Титаны
Из книги Якова Эммануиловича Голосовкера «Сказания о титанах».
«Наивные, грандиозные и даже, при всей своей чудовищности, трогательные образы их титанического мира, залитого отсветами мечты о золотом веке человечества, не могут не пленять воображение не только юного, но и более зрелого поколения.
Сказания о титанах служат как бы вступлением ко всему эпическому наследию древнеэллинского мира с его героической мифологией.
Самые великие мысли человечества, возникшие в воображении поэта при первых лучах познания природы и взаимоотношения людей, самые потрясающие душу чувства были запечатлены в этих сказаниях с такой необычайной мощью, на которую способно только воображение самой ранней поэзии, когда ВООБРАЖЕНИЕМ ПОЗНАЮТ и когда оно в образах мифа предвосхищает идеи и открытия грядущего науки.
Из этого круга сказаний о титанах Эсхил извлёк свой образ Прометея – Зевсоборца.
Желание передать самый дух и образы мифологической античной поэзии с наибольшей пластичностью и внушить читателю любовь к этим огромным, титаническим людям с их стихийными чувствами и первыми большими, столь человеческими печалями среди радостного олимпийского мира.
Иногда от этих сказаний веет сказочными трагедиями, как от большинства мифов, но их трагизм не удручает читателя, а пленяет и радует, подобно трагизму грозовой тучи, разрешающемуся дождём и радостным вздохом природы и людей .
Самое тёмное в сказочном титаническом мире должно быть проникнуто полным светом жизни, самое уродливое должно восхищать своей возвышенностью.
Фабула сказаний о титанах развивается главным образом на фоне борьбы старшего поколения богов бессмертных титанов Уранидов с младшим поколением богов – Кронидами.
Предание объединило события их длительной борьбы в сказание о великой битве между богами и титанами в Титаномахию. Она включалась в древние стихотворные космогонии и теогонии – в эпические произведения о происхождении мира космоса и богов.
От неё сохранился лишь перечень имён титанов с краткими и глухими упоминаниями о судьбе некоторых из них после победы богов Кронидов.
Отдельные намёки на эпизоды борьбы богов и титанов мы находим в различных мифах, связанных с героями - полубогами, - например, с Персеем, Гераклом и др.
Центральной фигурой, вокруг которой объединились титаны , является Крон. Центральной фигурой круга Кронидов является сын Крона - молниевержец Зевс.»
«ТИТАНЫ УРАНИДЫ БОРОЛИСЬ ЗА СВОЮ ТИТАНОВУЮ ВОЛЬНОСТЬ И СВОЮ ТИТАНОВУ ПРАВДУ. КРОНИДЫ – ЗА ВЛАСТЬ НАД МИРОМ.» (что-то до боли знакомое наблюдаем мы сегодня)
«БЕСХИТРОСТНОСТЬ ПОГУБИЛА ТИТАНОВ.
ОНИ ПОПЛАТИЛИСЬ ЗА СВОЮ ПРОСТОТУ ЧУВСТВ, ПРЯМОЛИНЕЙНУЮ ЧЕСТНОСТЬ И ГОРДОСТЬ, ЗА ВЕРУ В ПРЯМУЮ СИЛУ.
ОНИ ПРЕНЕБРЕГЛИ ЛУКАВСТВОМ УМА.
ОНИ ПРЕНЕБРЕГЛИ СИЛОЙ МЫСЛИ, ОВЛАДЕВШЕЙ ОРУЖИЕМ.
КОВАРСТВО БЫЛО НЕПОНЯТНО ИХ ПРАВДЕ.»
«О них помнят, но дела их забыты. Их бессмертие становится столь же смутным, как смутны самые массы титанов. В их именах скрыты бушующие стихии. У них из них страшные облики, необъёмные, неизъяснимые. В них моря, пучины, бури и вихри, грозовые тучи, светила. В их ряды ворвались ужасающие, хтонические, подземные существа, всё чудовищное недр земли, пропастей и дебрей.
И сами титаны, былые боги, превращаются нередко в сказочных людоедов – драконов, полузверей – полуптиц – полузмей, порой с девичьими головами, невиданной красоты и свирепости.»
«Гея –Земля страдала от нескончаемых родовых мук и от жестокости Урана – Неба, ввергавшего рождённых от неё детей обратно в материнскую утробу (Сторукие, Одноглазы – Киклопы, Великаны ), потому что знал Уран – Небо от вещей Геи – Земли, что будет свергнут одним из своих сыновей. Наконец родила Гея СЧАСТЛИВОЕ ПЛЕМЯ - ТИТАНОВ. По имени их отца, Урана, предание именует перворождённых титанов Уранидами.
Титаны, дети Земли, были бессмертны. Они носились бурями и грозами по воздуху или веяли ласковыми ветрами. Другие радовали землю и небо сиянием своих солнечных, лунных и звёздных лучей, которые исходили из их огненной крови. Третьи, водяные титаны, владели морями, озёрами, реками и ключами. В лесах жили лесные титаны, в горах – горные. Неистово – стихийно проявлялись изначально их чувства и воля. Их образ был человекоподобен и прекрасен, исполнен такой дикой гармонии, какою поражает наш взор далёкий горный пейзаж или волнующего моря. И были среди них мужи – ТИТАНЫ и жёны – ТИТАНИДЫ. Никто не знает их первоначального числа. Предания об этом умалчивает. Но оно сохранило имена самых могучих из перворождённых титанов, которых стали именовать вождями и когда появились враги - боги Крониды и когда между титанами Уранидами и богами Кронидами вспыхнула борьба за власть над миром.
Всех древнее титан Океан и Тефира, жена Океана. Они жили в Мировой реке – океане, опоясывающий землю, и остались её владыками даже тогда, когда мир попал в руки богов.
О прочих перворождённых титанах наши сведения смутны и скудны: о морских титанах Форкии и Тазманте, о пучине Кето, о горном Кое и горном Крии, о солнечном Гиперионе и вольнолюбивом Япете/ Были среди них и титаны: всё помнящая Мнемосина, сама справедливость Фемида, земная Рея, небесная Тейя и яркая Феба.
Всех человекоподобнее был вольнолюбивый титан Япет, но и всех мятежнее и непримиримее в борьбе. Такими были и его три сына, япетиды: сверхмогучий Манетий, Прометей - Промыслитель, знающий тайны Судеб – Мойр и думы матери – Земли и Атлант.»
«Былые эпические образы благих титанов исчезли - они замещены в мифах Гомерова эпоса образами уродливыми и ужасающими, сохранившими порой только их прежние имена.
Древние эллины периода господства Олимпийского пантеона перестали узнавать в этих чудовищах - МЕДУЗЕ, ЕХИДНЕ (её внучке), СКИЛЛЕ, ЛАДОНЕ - былых ПРЕКРАСНЫХ ТИТАНИД или потомство титанов, до того позабыли в Элладе о древнем мире БЛАГИХ ТИТАНОВ - БОГОВ, ПОДОБНЫХ ПРОМЕТЕЮ, ОБ ИХ ПЕЧАЛЬНОЙ СУДЬБЕ.»
Мир ушедший, мир манящий,
Мир сияющей мечты.
Мир исчезнувший, прекрасный
В наших генах всё же ты.
Красота и совершенство,
Неподдельность простоты.
Единение с природой
И блаженство высоты.
А руины грандиозны!
В них загадок тьма и тьма.
Разве всё это возможно?
Что да как? Сведёт с ума…
Сколько минуло столетий.
Поседела старина.
Где – то слово старых песен
Ударяется в сердца.
Кровь титанов в каждом бьётся.
Самый древний артефакт.
Прометеев дух взовьётся,
Словно алый гордый стяг.
Непокорность и свобода –
Проявление души.
Это всё же та природа,
От создателя клише.
Оболгали побеждённых.
Ложь вошла на пьедестал.
Титаниды и титаны
Открывали мира старт.
Труд титанов, мир титанов
Не затмить, не затоптать.
Он единый и по странам
Нам осколки собирать.
Нам учиться мощи духа.
Дел бессмертие творить.
Вновь и вновь беду – разруху
В чисто поле уводить.
Спесь пустую и гордыню,
Как болезни, изживать.
Душ бессмертие живое
Не предать, не забывать.
Землю – матушку родную
Защищать и уважать.
Поклонится ей по пояс.
Труд на ней не предавать.
Мы немалого добьёмся.
Правдой, верой будем жить.
И в титанов разовьёмся
Мощью дел своей души.
****---Ра. Ли. Ев.---****
Иллюстрация и информация из интернета.
Родился будущий громовержец ( молниевержец )на острове Крит. Напомню, его мать – Рея, спрятала Зевса от Кроноса, дабы тот не проглотил его как остальных детей. Интересный факт, по одной из легенд, Зевс после своего рождения смеялся аж целых семь дней, отчего число семь считается счастливым. Версий о том, кто и как воспитывал Зевса много. Одни утверждают, что его воспитанием занимались нимфы Адрастея и Идея, другие, что куреты и корибанты (спутники Реи, имевшие божественное происхождение). Последние, как раз, охраняли Зевса и заглушали его плач ударами медных щитов и бряцаньем оружия. Вскормлен младший из сынов Кроноса (одно из прозвищ Зевса – Кронид Вскормлен младший из сынов Кроноса (одно из прозвищ Зевса - Кронид) был молоком божественной козы Амалфеи. После ее смерти Зевс использовал ее шкуру для своего щита, который носил название «эгида», что в переводе с греческого и означает коза. А рог, который Амалфея сломала когда-то еще при жизни, громовержец превратил в рог изобилия (источник нескончаемых богатств и сокровищ). Впоследствии, кстати, в память о своей кормилице Зевс вознес ее на небо, где она до сих пор сияет в созвездии
Возничего. Из книги Я.Э.Голосовкера - «…Сорвал Зевс со своей живой кормилицы Айги, матери его молочного брата Сатира Айгипана, козью шкуру – эгиду с головой – страшилищем.»
Быстро рос Зевс, и, возмужав, стал сильнее своего отца. Но не только сила, но и хитрость понадобилась ему, чтобы заставить Кроноса извергнуть обратно своих детей. В этом ему помогло некое зелье, которое Кронос выпил. Стоит отметить, что первым он выплюнул тот самый камень, который проглотил вместо Зевса. А зовется он Омфал, а также известен как «пуп земли», и находится в Дельфах, в Греции. После того как Зевс вернул своих братьев и сестер на свет, началась их борьба с Кронос и титанами за власть над миром. Известна она как «Титаномахия». Долгих десять лет продолжалась война между богами Олимпа и титанами. Велик и ужасен был ее размах. Однако, среди титанов не все поддержали Кроноса. Его старший брат Океан и титан Прометей заняли сторону Зевса. Также помощь богам-олимпийцам оказали дочь Океана – Стикс и ее дети Мощь, Рвение и Победа. Тем не менее, силы были равны, и никто не мог победить. Это продолжалось до тех пор, пока на помощь Зевсу не пришли циклопы, и он не решил освободить из Тартара сторуких гекатонхейров.
Стонала и содрогалась земля от столь яростной битвы. Но, наконец, титаны дрогнули под натиском молний Зевса, которые ему ковали циклопы и невероятной мощи гекатонхейров.
Победили олимпийцы, однако, рано было радоваться. Мать-земля Гея не могла простить Зевсу пренебрежения к себе и заточения в Тартар ее детей – титанов. А потому втайне взрастила из капель крови Урана новое поколение сыновей – гигантов. Внезапно, уверенные и ничего не подозревающие боги, увидели, как далеко внизу появляются трещины в земле с ядовитыми испарениями. И зловонный дым поднялся до самого Солнца – Гелиоса. Появились оттуда змееногие чудовища, которые с невероятной яростью начали атаковать Олимп. Метали они в сторону богов целые скалы, боги отвечали им молниями, но никак не могли их поразить. Тогда жена Зевса – Гера и мойры (Мойры – богини судьбы. Три сестры: Клото, или Пряха – прядет нить жизни, Лахесис, или Судьба – определяет судьбу, Атропос, или Неотвратимая – перерезает нить жизни) предрекли следующее: победить гигантов поможет смертный. Отправил Зевс Афину за своим сыном – величайшим из героев – Гераклом.
Прибыл Геракл, вооруженный луком, который не знает промаха и отравленными стрелами, пропитанными кровью убитой им гидры. Выступили боги-олимпийцы против гигантов на Флегрейских полях. Одного за другим стал убивать Геракл гигантов. Многих других убили сами боги, и лишь некоторым из гигантов удалось избежать гибели, но они больше Олимп не беспокоили. Однако, на этом противостояние Геи и богов Олимпа не закончилось. Породила она в союзе с Тартаром грозного Тифона, столь ужасного создания не видел еще мир. Появился на свет он на востоке, в Киликии и имел аж сотню драконьих голов. В его вое слышались человеческие голоса, лай собак, рев быка и рычанье льва. Испугались такого противника боги и разбежались кто куда. Лишь Зевс-громовержец не убоялся Тифона и встретил его в бою. Дрожала земля от этой великой схватки, а моря и реки кипели от молний, которые Зевс, одну за другой, обрушивал на Тифона. Но вот, в руке у него осталась последняя – самая мощная из молний. И рухнул Тифон под ее ударом. По одной из легенд, Зевс навалил на него гору Этну, и поныне Тифон не может из-под нее освободиться, а в беспомощности извергает ядовитые пары и огненную лаву. По другой версии, его заточили в Тартар, породивший его. Победа над Тифоном в греческой мифологии это олицетворение победы божественного порядка над хаосом.
Утерянный эпос «Титаномахия», который связан с борьбой, которую вели Зевс и его братья и сёстры, олимпийские боги, за свержение своего отца Кроноса и его божественного поколения титанов, традиционно приписывался Евмелу из Коринфа, полулегендарному певцу из Бакхиадов, правящей семьи в древнем Коринфе, который ценился как традиционный композитор «Просодии», церемониального гимна независимости Мессении, который исполнялся на Делосе.
Даже в древности многие авторы упоминали «Титаномахию» без имени автора. Мартин Личфилд Уэст при анализе доказательств пришел к выводу, что имя Евмела связывалось с поэмой как единственное известное. Судя по обрывочным данным, рассказ автора «Титаномахии» отличался от рассказа Гесиода в «Теогонии» в ряде существенных моментов. Невозможно, чтобы датой поэмы был восьмой век до нашей эры; М. Л. Уэст датирует её самое раннее концом седьмого века.
«Титаномахия» была разделена на две книги. Битве олимпийцев и титанов предшествовало нечто вроде теогонии, или генеалогии Первобытных Богов. Византийский писатель Иоанн Лид отмечал, что автор «Титаномахии» поместил место рождения Зевса не на Крит, а в Лидию, что скорее всего означало гору Си
Основа для этого важного сражения была положена после того, как молодой титан Кронос сверг своего отца, бога Урана, повелителя небес, с помощью своей матери Геи. Уран вызвал вражду Геи, когда он заключил в Тартар её детей — гекатонхейров и циклопов. Гея создала большой серп и собрала Кроноса и его старших братьев, чтобы убедить их в необходимости кастрации Урана. Только Кронос согласился это сделать, так что Гея дала ему серп и поместила его в куст.
Когда Уран встретился с Геей, Кронос напал на отца и, серпом отрезав его половые органы, выбросил их в море. Тем самым потерявший власть над миром Уран предрёк, что дети Кроноса восстанут против его правления так же, как Кронос восстал против собственного отца. Кровь Урана, пролитая на землю, породила Гигантов, Эриний и Мелий, а из семени его отрезанных половых органов возникла богиня любви Афродита из моря.
Кронос принял престол отца после свержения Урана. Затем он закрепил свою власть путём повторного заключения своих братьев и сестёр, гекатонхейров и циклопов, и его (ново-созданных) братьев и сестёр гигантов в Тартар. Кронос превратился в ужасного царя, каким был его отец Уран — он глотал каждого из детей, как они рождались от его сестры-жены Реи. Рее удалось скрыть своего ребёнка Зевса, обманув Кроноса, отдав ему вместо него проглотить камень, завёрнутый в одеяло.
Рея принесла Зевса в пещеру на острове Крит, где он был выращен до зрелого возраста Амальтеей. Позже богиня разума Метида дала Кроносу смесь горчицы и вина, отчего его вырвало всеми детьми, которых он проглотил. Зевс тем самым бросил вызов Кроносу и возглавил освобождённых братьев и сестёр в восстании против титанов.
Братья титаны Кей, Крий, Гиперион, Иапет и Кронос разместили свой лагерь на горе Отрис, а олимпийцы — на горе Олимп. Титан Океан не стал принимать участия в битве, потому что не мог приподнять своего текучего тела, и не любил никакую распрю[4]. По совету Океана, Стикс привела своих четырёх сыновей, Кратоса, Зела, Бию и Нику, на сторону Зевса. За то, что они пришли первыми, Зевс сделал воды Стикса источником её нерушимой клятвы. Война между богами и титанами длилась десять лет. Богам не удавалось достичь в ней успеха, ведь титаны, породившие к тому времени огромное потомство, были гораздо более многочисленны. По совету Геи Зевс спустился в Тартар и освободил её детей циклопов и сторуких гекатонхейров, убив приставленную им сторожем титаниду Кампу. Циклопы, будучи искусными мастерами, изготовили для Зевса громовые стрелы-молнии, Аиду они вручили шлем-невидимку, а Посейдону — трезубец. В решающем сражении боги в союзе с циклопами и сторукими великанами разгромили титанов и сбросили их в Тартар[5]. Титаниды не вмешивалась в конфликт титанов и богов, поэтому не были сброшены в Тартар. После победы трое братьев разделили мир между собой: Зевс был признан главным из богов-олимпийцев, властителем неба, Посейдону было дано море, а Аиду даровали царства мёртвых.
Согласно Псевдо-Гигину, причина Титаномахии заключается в следующем: «После того как Гера увидела, что Эпаф, рождённый от наложницы, правит таким большим царством (Египтом), она захотела, чтобы он был убит во время охоты, а также призвала титанов прогнать Зевса из царства и вернуть трон Кроносу. Когда титаны пытались установить небо, Зевс с помощью Афины, Аполлона и Артемиды, бросил их прямиком в Тартар. На Атланта, который был их лидером, он положил свод небес; даже сейчас ему приказано поддерживать небо на своих плечах»[6].
Эти греческие истории о титаномахии являются одним из вариантов в целом классе подобных мифов Европы и Ближнего Востока, где одно поколение или группа богов в целом выступает против доминирующего бога. Иногда Старшие боги вытесняются со своих позиций. Иногда мятежники проигрывают, и либо
изгнаны из власти полностью, либо входят в пантеон. Другими примерами могут быть войны асов с ванами и ётунами в скандинавской мифологии, вавилонский эпос «Энума Элиш», хеттское «Царство на небесах» о Кумарби, борьба между Tuatha D; Danann и Фоморами в кельтской мифологии и смутный конфликт поколений в Угаритских фрагментах.
Свидетельство о публикации №125031303808