктах утрачивает вместе с человечностью и умение размышлять. Толпой же руководят самозванцы, которые однажды вызвались и решили, что могут творить справедливость, что знают истину. Философ Ильи скал, что если нет любви, той, которая терпит, прощает, не мыслит зла…, то обычно ищут справедливость. А существует ли справедливость? В чём она ? В наказании? А часто ли за наказанием приходит осознание и понимание? В фильме показано, как люди становятся слепы и творят страшное во имя этой самой справедливости, на основании домыслов и ложных суждений. Этот фильм снят на рубеже перестройки , когда все идеалы и мечты о построении социалистического рая на земле рухнули, государство ослабло и люди сами начали творить свой закон . Сейчас идёт сериал « Слово пацана», в котором ещё жёстче показана и описана эта проблема.
Хочется сказать о том, что в фильме « Чучело» тонкой ниточкой почти незаметно проходит маленький персонаж Васильев. В классе он не высовывается вперёд, не пользуется особым авторитетом, этакий тихий невзрачный мальчик в очках. Но именно этот мальчик первым смог отделиться от толпы, став личностью. В середине фильма он пришёл к Лене домой, как друг. А в конце фильма уже показан его внутренний духовный рост, когда он заявил всему классу, что те могут с ним делать всё что угодно, но он не позволит Лену называть чучелом.
Фильм заканчивается разрешением конфликтов, когда всё тайное становится явным. Толпа распадается и можно разглядеть уже отдельных людей, мыслящих , серьёзных , думающих, пробиваемых и непробиваемых, смелых и трусов, настоящих и гнилых, оживших и мёртвых…, чьё сердце так и не нашло в себе силы раскрыться, чтобы раскаяться…и измениться. Лена с дедушкой уехала, а портрет её прабабушки остался в школе, как образ, как память, о человеческой высоте и человеческой низости, ведь всё рядом и всё очень близко. А благородный поступок дедушки , который отдал и оставил городу всё самое дорогое , что имел, и чему посвятил всю жизнь, — свою коллекцию , говорит о том, что он увидел , что всё самое прекрасное находится не в картинах, а в маленьком , но огромном сердце его внучки , а значит и в его сердце.
Декабрь 23
Свидетельство о публикации №125031502129