Слегка как бы с Туретчиной
– Да бывший губернатор столичной области. Из блатных. Хотя, вроде – неглупый. Турчин. И – тоже А. Г. Но – Генрихович. 49 лет... Мабыть, и Будущий-следующий. Если нас и вовсе в несколько расейских губерний не обратят.
– Турчин?! Что-то знакомое. Из литературы. Турчинов, что ли?!
То – опять Наташка.
Завертелось что-то и у меня.
Турчин, Турчинов... Вроде, из Пушкина. Из этого, как его там («Дубровский»). Не успел прикинуть вслух, Наташка: – «Дубровский!».
Ага (говорю)! Только там были Троекуровы, а не Турчиновы.
А по-герменевтски – так и ничего. В переклик. Если ещё и через нашего «знакомца» Турковского (покойного уже – прощелыгу Веслава). Дубровский – Турковский – Турчинов – Троекуров...
Наташка только плюнула на такие мои выверты (видно, в упоминание в том ряду нашего «Проще...»).
Так другое на ум (чтобы – «литературное») и не приходит! Пусть и вертится.
Наташка убежала, а я стал «вертеть» этого Турчинова. В свою диковатость-дурковатость.
Ещё до «побега» своей Затейницы успел назвать (из мне памятных) Торчинова.
Был такой философ-восточник (синолог-буддолог). Вполне знаменитый. Переводчик даосской классики.
Евгений Алексеевич. Мой ровесник, кстати. Однако, помер. Ужо – давненько (2003).
Что-то ему я посвящал. Поиграв с ударением в фамилии. Турчиновых принято «бить» по второму слогу, пусть они и от «турков» пошли. А этот... ТОрчинов. От «торчка», значит. Торчка-торчания.
Понятно, что, если от «торчать», так просится, скорее, тоже – во второй. На «И». Но даосист сей – именно ТОрчинов.
Крутятся (у меня) рядом с ним и ещё какие-то... Один – даже слегка через увлечение шахматами. Стишата пописывал. Но – чтобы правильно фамилией – пока не всплывает.
Точно – не кореевед (тоже – восточник!) Торкунов. И (тем более) – не бывший хоккейный кипер из Челябинска Тортунов, коего я мельком поминал под своё скорбное о полыхнувших в Ашинской катастрофе (1989) двух поездах. Борис тогда, с командой выпускников-одноклассников из юниорского «Трактора», в тот Адлер почему-то не поехал. Зато остался жить...
А с китаеведом у меня было такое
Читаю штудии Торчинова. *
Листаю, походя, роман.
А за окном – весна грачиная.
Знакомый с детства аромат.
Сансары вервие причинное.
Над «трансом» чахнет «персонал».
Любовь к себе неизлечимая.
А где-то, рядышком, финал.
В последний миг, перед кончиною,
Почти как Будда, просветлев,
Киваю Юнгу и Торчинову
И рву застёжку на петле.
(Преамбула, 3.04.2018)
PS:
* Правильно: ТОрчинов.
Евгений Алексеевич Торчинов (22 августа 1956-12 июля 2003) – советский и российский учёный-религиовед, синолог, буддолог, историк философии и культуры Китая. Кандидат исторических наук, доктор философских наук, профессор. Буддийский учитель и почётный президент Санкт-Перербургского отделения Фо Гуан. Осетин по национальности.
Имеется ввиду роман Евгения Торчинова «Таинственная самка: трансперсональный роман».
Отчего – такое (под «кончину»), и – к чему «Преамбула», сразу и не припомню. А «грачиные» по марту-апрелю мне заходят кожный год. Под их галдёж и снование во дворе. За окном.
Преамбула... В сам-деле что-то тогда из него (Е. Т.) листал. Потому и на следующий день (4.04) набежало.
Два глотка аяхуаски –
и к мистериям готов.
Это вам – не сок фетяски!
Отжигать, так без понтов.
Перуанские шаманы.
Мандрагоры корешок.
«Чистый опыт». Без канкана
на столе под «посошок».
Впрочем, лучше быть йогином.
Ни тропана, ни «махры».
Дух таинственной вагины.
Вихри – Хаоса вихры.
Вишну, Будда, Дионисий…
Каббала, Ареопаг…
Сонм мессий и дивных миссий.
Тот святой, а этот – маг.
С пространным фрагментом из помянутого романа Торчинова в приложении.
«Христианство есть завершение всех религий, исполнение всех обетований, учение совершенное и всецелостное. Все религии обретают в нем свою истину как частные моменты всецелой истины и утрачивают свою ложность, которую имели вне его, претендуя на несвойственную им полноту истины. Поэтому все религии истинны во Христе и все ложны вне Христа. Мифологическая школа всегда считала, что борется с христианством, а она оказала ему великую услугу, раскрыв его сокрытые дотоле сокровища. Христос – величайший шаман. Шаман ради своего рода, своего племени нисходит в подземный мир, чтобы найти попавшую туда душу усопшего и вознести ее в горние выси. Христос же, словно шаман всего рода человеческого, сошел в преисподнюю, дабы возвести на небеса все ветхозаветное человечество, всех наших предков-праведников. («Он спустился в техиру, чтобы вывести и вернуть в Свет драконов», – подумал я и аж сплюнул от негодования на самого себя: вот опять лезет в голову совсем не то.) Император Юлиан Отступник, почитатель богов Олимпа и, несмотря на это, истинный, подлинный христианин, когда-то сказал: «То, чего никогда не было, только и существует по-истине, существует в вечности». Как платоник и учитель теурга Ямвлиха, император хотел этим сказать, что только архетип, только идея, эйдос вечны, а отнюдь не так называемые факты эмпирической действительности. Христос сочетает в себе вечную надмирную реальность Эйдоса, Логоса, ибо «в начале было Слово» и реальность исторического факта. Мифологи говорили: «Посмотрите на страдающих богов древнего мира: разве Христос не их копия?» Скажу на это: «Да, он Адонис, он поистине Аттис!» Но если Аттис и Адонис – лишь идеи, эйдосы, архетипы, то Христос – это воплотившийся Архетип, Слово, ставшее плотью. Он – миф, воплощенный в исторической реальности, и исторический факт, ставший мифом! Вместо кровавого тавро-болия – святое крещение, вместо сакрального каннибализма – Евхаристия, ибо Христос – и Агнец, закланный в вечности до начала мира, и проповедник Иисус из Назарета Галилейского, распятый за нас при Понтии Пилате. Все, о чем другие религии грезят, Христос свершает и исполняет, Ему слава и держава во веки веков. Аминь!»
– Из «доклада» на конференции в Гонконге профессора отца Михаила Постникова из парижского Института православной философии и софиологии имени отца Сергия Булгакова (Персонаж из романа Торчинова)
Техиру (ср. араб.; тахир, чистый) – в каббале – первичное пространство творения, возникшего после сжатия Эйн Соф как пространство для сотворённых миров. Александр Дугин (будь он неладен!) определяет техиру как «дно реальности, после отлива Абсолют». Иногда техира воспринимается как пустое пространство (пространство без Бога), однако в саббатианстве его уже населяют решимот (недумающий свет), из которого позже образуются клипот.
Ага! Мистика...
То-то я надысь Толе Маянскому откликался в его «интегративное» («На десятой кафизме»). Там (у него) слегка и индейская тема поминалась, в которую я с ним, бывало, не раз перешучивал. Хотя бы – под ту же ая(х)уаску.
А с Торчиновым больше как бы (в переклик) и не тусил. Как и с розными Турчиными-Турчиновыми, при всех их достоинствах или – напротив.
Зато хватало (у меня) – с «турчанками».
А если (до них) к тем же «торчкам», то часто пользовал глаголишко «торкнуть». А и не без чертыханий. Грешен!
Двуликий Янус. Бог времён.
Концов незримых и начал.
Непредсказуемо умён.
Надменно строг и величав.
Беспутно молод. Равно – стар.
Ему подвластны все врата.
Потомок Хаоса, бастард…
У смертных – та же суета.
Народы, классы, прочий сброд –
Гнобят друг дружку и грызут.
Чуть бесы торкнут под ребро,
И тут же – Линча самосуд.
А он глядит поверх голов,
Прикрыв забралом аватар.
Мелькают цифры на табло.
Не затворяются врата.
(Привратник, 13.11.2016)
PS:
Один из древнейших греко-римских богов-индигетов, вместе с богиней очага Вестой он занимал заметное место в римском пантеоне. Уже в древности высказывались различные религиозные представления о нём и его сущности. Так, Цицерон связывал его имя с глаголом inire и видел в Янусе божество входа и выхода. Другие полагали, что Янус олицетворяет хаос (Janus = Hianus), воздух или небесный свод. Нигидий Фигул отождествлял Януса с богом солнца. Первоначально Янус – божественный привратник, в гимне салиев его призывали под именем Clusius или Clusivius (Замыкающий) и Patulcius (Отворяющий).
Салии в своей песне называли Януса «богом богов» и «добрым создателем». Также его толковали как «мир» – mundus, первобытный хаос, из которого потом возник упорядоченный космос, и он из бесформенного шара превратился в бога и стал хранителем порядка, мира, вращающим его ось.
Первый храм Януса был воздвигнут, по преданию, царём Нумой Помпилием. Когда принималось решение объявления войны, царь или консул отпирал ключом тяжёлые двойные дубовые двери храма, украшенные золотом и слоновой костью, и перед ликами Януса под арками проходили отправлявшиеся на войну вооружённые солдаты и юноши, впервые взявшие оружие. В продолжение всей войны ворота храма стояли открытыми, когда заключался мир, то вернувшиеся войска вновь проходили перед статуей бога и храм вновь запирался на ключ.
Да уж... Если – к Войне. Из 2016-го. К нашему «непримиряющемуся» (хоть с Трампом, хоть без него). Торкнуло, так торкнуло. Кругом – одни бесы (хай «русскомирцы» оных всё на кого-то другого навесить норовят)...
Время выскребло камни.
Вот оно – моё харакири!
Под ребро торкнутый Гамлет,
Жду теперь только Валькирий.
В Камелоте – смрад.
Тошно!
Выгребаю хлам с полок.
Риск раскроет возможность,
Сдёрнув с бытия полог.
Гляну и пройду мимо.
Всё одно – и здесь тесно.
Миша! Как у вас климат?
Ницше…
Впрочем, там –
Бездна…
(Антропологическая катастрофа, 4-5.04.2017)
Мише (М. М.)... 8 лет назад.
Вот и сегодня (в ночь) мы с ним перемигнулись. Уже – в редкое...
Торкнуло...
Было и прямо в такое название.
Чуешь… – дохнуло ночным от Рубцова.
Знаешь… – а нечем помочь.
Волей расейскою сам окольцован:
ластить и к устью волочь.
Лодку. Судьбину. Пролётку-житуху.
Волоком. Старым конём.
Сном околдован. Ни слуху, ни духу –
будто потух огонёк.
Звёзды…
И звёзды, как будто опали.
Кони ушами стригут.
Голос разлуки. Нездешней печали.
Там, на другом берегу…
(Торкнуло..., 10.04.2017)
Чем – не к моему вчерашнему («Видно, Планида»)!? На которое Миша как раз и заглянул.
А шло оно («Торкнуло...») – Владу.
Прочие «торканья» шли у меня (обильно) уже в прозу. Туда-сюда...
С «турчанками»... – Так, в баловство!
И я, матёрый ловелас,
давно банальнейше скучаю.
Персидский расстелив палас,
топлю в вине свои печали.
Турчанку юную призрев,
бренчу романс на балалайке.
Коронный наигрыш. Баррэ.
Малюю розочки и лайки.
Ласкаю смуглое плечо.
Увы! О большем не дерзаю.
Притом, что многому учён.
От виршеплётства до мозаик.
Но время, шустрая змея!
Иные козыри в колоде.
Вздремнула пленница моя
под звуки приторных мелодий.
(Не Велес, 5.03.2020)
Или – такое. К «Метрополису».
Дроля мой, ах, дроля мой… До нутра измученный.
Дрожь тельняшки с бахромой, да бровей излучины.
То не Гарик Сукачёв троллит Анатолию.
Скрип печатки с сургучом. Печи крематория.
Белла чао! Алыча слаще виноградинки.
Что ж ты, дроля, заскучал в дебрях демократии?!
Мне б турчанку, да вина в кущах Метрополиса.
Дроля пей со мной до дна. Стань Памелой Моррисон.
Жарь родимый! В жесть-кино, серию за серией.
С Теймуразовой Нино жил Лаврентий Берия.
Ты не слушай! Просто, жарь. В танцах на балу Его,
С Гегечкорией кружась Пешкой Аллилуевой.
(На балу у… Или: Я на Вачу ехал плача, 9.10.2021)
А неделю назад (5.03) выставил «Из Былого». От июля 2020-го. «Игры престолов и дурная кровь». Толя Маянский в него заглянул-откликнулся.
И был в том тексте (моём) такой фрагмент. Не просто в «турчанку», но во вполне «литературного» Турчанинова. Правда, Наташка (всё заварившая) об оном, скорее всего, и не подозревала.
[Принято считать, что в «Евгении Онегине» Пушкин подводит итог романтическими увлечениями юности (допустим, как и Мелвилл – в 43 – в «Пьере»). Можно даже утрировать: Главный герой романа убивает на дуэли своего друга (по сути – двойника) Ленского. Поэта-романтика.
Учителем (и другом) самого А.С. являлся столп российского романтизма Василий Андреевич Жуковский. Незаконнорожденный сын помещика Афанасия Бунина от наложницы Елизаветы (!) Турчаниновой – собственно турчанки Сальхи, даренной барину приятелем. Несмотря на творческие споры («победителю ученику от побеждённого учителя») Жуковский и Пушкин всегда пребывали в добрых отношениях.
Да. Восприемницей Сальхи-Елизаветы при крещении была законная супруга А. И. Бунина – Мария (!) Григорьевна.
29 января 1783 года Елизавета Дементьевна родила сына, отец которого тогда находился в Москве. Крещён Василий был в усадебной церкви Покрова Пресвятой Богородицы и записан как «незаконнорождённый сын дворовой вдовы». Восприемником стал обедневший киевский помещик Андрей Григорьевич Жуковский, приживал Буниных, он же усыновил Василия, передав ему свою фамилию и отчество. По легенде, крёстной матерью вызвалась быть Варвара Бунина, а весной и сама Елизавета Дементьевна пришла к Марии Григорьевне и положила младенца Василия у её ног, после чего мир в поместье был восстановлен. И. Ю. Виницкий отмечал, что биографический миф об отношениях в семье Буниных был сконструирован по лекалам романтической литературы XVIII века, а в действительности отношения в усадьбе были сложными до такой степени, что личные драмы требовалось смягчить и эстетизировать в глазах потомков.
Об истории Жуковского – к слову (вылетело). Однако вставлю его замечательную самохарактеристику:
– Я часто замечал, что у меня наиболее светлых мыслей тогда, как их надобно импровизировать в выражение или в дополнение чужих мыслей. Мой ум – как огниво, которым надобно ударить об кремень, чтоб из него выскочила искра. Это вообще характер моего авторского творчества; у меня почти всё или чужое, или по поводу чужого, и всё однако моё.]
Последнее замечание Василия Андреевича кого-то мне напоминает... Из «герменевтов».
Турчин-Турчанинов...
Наташку я спытал: Мабыть, у тебя (из «литературных») «Белая гвардия» (Михаила Афанасьевича) как-то отгукнулась?! Турбиными...
– Никак!
Притом, что (по мне) от последних до Турчиных не дальше, чем от «дубровских» Троекуровых.
Если перебирать кого-то более-менее знакомого-незабытого, то...
По-первое. Российский почти авантюрист Иван Васильевич Турчанинов (1822-1901). Российский-американский. Бригадный генерал Армии Северян в той Гражданской.
Джон Бэйзил Турчин.
Герой! Пусть южане его и не любили.
А помер в больничке для душевнобольных. В городишке Энн (штат Иллинойс). Похоронен (однако) со всеми воинскими почестями.
Переписывался (тайно, но – плотно) с Александром Герценом. В общем – вполне демократ. С русскими такое тоже случалось.
Помнить-то я его помню, но – не перекликался.
По-второе...
Турчин Пётр Валентинович (р. 1957). Он же – Питер Турчин.
Опять – американец. Профессор Коннектикутского университета. Специалист в области экологии и эволюционной биологии.
Обучался в МГУ, но в 1977-м эмигрировал вместе с отцом (известным правозащитником – физиком-кибернетиком – Валентином Фёдоровичем Турчиным, 1931-2020, Нью-Йорк).
Питер отметился трудами по Макроисторической Динамике (математическое моделирование демографически-структурных циклов).
Интересно, конечно... Однако – шибко рядом с увлечениями «геополитиков». В том числе – и из расейских неонацистов. Не случайно Питер на примете и у Ильича (я – о Фурсове).
Но – интересно. «Конец времён. Элиты, контрэлиты и путь политического распада». Мировой порядок – Заглядывали...
А по-третье... «Динамит». Турчинский Владимир Евгеньевич (1963-2009). Инфаркт...
О крепко занозящем расейцам Александре Валентиновиче Турчинове здесь, пожалуй, не станем.
С иными (известными) Турчиновыми (и т. п.) я уже и сам не больно знаком. Включая протоиерея-композитора Петра Ивановича Турчанинова (1779-1856).
Ну, а во что окажется горазд наш новоиспеченный (Турчин Александр Генрихович) – время покажет. Ежели только оно у нас на то есть.
14.03.2025
PS:
Да. Вспомнил и мелькнувшего под своё «верчение» словесника-шахматиста. С «Турчакми» (в имя) – считай, ничего общего. Топоров.
Причём – не Владимир Николаевич (1928-2005), хорошо мне памятный по «теории основного мифа» (и не только), а Виктор Леонидович (1946-2013). Пиит-переводчик. И – вообще: Выдумщик.
А чего «мелькнул»?! – Ведь от «топора» к «турку» – неблизко. Скорее (через какого-нибудь Торопова) к «торчку» (с Торчиновым) выйдешь.
Думаю, что мелькнул Леонидыч у меня просто под переклики (имён-фамилий), ибо, периодически, напрягал в своё «тождество-различие» с тем же лингвистом-филологом Владимиром Николаевичем.
Свидетельство о публикации №125031404132