Кампанелла Рахманинова, Глинки, Мусоргского

https://www.youtube.com/watch?v=6ruHDWSNvB8
https://www.youtube.com/watch?v=CpRM9XVo_lQ


«Кампанелла»  – известное и очень популярное произведение для скрипки Никколо Паганини (Паганини в переводе с итальянского – «Язычники»).
Для меня лично, правда, эта произведение всегда было музыкальной нелепотью: Сколько ни напрягай слух и музыкальную фантазию, ни в одной ноте никакого звона колокола или колоколов или даже колокольчиков не слышно (Кампанелла – маленький колокольчик)! Не говоря уже о том, что скрипка вообще НЕ МОЖЕТ воспроизвести колокольного звона.
Франц Лист переложил её для фортепиано, что сразу делает возможным услышать удары по колоколу или перезвон колокольцев, но и в фортепианном исполнении они не слышатся!

А, вот, в начале Второго Концерта для фортепиано с оркестром Рахманинова, явно слышны удары колокола!
Так что именно ЭТО начало можно было бы назвать «Кампанеллой». А эту скрипичную пьесу Паганини – некой фантазией на вольные темы, с колокольчиком никак не связанные.

В финальном хоре оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») во всю звучат колокола.

В опере «Хованщина» Модеста Мусоргского в симфонической сюите «Рассвет на Москве-реке» или «Утро стрелецкой казни» тоже слышен тяжёлый перезвон оркестровых колоколов, возвещающих о предстоящей массовой казни. Очень талантливо построен музыкальный дуэт – контраст: Бодрые звуки рожка – «петушинное пение» -- привет наступающей заре и тяжёлые мрачные вздохи церковных колоколов, возвещающих совсем об ином...

В знаменитой «Арии с колокольчиками» из оперы Делиба «Лакме» тоже ясно слышится их перезвон!

Но у Паганини – ни малейшего звука, как-то похожего хотя бы на звон  колокольчика!

Аналогично  и с его же «Вечным двигателем» или «Вечным движением» («Moto perpetuo»). Опять, танцевальная, в очень быстром темпе, музыка, но «работа вечного двигателя» вовсе не обязательно должна быть страсть какой быстрой. Какое-нибудь «вечно» вращающееся колесо может поворачиваться довольно медленно, или «вечная» капельница, вращающая «мельничное» колесо, тоже не будет «работать» быстро, или упомянутый в одной моей заметке шарик тоже не взлетает и кружится в таком стремительном темпе.
Или, опять, как-то уже упомянутые мной магниты, упруго качающиеся на нити под влиянием вариаций геомагнитного поля (а это действительно «вечные двигатели», которые будут работать, пока существуют флюктуации магнитного поля Земли!), не колеблются с такой частотой.

Вообще, замечено, стоит втемяшиться какой-нибудь глупости, часто откровенному абсурду и идиотизму, в стадное сознание, и всё -- НА ВЕКА!
Как сказал незабвенный Лёлик-Папанов: «Если человек идиот – это надолго!»
Например, «классическая музыка». Не знаю, какой дурак придумал этот термин, но вбит он в стадное сознание. как гвоздь без шляпки!
На мой взгляд – это очередная глупость.
Музыка, как и любое другое произведение человеческого сознания, может быть или талантливой или бездарной. Вот и всё! И никакой «классической музыки» нет! Если некое произведение написано бездарно, будь то соната, симфония, концерт, ария, песня –  ОНА ОСТАНЕТСЯ бездарной, независимо от того, к какому  музыкальному жанру её отнести.  И равно, если талантливо – то просто ТАЛАНТЛИВО!
Более того, часто даже в небольшом отрывке видно, что произошло с композитором во время написания им некого произведения.
В идиотской песенке «Как провожают пароходы» Аркадия Островского, оркестровое вступление - «увертюра» звучит в стиле Баховской полифонии, но через несколько секунд Вдохновение бросило композитора, и он начал стряпать очередную глупую дешёвку.

В талантливом фильме «Бременские музыканты», в песне Геннадия Гладкова «Ничего на свете лучше нету, Чем бродить друзьям по белу свету” есть микрокусочек, явно талантливей всей остальной глуповатой песни. Там слышится простой переход из верхних октав в нижние, приём известный, но очень удачный именно в этом месте!
Опять, впорхнуло Вдохновение в Сознание на миг, и улетело. И продолжил композитор свой труд «профессионала — РЕМЕСЛЕННИКА»!

Увертюра Исаака Дунаевского в идиотскому фильму «Дети капитана Гранта» – по-настоящему талантливая музыка, в отличие от глупых «Жил на свете капитан» и «А, ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер». НИЧЕГО ОБЩЕГО эти бездарности не имеют с действительно талантливой увертюрой.

У Джузеппе Верди в «Риголетто» ария Джильды, рассказывающей отцу о её встрече с неким прекрасным юношей (Бабником - герцогом Мантуанским), в оркестровом вступлении есть ОДНА, ГЕНИАЛЬНАЯ НОТА, задающая эмоциональный тон всей арии, хотя дальше её нет!

А когда какая-нибудь, признанная «Экспертами»  бездарь - «композитор» чего-то там выпендривается в псевдоноваторских диссонансах и музыкальных кульбитах, от ЭТОГО его опусы «КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКОЙ» никак не становятся, ибо – заурядная бездарь! Разве что, можно назвать его «классическим» примером бездарности!

Нет классической или неклассической музыки.
Есть музыка, как любое, созданное людьми, талантливая или бездарная!
Tertium non datur!

Напоминаю, что никоим образом специалистом -- музыковедом или музыкантом не являюсь. Высказываю своё личное мнение, основанное на опыте субъективного восприятия.
12 III 2025


Рецензии