Конкурс на досуге - 242. Задание!

   Здравствуйте, друзья! После небольшого перерыва в две недели продолжаем наш Блиц-конкурс "На досуге"!

 Иногда потребность становится необходимостью, и потому, возможно,  перерыв в нашем проекте вызвал у некоторых постоянных участников беспокойство. Что это? Привычка? Нарушение заведённого порядка, который выявляет какую-то закономерность и создаёт стабильность в жизни. Вот, пришла пятница, начинается досуг. Но бывает и другая необходимость, с которой приходится мириться. Остановимся на одной любопытной фразе, которая имеет разные оттенки из-за замены одной буквы...

              Итак объявляется тема 242-го конкурса На досуге:
            
                Dura necessitas

                ЖЕСТОКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
             /или  суровая необходимость/         
            _______________________________


Источник крылатого выражения:  Гораций, "Оды", III, 24, 1-8:

Intact;s opulеntior
Thеsaur;s Arab(um) ;t d;vitis ;ndiae,
Cаement;s licet ;ccupes
Tеrren(um) оmne tu;s ;t mare publicum;
S; fig;t adam;ntinos
S;mmis v;rticibus d;ra Nece'ssitas
Clavos, non animum metu,
Non mort;s laque;s expedies caput.

Хоть казною своей затмишь
Ты Аравию всю с Индией пышною,
Хоть займешь ты строеньями
Сушу всю и для всех море открытое,
Но едва неминуемость
В крышу дома вобьет гвозди железные,
Не уйдешь ты от ужаса
И главы из петли смертной не вызволишь.
                (Перевод Г. Церетели)

   Заметили ли вы в латинском тексте в конце 6-ой строки изменение одной буквы в этой фразе?

  Знаменитый английский филолог Бентли предлагал внести такую поправку в текст Горация, считая эпитет dura ("жестокая", "твердая", "непреклонная") более обычным для neccessitas, чем рукописное dira ("зловещая", "страшная").
    И это придаёт однозначный смысловой оттенок, и кажется, согласно контексту, такая зловещая окраска более подходит. Но мы, как всегда не будем ограничиваться и используем свободу выбора для самовыражения.  В наше тревожное время ожидаемых решений не будем склоняться к политическим распрям, а лучше задумаемся о жизни, в которой часто мы лично вынуждены соглашаться с какой-нибудь суровой необходимость, вставшей на нашем пути, и не только на нашем. Некоторые вынуждены заниматься не тем, чем нравится, зарабатывая на жизнь, в виду того, что учиться нет возможности. Другие вынуждены соглашаться с суровыми обстоятельствами и лишать себя многих радостей, больше думая о других или другом. В любом случае, должна быть какая-то весомая причина, а также наличие личных качеств, таких как повышенная ответственность, честность, любовь к близким, что само по себе заслуживает одобрения, хотя и вызывает сочувствие. В любом случае, жертвуя многим в виду суровой необходимости, человек неминуемо что-то приобретает, и в дальнейшем даже вполне вероятно получит свою награду. Поэтому тема необычайно глубокая, жизненная и интересная, если задуматься и вникнуть в конкретную ситуацию, ведь говоря о чём-то в общем не всегда можно расположить читателя и достичь взаимопонимания.

  А пока мы настраиваемся на эту необычную тему, постараемся найти что-то подходящее из написанного известными и великими:


    ***
                /Федор Тютчев/

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебны взоры, речи
И смех младенческо-живой?

И что ж теперь? И где ж все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль злую, боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..
                /Первая половина 1851/

           "Нищий"
                /Михаил Лермонтов/
 
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

               ***
                /Александр Блок/

Поэт в изгнаньи и в сомненьи
На перепутьи двух дорог.
Ночные гаснут впечатленья,
Восход и бледен и далек.

Всё нет в прошедшем указанья,
Чего желать, куда идти?
И он в сомненьи и в изгнаньи
Остановился на пути.

Но уж в очах горят надежды,
Едва доступные уму,
Что день проснется, вскроет вежды,
И даль привидится ему.
                /31 марта 1900/

           ***
             /Самуил Маршак

О том, что жизнь — борьба людей и рока,
От мудрецов древнейших слышал мир.
Но с часовою стрелкою Востока
Минутную соединил Шекспир.
 *

   В том, что жизнь - борьба, убедился каждый, но кто выстоит в ней, тот не зря прожил свои самые сложные дни. Не падать духом, делать всё возможное, что в твоих силах всегда помогало во все времена. А может быть что-то ещё? Поделитесь...
            
   Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь. Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
     И ещё... помните, что работа над текстом с помощью подсказок друзей - это творческий процесс! Сегодня пусть много исправлений, а завтра кому-то будет легче написать сразу хорошо и ярко! Поможем друг другу без осуждения.
_________________________________

 Итак, стихи  принимаются  согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894

 Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ расширен (временно до отмены): от 8 до 40 строк!!!
   6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ! Но он должен быть, как и сама система стихосложения, которая должна определяться. Не забывайте о принадлежности жанру. Вне жанра поэзии не бывает.

    ВНИМАНИЕ! НЕКОТОРЫЕ дополнительные ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПРИЁМУ КОНКУРСНЫХ РАБОТ:

  1. Не будут приниматься стихи, разжигающие межнациональную и религиозную рознь, согласно правилам по сноске выше!   
  2. Не принимаются стихи, откровенно слабые с точки зрения технического исполнения и недоработанные (к примеру, отсутствует рифма там, где ожидается, грубые сбои ритма и другие явные слабые стороны, которые мешают восприятию написанного, чтобы выявить достоинства) Конкурс Блиц по выявлению достоинств, а не недостатков!!! Поэтому первое обязательно должно быть в наличии.

   Любители верлибра и стихов в прозе! Выбирая сложнейшие формы стихосложения, помните, что к ним гораздо больше требований, чем это кажется на первый взгляд. Ни в коем случае частичное отсутствие формы и рифмы не может быть оправданием элементарного отсутствия работы над текстом.
  3. Ограничение на объём эпиграфа - не более одной цитаты из 4 строк, плюс сноска на авторство!!!

   Обязательно ознакомьтесь и с другими правилами по сноске! Сроки сжатые!

 Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!

 Можете редактировать свои тексты. В этом процессе любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами  - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!

 Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!

    ВНИМАНИЕ!  Приём работ до 12.00 ВОСКРЕСЕНЬЯ!!!  И по просьбе можем еще продлить. У нас семеро одного ждут! Но если подаёте заявку в последний момент, не обижайтесь на то, что вам никто ни в чём не помог. А если кому-то не поступают замечания - значит, всё в порядке, и участники ждут времени голосования, чтобы похвалить, поддержать или даже высказать своё восхищение! И не думайте, что такая похвала будет лицемерием! В стихах каждого найдётся своя изюминка!

  И ещё... не стоит ожидать замечаний и советов на свои стихи от того, кому они просто не нравятся - и такое бывает. Помните, мы все разные. Не может всё всем нравится, особенно по замыслу.

______________________

Иллюстрация: Фредерик Морган (1847-1927)

Ведущая и автор проекта: Татьяна Игнатова


Рецензии
Приём стихов закрыт! Голосование...

Маллар Ме   16.03.2025 16:21     Заявить о нарушении
я переработала, спасибо

Людмила Преображенская   16.03.2025 15:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.