Отголоски профессии
2. Описание объекта и цели исследования
3. Основная часть
•анализ, плана
•описание ландшафтных особенностей
•описание конструктивных особенностей
•анализ стилистических особенностей
•анализ композиции фасада здания с учётом христианской философии и ассоциативных связязей с языком исторических аналогов
•контрастные решения внешнего и внутреннего пространства
•анализ объёмно— пространственной композиции с учётом психо— эмоционального влияния на человека, задействование исторических образов
4. Заключение
5. Список использованной литературы
1.Введение:
Под композицией понимается гармоничное расположение на плоскости графических элементов, организация между ними такой взаимосвязи, чтобы они составили единое, целостное решение, создали графический и смысловой образ. Архитектурная композиция может обращаться к плоскостным решениям - например, для разработки образа фасада здания. Однако в целом архитектурная композиция является объёмно пространственной , поэтому она сложнее и глубже плоскостной. Она рассматривает способ такой организации архитектурных элементов, которая позволяет достичь единство, целостность и гармонию при соединении объемных элементов в пространстве. Понятие архитектурной композиции включает, кроме геометрической, пространственной составляющей, еще и такие, как функциональная, социальная, экономическая составляющие. Кроме того, она учитывает строительные материалы, природно-климатические условия, в которых возводится здание и прочие аспекты.
2. Описание объекта и цели исследования
На базе лекций курса по плоскостной и объемно—пространственной композиции, я хочу рассмотреть и произвести анализ памятника храмовой архитектуры, которым является Собор Архистратига Михаила и Всех Небесных Сил Бесплотных. в Тосково.
Весь ансамбль занимает около двух гектаров земли, в него входит ещё церковь Игоря Черниговского 2009 г. и домовая церковь. Центром композиции является большой девятикупольный каменный храм, который я и буду исследовать. Он заложен в 1999 г. и построен в 2003 г. Автор комплекса – В.;Ф.;Назаров (1932–2015), народный архитектор РФ, академик Российской академии архитектуры и строительных наук, мэтр петербургской архитектуры, один из разработчиков трех генеральных планов Северной столицы и ее городов-спутников. Ему же принадлежат проект еще одного храмового комплекса – в Юкках.
З. Основная часть
В плане храма мы видим квадрат основного здания с апсидой и выступающими основаниями арок по трём сторонам. На диагоналях квадрата и в точке их пересечения находятся центры окружностей куполов. Вперёд от квадрата выдвигается прямоугольник входного элемента, который является также переходом в колокольню. На нём выделяется основание главной входной арки . Слева от храма находится тонкий и вытянутый объём колокольни. Композиция плана достаточно простая, расположена по двум перпендикулярным осям, но выстроенные на её основании объемы и используемые материалы , создают яркий запоминающийся облик всей композиции храма.
Архитектор придумал интересное конструктивное решение здания, разработав опору пяти куполов не на столбы, а на четыре перекрещивающиеся арки. Это позволило сделать цельным внутреннее храмовое пространство. Сам факт строительства храма на болотистых токсовских землях потребовал от автора проекта дополнительных сложных инженерных расчетов по укреплению фундамента.
Особое внимание было уделено и ландшафтным работам. Этот храмовый комплекс окружен знаменитыми Токсовскими озерами и находится в уникальном по живописности месте , возвышаясь над Приневской и Ладожской низменностями. Важно было сохранить в своей первозданности ландшафт, не умалив значения храмовых построек. Архитектору удалось решить это блестяще. Ни колокольня, при ее значительной высоте (58 м), ни монументальный храм ни в коей мере не подавляют и не разрушают ландшафтное пространство, но, напротив, кажутся чрезвычайно легкими, и уже издалека очень четко читаются их красивые силуэты. Они становятся мощным центром притяжения внимания подъезжающих к Токсово.
Хотя постройка собора закончена в двадцать первом веке, но композиционное решение выполнено с учетом прекрасного знания исторических аналогов, а также понимания всех нюансов компоновки разных форм и объёмов. Храм построен в эклектическом стиле. В нём присутствует очень необычное соединение приемов и образов суровой западной романской архитектуры с русским храмовым зодчеством. В основании композиции лежат образы и пропорции романского стиля, а заканчивается композиция лёгкими и невесомыми золотыми крестами. Романский стиль — это стиль возрождения древнего Рима, в нем присутствуют тяжелые закрытые массивные формы, статичность , плавные формы арок и величественно спокойный декор. В данном случае он на фасадах вообще отсутствует, чем подчеркивает монументальность, присущую оборонительным укреплениям, узкие окна— бойницы по первому этажу и на граненой колокольне, дополняют ощущение защиты, крепости и надёжности.
В христианской традиции есть сравнение Христа с камнем, и автор этого проекта подчеркнул именно это в тяжеловесности вытянутой горизонтальной формы , находящейся как бы в основании фронтальной композиции.
Романский стиль здесь присутствует даже в цветовом и пропорциональном решении чёрных вытянутых куполов и крупной горизонтальной линии чёрной крыши первого этажа сквозь которую словно простает нижняя стрельчатая арка, распускающаяся ввысь более широкой аркой , которая уже расцветает барабанами и куполами. В этих двух арках присутствует ярусность и удивительная гармония нюансов, когда нет спора, а лишь раскрытие и перетекание одного в другое.
От точки входа композиция развивается в пространство куполов, а потом снова сходится в высшую точку, точку окончания самого высокого креста на среднем куполе. Здесь можно провести вертикаль, соединив точку входа и точку окончания креста, и нарисовать неправильный ромб , от точки входа в две стороны до линии куполов и в высшую точку креста. Из точки снизу происходит как бы стремление и раскрытие человека навстречу Богу, а сверху также из высшей точки происходит схождение Бога, и эти два движения встречаются и уравновешиваются на линии куполов. В этом можно проследить не только высокий профессионализм архитектора, но и его глубокое понимание христианской философии.
Глубина христианской философии присутствует также в контрасте между внешним строгим лаконичном и аскетичном образе храма, совершенно без декора, выполненного из тёмного кирпича с чёрными куполами, напоминающими священнические или монашеские шапочки камилавки, и внутренними белыми стенами с росписями и золотой резьбой. Это напоминает пришедшему , что вся красота человека находится внутри, что внешнее есть лишь форма в которой находится истинное содержание.
Но, вернёмся к главному фасаду основного объёма храма, композиция которого выполнена с небольшим нарастанием ритма к центру и развивается как симметрично в обе стороны от главной оси. Композиция также развивается и горизонтально, о чём говорилось выше, ярусность чего подчеркивают арки и горизонтальные линии кровли и основания. Кроме движения ромба , состоящего из двух треугольников с общей стороной по линии куполов, можно также отследить остроугольный треугольник движения и развития композиции только вверх, начиная с верхних углов горизонтального входного элемента, который заканчивается верхней точкой креста. Ромб и треугольник, крепко стоящий на видимом прямоугольнике основания, как бы накладываются друг на друга после средней линии куполов, но не спорят, а подчеркивают и дополняют друг друга, на них накладывается и основной треугольник композиции.
Фронтальная композиция была бы полностью симметричной, если бы не доминанта отдельного объема колокольни, с окнами —бойницами, завершающегося как бы романской кровлей, но венчающегося нарочито тонким барабаном с изящной луковкой и крестом. От верхней точки вертикали колокольни можно построить еще один треугольник, соединив её с правым нижним углом основания нижнего яруса. Остроконечный треугольник по центру, на прямоугольнике, на него наложен ромб и равнобедренный прямоугольный треугольник слева, положенный на одно ребро.
В общей композиции фасада присутствуют две основных вертикали, центральная ось является доминантой и поддерживается вертикальными членениями барабанов самого храма, отдельная вертикаль колокольни. Здесь как бы происходит противопоставление «один» и «много», композиция основного храма очень статична, устойчива и гармонична, композиция колокольни также самодостаточна, статична и одинока , но при их соединении происходит ассиметрия, дающая всей композиции движения и жизнь. Статика переходит в динамику.
Если перейти от фасада к объёму, то композиция значительно усложняется, хотя архитектор также , как и в плоскостной композиции фасада, использует простые формы и объёмы.
В основании храма лежит, вытянутая по вертикали, четырёхугольная призма. Мы понимаем это пятикупольный храм, потому что уже видим уже пять куполов на пяти цилиндрических барабанах , четыре из которых одинаковые и находятся на одной высоте , а центральный объём барабана и купола крупнее, но они все близко посажены, перекрывают друг друга и смотрятся единой массой. Увеличивается также массивность нижней кровли и крупный объём входного элемента , основанного на вытянутой прямоугольной призме, который выдаётся вперёд , отделяясь от основного объёма , при этом видно, что благодаря входной арке на нём ломается кровля. Если посмотреть сбоку, то можно увидеть девятый купол над полукруглой алтарной апсидой. По иному раскрывается и колокольня, на которой вместо одного , уже предстают три лёгких одинаковых купола , а сам тонкий объём колокольни получает своё развитие вглубь, превращаясь в вытянутую призму, и становится симметричным относительно оси , проведённой через средний купол бокового фасада. Он ещё больше стал напоминать часть крепостной стены с бойницами. На самом деле, раньше монастыри всегда являлись крепостями, и там скрывались местные жители от набегов. Например, Троице— Сергиева Лавра держала осаду Лжедмитрия второго больше пятнадцати месяцев. Поэтому в композиционном решении храма, можно увидеть ещё и историческую подоплёку, развив которую собственным воображением, можно погрузиться в глубину веков и осознать связующую нить христианской культуры, как неотъемлемой части исторических процессов, развития общества, но нерушимо хранящую истинные ценности.
4. Заключение:
После проведённого анализа плоскостной и объёмностей— пространственной композиции Собора Архистратига Михаила и Всех Небесных Сил Бесплотных. в Тосково, можно сказать, что в образе храма присутствуют целостность, нерушимость, гармония и величие, что являются основными чертами храмового строительства. В нём отражены вечная стабильность и вечная динамика этого мира. В композиции присутствует гармоничное соединение разных приёмов во многих областях граничащих с архитектурой, таких как философия, богословие и история. Данный объект, отражающий и хранящий традиции, словно сам говорит и рассказывает о себе языком форм, цветовых решений, соотношений элементов и разных композиционных приёмов.
Декабрь 23
Свидетельство о публикации №125031502112