Щит Ахиллеса как защита от Свинок
Эпиграф:
— Вы из этой шайки? — спросил меня полисмен.
— А кто они? — ответил я вопросом.
— Ну, как же, — сказал он, — это люди, которые…
(Неоконченный рассказ. О Генри)
Стихотворение Наталия Шиндина "Щит Ахиллеса" не такое простое для анализа, как это могло бы показаться. У него есть свои потаенные смыслы. Оно интересно своей сложностью, но сложностью понятной, увлекательной, а не заумной и запутанной. В моем представлении стихотворение сложилось таким образом, что я исключила одну из частей, у автора другое виденье. Моя цель объяснить мое виденье, почему в сокращенном виде стих для меня ограничен и закончен. Вот мой вариант.
Как упрямо мой быт формируют детали:
том Касареса слева четвертый на полке
и Буре на стене, что от века отстали,
и потертая риза Казанской иконки,
и хрустальные сполохи бра в темной зале,
и сервизная чашка с разводами чая,
и белье на балконе, и запах азалий,
гироскоп на буфете, отчасти случаен…
Всё настырно твердит, не скрывая печали:
просто чувствуй себя в этом месте, как дома.
Поливая азалии, вновь отвечаю:
это чувство с рождения мне незнакомо.
Допиваю свой чай, пожимаю плечами,
и, тоску источая, взираю с балкона,
ни часов, ни Касареса не замечая,
как в ночи истончали бескровные кроны.
Бытие или быт? Обмануться несложно.
А Буре и Касарес не без интереса
держат в рамках привычек и держат надёжно.
Эти мудрые вещи, как щит Ахиллеса,
что идет на войну, чтоб ни завтра, ни позже
на войну не ходить… Звякнет чашка о блюдце,
гироскоп сам собой повернется тревожно,
потому что мне надо уйти, чтоб вернуться.
Стиль изящного постмодернизма, образы лепятся скульптурно, мы словно вошли в эту комнату и стоим рядом, впитывая атмосферу, и что-то знакомое в описании улавливает подсознание, и оно вытаскивает картинку девушки, которая сидит дома и решает идти ей на свидание или нет, а со стен на нее из рамок с укором смотрят генералы и герцогини , что ответить «свинке», нахальному мужчине из рассказа О Генри "Неоконченный рассказ". И там и здесь героиня заключена в своем мире, этот мир не должен разрушен, ему должна быть защита. В стихе такой защитой от вторжения чуждого мира выступает щит Ахиллеса (символ силы и защиты в древнегреческой мифологии), героиня не уходит из своего мира, как девушка из рассказа, отказывает «свинке» в свидании. Обе понимают ценность своего мира, пусть одинокого, но наполненного духовным содержанием. Обе понимают, что нельзя в этот мир, в эту комнату приводить то, что разрушит его.
А что я исключила из стихотворения?.. Вот эту часть. Которое как как вкрапление из другого бытия, не вписывающееся в тот мир, в который нас погрузила поэзия.
Как на землю в рубахе из тонкого снега
крупно-красные капли роняет рябина
там, где прежде ступала нога печенега,
где задолго до этого море рябило
белемнитами. Это ли наша омега?
Или, мачтою небу грозя, устремится
по весне острие молодого побега
в неизведанность мира, стирая границы?
Читая его мы растворяемся в пейзаже и уносимся в историю времен, забывая тему стиха, утрачивая тонкие нити с миром, который охраняет щит Ахиллеса, и уж точно времена древнегреческой мифологии весьма далеки от темы Печенегов, и никак не могут переплестись ни исторически, ни поэтически. Это часть хороша для отдельной темы, для другой идеи. Оно само по себе красиво изложено, и мы вовлекаясь в эту тему совсем забываем, для чего же героиня вышла на балкон, забываем ее мир. Развить идею печенегов сами по себе, и виденья его из нашего мира, это было бы интересно прочитать в другом стихотворении.
Свидетельство о публикации №125031403854
Наталия Шиндина 14.03.2025 16:39 Заявить о нарушении