Обзор зимы от Марины Намис и Андрея Мартынова

Прежде всего хотим поблагодарить всех авторов лонга. Лонг получился очень достойный. Мы прочли его не один раз от начала и до конца. Выбрали положенные 12 стихотворений. Хотя с удовольствием бы добавили еще три-четыре. Делимся с Вами нашими небольшими комментариями.

01 Владимир Ворожба самолетики http://stihi.ru/2024/10/14/4558

Серебристые самолётики
разрезают небо на части.
К счастью,
я не вижу ни единого облака
и решаю беспечно,
что новое небо я соберу легко.
И лишь на краю горизонта
поднимается лёгкая дымка.
Что, впрочем, не страшно -
она ещё далеко.
А пока - я собираю пазл
из фрагментов и подбираю рифму
к слову обворожительна.
Не замечая меня,
ты заполняешь дом осенними астрами.
И я гадаю -
что закончится раньше:
вазы или моя нерешительность?

********************************************************
МН: В этом тексте много воздуха. Этим он притягивает. Вроде бы ничего особенного, но есть пространство стиха и атмосфера. Более удачной кажется первая часть про небо.
АМ: Концовка неплохая.

02 Дмитрий Мальянц Давай уедем в Простоквашино http://stihi.ru/2023/11/27/2228

Из шумного бедлама нашего,
Где в сердце входит пустота,
Давай уедем в Простоквашино,
К чертям собачьим и котам.
Там белый домик, речка синяя,
В ней пескари играют в го,
А в медной лампе керосиновой
Живёт загадочный огонь.
Сквозь тишину дорога млечная
Петляет в облаках, не спит
И дядя Фёдор вместе с Печкиным
Глотают ночь и чистый спирт.
Леса с куницами да лисами,
Чай с карамелькой и тоской,
Там с чердака глазеет линзами
Большой трёхлапый телескоп.
Забор в сливовый цвет покрашенный,
Покой и радость в мелочах,
Давай уедем в Простоквашино,
А то я здесь совсем зачах.
Затянет полночь разговорами,
Кому - деревня, мне - ковчег
И пусть сидит божком фарфоровым
Галчонок на моём плече.

***********************************************
МН: Уютное с милыми деталями. Удачно - про карамельку и тоску. А еще галчонок —
фарфоровый божок приглянулся. А почему Дядя Фёдор глотает спирт? Он же мальчик.
АМ: Вырос, наверное...
МН: Но при этом сбежать в детство всегда приятно. Хорошо, когда есть, куда сбежать...

03 Иван Грозный Запоздавшая весна http://stihi.ru/2018/05/08/420

Окно выходит на широкий сквер,
Дорогу с трамвайной линией.
Деревья отряхнулись, потянули вверх
Тонкие руки с пальцами длинными.
Наконец-то явилось и к нам тепло,
Растопило то, что мёрзло до времени,
Зажурчало, запело, водой стекло,
Ворвалось в жизнь, потеряв терпение.
И ты решила заглянуть опять,
Зашла мимоходом, как будто случайно.
Собрались, вышли, пошли гулять
По забористым городским окраинам.
Ждущие губы, с прищуром глаза,
А выше – небо весеннее чистое.
Голубизна такая, что не сказать,
Лишь выдохнуть
и снова пристально
Глядеть на то, как вступает весна
В права – верховодить, властвовать.
Вот и ко мне пришла она,
Девчонку привела вихрастую.
На улицы, забывая зимние сны,
Молодёжь выходит, красивая, стильная.
А я стараюсь,
и не могу объяснить,
Почему весна запоздала так сильно.

АМ: Здесь надо непременно выделить технику. Рифмы хорошие.
МН: Да, интересные, неожиданные.
АМ: Еще очень любопытно «забористые окраины» - два смысла.
МН: А мне от «зашла мимоходом» Маяковским повеяло - «вошла ты, резкая, как «нате». А в конце просыпается та самая весенняя тоска — вроде бы пришла — радоваться нужно, но всё же тоскуется, что поздно. Про пальцы деревьев, конечно, неново, но здесь по-своему интересно. А еще хочется отметить, как много движения в теле текста, как много действий, глаголов, всё воплощает собой вот это главное «пришла». Всё наполнено жизнью.

04 Сергей Смирнов-Ямбург Die ewige Weiblichkeit http://stihi.ru/2024/10/10/2814

Играет на поляне девочка,
кружится с марлевым сачком,
сквозь разнотравье мчит на цыпочках
то напрямик, а то бочком.
Цветы срывает, словно фантики,
гордится дьявольски при том
своей косой с атласным бантиком
и платьем с розовым принтом.
Ах, эта летняя блаженственность,
и ewige, и Weiblichkeit –
инстинкт охотничий и жертвенность,
восход и полдень, и закат.
Она дитя, жена и бабушка
здесь, на поляне у реки…
А в животе порхают бабочки
и спят ночные мотыльки.

***********************************************************
МН: О трёх возрастах женщины и вечной девочке в ней.
АМ: «Притом» в данном случае пишется слитно. А вообще я бы поостерёгся это слово
использовать в конце строки — сразу вспоминается Васисуалий Лоханкин с его «Волчица старая и мерзкая притом».
МН: Оно явно ради хорошей рифмы. Сначала мне показалось что «дьявольски» не совсем вяжется с «розовым принтом» и «мотыльками». Но учитывая отсылку к Гёте и его вечной женственности,конечно, уместно.

05 Евгения Костюкова рахиль http://stihi.ru/2024/11/04/8942

не пытайся убить в себе девяностые,
где отец – лихой "есаул на роздыхе",
приспособиться не сумевший к кооперативам,
на диване, что на поляне, лежит красиво.
там, где мама за крохи билась на грани срыва,
в тёмном храме "часы" читала негорделиво,
иногда вопрошала "боже, что хочешь ты?"
за него отвечала худышка "купи еды".
но, не едой единой, как говорится,
аванс и получка – битва аустерлица,
где узурпатор пьяненько ликовал,
утром светил финал, но читай – фингал.
страх – старичок дышащий в твой затылок,
страх – батальон полных солдат-бутылок
или пустых, что хуже. страх, как пила.
детство закончилось – бабушка умерла.
петь – это значит дышать. ты и пела, пела.
как-то душа не смогла уместиться в тело,
вышла, гуляла где-то, потом вернулась,
стала почти по размеру, нырнула в юность.
этот тоннель и стал для тебя связным –
между мирами бродила, путая явь и сны.
болелюбовь твой завязала жгут,
жгла семь столетий, читай – минут.
странен был каждый непарный шаг,
но оборвался пинками детёныша.
море нахлынуло, стало вторым домом,
лечит, ворчит ласково-невесомо,
словно по новой лепит, не слушая лепет твой,
мол, плавниками крути в тональности си-бемоль,
мол, подождут сети, акулы найдут других,
рыбка моя серебряная рахиль.

*****************************************************
АМ: Образно. Много находок. Некоторые образы интересно разворачиваются и продолжаются, как например: аустерлиц и потом «солдат-бутылок».
МН: Здесь как будто три части. Сначала автором создается очень точная, структурированная, последовательно выстроенная картинка жизни 90-х. Потом раскрывается другой пласт, мы перешли к душе, больной, раненой, а в конце вроде бы хотелось её полечить, но кажется, что как-то размылось, будто по инерции пошло к концовке.
АМ: А в конце как раз отсылки к плачу Рахили. И параллель с этой библейской героиней наделяет концовку дополнительными смыслами.
МН: Ну, может быть… Кстати, вот еще не доходя до концовки, семь веков — это уже про Рахиль и семь лет, которые Иаков служил за неё.

06 Виктория Михайлова Хорошо http://stihi.ru/2024/02/04/1485

Когда убегаешь – не думаешь о привале.
Очень хотелось, чтобы по мне скучали,
чтобы нашли и обняли – сжимается так
в ладони земной потерявшаяся звезда.
Отряхивал лес росу, будто воду кони,
стада облаков просвечивали сквозь кроны.
Солнце вставало бессильное за рекой,
ещё не согретое чьей-то рукой.
Кто знает, что на уме у осин и елей?
Теснились плечом к плечу, будто завтра в пекло.
Спиленный дуб лежал в их густых тенях,
сердце его смотрело внутрь меня.
Я умер (уснул) на время –
так спит между стёкол оконных муха,
пока покрывает зима всё в округе пухом.
Под вечер пришла собака, мохнатой лапой
царапала щёки, я ожил и плакал,
сильней прижимаясь к ней, как щенок родной.
Тропинка стелилась каштановой бородой.
Домой мы шагали молча, мечтая о всяком –
что я отращу себе бороду, а собака
усыновит меня.
Было идти хорошо.
Я ведь хотел, чтобы кто-то меня нашёл.

АМ: Трогательное. Тропинка вилась бородой — Интересно. Только непонятно почему солнце не согретое.
МН: - может, потому что тоже одинокое? Мне кажется, что в середине нить повествования несколько ускользает. Немного автор увлёкся описаниями. Возможно, стихотворению бы пошла на пользу чуть большая стройность композиции.

07 Валерий Поланд Листья клёна http://stihi.ru/2024/11/19/5699

Падают листья с ясеня,
я покорюсь судьбе,
всё подарю по классике
людям, а не себе.
Тем, кто порой печалится, -
радость и теплоту,
каждому, кто отчаялся,
выбранную мечту.
Время - мерило истины
слов, подаривших свет,
кто-то когда-то пристально
мне поглядит вослед.
Падают листья с ясеня,
следую за судьбой...
И ничего по классике
не заберу с собой.

МН: Здесь, как и заявлено, всё по классике: и тематика, и размер. Не совсем поняла связь ясеня и клёна.
АМ: Есть такой известный стишок «С дуба падали листья ясеня». Видимо, аллюзия.
МН: Даже и не знаю, нужна ли она. В целом — ясное лаконичное высказывание.

08 Вера Дорди Лишь бы http://stihi.ru/2024/10/17/3276

Всего-то и было - две комнаты смежных,
а большего в жизни она не видала.
Сейчас бы ходила по саду неспешно,
вздыхая устало.
Смотрела, как в озере давят на жалость
нахальные серые дикие утки,
и вместе с черёмухой там отражалась.
Ну, хоть на минутку.
А если бы я загрустила напрасно,
она бы погладила: "Ладно, чего ты."
О, как же теперь я была бы согласна
побыть потерпевшей от этой заботы
и редких советов, когда-то несносных.
Да лишь бы гуляла по нашей аллее
и, не исчезая, смотрела, как сосны
под вечер в закатных лучах розовеют.
А после дремала на тёплом крылечке
и, слыша, как пело вокруг и шуршало,
она бы сказала: "Здесь дышится легче."
Чтоб только дышала.

МН: Посыл близок и понятен. Стихотворение тихое, размеренное.
АМ: По-своему, трогает.

09 Елена Наильевна Это в чашке малина http://stihi.ru/2022/10/27/7249

это в чашке малина и в бочке вода
этот столик складной этот зной
это я босиком по траве никуда
и котёнок вприпрыжку за мной
на часок приютила жука простыня
над домами шныряют стрижи
ну и где же ты видишь любовь у меня
покажи покажи покажи
в огороде чеснок выпускает стрелу
что-то радио там ту-ру-ру
это лейка ржавея скучает в углу
это я без тебя не умру
это тихая заводь казачий покос
жадно дышат в тазу караси
нет не я беззаветно люблю а Христос
да и Он где-то на небеси

АМ: Однозначно берём. То самое поэтическое 3-д.
МН: Да, как много поэзии и в самом теле текста, и особенно в конце. Вроде бы из самых простых деталей она рождается. И этот подход от противного «не люблю, не умру» он, конечно, не нов, но как здорово здесь играет. И это вознесение в конце,  обращенное к Христу, по факту создает обратный фокус на мелочи - на караси, на лейку — отлично работает. Да, берём.

10 Надежда Новицкая закончить прозу http://stihi.ru/2024/10/13/980

закончить прозу и задвинуть быт,
отбыть туда, где вечные июли,
снять угол в центре и на всё забить,
забыться в суете случайных улиц.
гулять хоть до зари, сверяя ритм,
и не бояться ноты перепутать,
где по бульварам гулят сизари,
и волны пенят скальные уступы,
где под шатром платанов вековых
фонтаны рвут струну нетерпеливо.
в объятьях свежескошенной травы
скосить тридцатку лет себе счастливой,
растормошить покой кастильских крыш,
пахучим кофе празднуя рассветы.
дивиться сверху, как дворы пестры,
движенья подбирать под кастаньеты.
подняться соло под прицел высот,
наполниться ветрами, солью, солнцем,
тогда, быть может, слово прорастёт,
а повезёт — и музыка пробьётся.

*********************************************************
МН: Если отталкиваться от завершающего «музыка пробьётся», то музыкальность получилась.
АМ: Фонетически однозначно удалось. Аллитерации обращают на себя внимание.
А тема вечная - «уехать к тётке ,в глушь, в Саратов».

11 Серж Пименов С цепи сорвавшийся борей... http://stihi.ru/2024/11/07/3664

С цепи сорвавшийся борей
Гуляет в роще.
Я знаю, надо быть добрей,
Добрей и проще.
Мне улыбнуться даже вам,
Увы, не просто.
Я так стараюсь, что по швам
Трещит короста.
Вот в гости к другу загляну,
В карман залезу,
Слова найти, как будто гну
В руках железо.
Бывает гость — что в горле кость,
На то и проза,
И за окном, как ржавый гвоздь,
Торчит береза.

МН: Уже второе в лонге про нерешительность. Понимаем ЛГ, некоторые моменты описаны очень ярко.
АМ: Написано бойко, мастеровито (в хорошем смысле этого слова).

12 Рь Голод Фрагмент 11. Сон http://stihi.ru/2016/12/09/2418

Алик давно перестал делить стихи на свои и чужие. Он перестал понимать, как это вообще
возможно. Как стихотворение, если оно действительно стихотворение, может быть чужим. Это
было понятно. Непонятно было другое, Алик никак не мог увидеть, существуют ли стихи по-
настоящему. Он открывал книгу, находил какое-нибудь великое, типа "Дерево Жанны", начинал
читать вслух или про себя и в какой-то момент словно проваливался куда-то, казалось, строки
лишь снятся, что взаправду их нет. Губы исправно проговаривали: "...ах, Жанна, Жанна, маленькая
Жанна, пусть коронован твой король, какая заслуга в том...", но всё это лишь снилось. Иногда
даже казалось, и это было самое странное, что сам Алик снится этому стихотворению, что это оно
читает Алика, тогда он подолгу смотрел с удивлением на рифмы своих рук, на потрясающее
созвучие пальцев, на насыщенную музыкой волшебную форму ногтей, на это совершенное
стихотворение, которое всё длилось и длилось: "...шумит волшебный дуб, и что-то голос говорит, а
ты огнём горишь в рубахе не по росту..."

МН: Очень нравится идея в основе текста. Сам замысел перевертыша, отзеркаливания интересен. Интересное разворачивание метафоры, её детализация. Но, возможно, стоило взять цитатами другое стихотворение-пример. Или как-то иначе с ним работать. Всё-таки по итогу Дерево Жанны перетягивает на себя одеяло.

13 Света Хохломская Прошва http://stihi.ru/2015/11/18/10518

кладбищенский логаэд
В доме с красными занавесками мрак. Стекла выбиты и рекламный щит про кино, но
давным-давно было в доме том все не так – там писатель пил за роман кислое вино. Героиня –
труп. Гонорар пропит. И долги, долги… В Петербурге дождь вычернил с утра вечно серый цвет, а
глаза закроешь – топот и смешки – то враги, враги… И привычно ты в книге канцелярской
живопишешь бред.
...грай вороний низкой тональности
мерзлая земля ломом вспорота
померанцы венков – заплатами
урбанической жизни крайности
это кладбище в центре города
и… роддом с дорогими палатами
В доме с красными занавесками бал, там под Венский вальс обирается люд, и, забыв про
сон, в окна смотрят и стар, и мал. Ямщики болтали – в полночь будет салют.
родинки моей родины
с дырками плат ношенный
ластиком не сотрешь не выбелишь
кустиками смородины
трачен погост брошенный
цифры и не разобрать имя лишь
сколько надежд под липами
камень им в изголовие
горькую пьем глоточками
нынче бы звались vip-ами
мраморные надгробия
чья-то жизнь между строчками
В доме с красными занавесками тишина, все заложено от чернильницы до смычка, только
Неточка права голоса лишена: просит хлебушка – ну, а тятенька ей – тычка!
белое мое черное
фартук ангельский форма школьная
и в кармашке платочек в клеточку
черное мое сорное
просочилось в ушко игольное
только боженька любит Неточку
В доме с красными занавесками плач. Грустный батюшка окропляет толпу зевак, и
беззубым ртом разрывает старик калач, в кулаке согревая твой новенький пятак.
памятки моей памяти
не на узелках не на запахах
у крестов темны перекладины
держатся на поминальной камеди
без тебя до весны – абы как
ветрено в декабрьской наледи

МН: Логаэд состоялся. Не просто два стихотворных размера - две линии повествования работают друг на друга — чем-то обособляются, чем-то дополняют друг друга, две жизни переплетаются.
АМ: много символичных деталей, притягивающих внимание: смородина, родинки.

14 Лена Ступак беспрепинаковое http://stihi.ru/2024/11/13/4629

по щиколотку снега во дворе
дома стоят как вкопанные братья
некровные и свет от фонарей
не греет кот облезлый под кроватью
растоптанные тапочки в пыли
в углу останки скудного улова
нетленные потёртый ковролин
топорщится и кислый запах плова
ползёт туманом в тёмный коридор
выходят незашторенные окна
и дует в незаклеенный притвор
на порванные нервные волокна
из пункта А звенит вдали трамвай
до Б не доезжая в полудрёме
под снегом негазонная трава
расплющенная каплями гудрона
и где-то бьют часы тринадцать раз
и снова бьют наверное контрольный
в упор и разбежались сотни фраз
затёртые избитые до боли

МН: В целом картинка сложилась. Беспросветная и нескладная, но сложилась. Однако в конце, на мой взгляд, просело.
АМ: Да, пожалуй, того самого контрольного чего-то не хватило.

15 Ольга Бесснежная Муста http://stihi.ru/2022/09/14/1930

Когда навалится усталость
от будней, ноющих в спине,
от невозможности остаться
с самой собой наедине,
бросаю всё, иду на берег,
поросший бархатной травой,
где можно верить и не верить
в Него.
Река-целитель не отпустит,
неогранённых слов не смыв, –
в тягучем угро-финском «musta»*
ищу неоспоримый смысл.
Глазами горизонт дырявлю
в своих эмоциях простых
и распадаюсь мелкой рябью
по глади Мсты.
Как странно: видится иначе,
иначе дышится, когда
становится совсем прозрачной
в ладонях «чёрная» вода.
На солнце удивлённо щурюсь:
в кувшинке дремлет стрекоза,
на глубине дрейфуют щуки...
как сотни лет назад.

* musta (фин.) – чёрный

МН: Еще одно про попытку побега к сокровенным, заповедным местам.
АМ: Но здесь иначе. Здесь не отдых душой, как было в Простоквашино, здесь какое-то наполнение себя через прикосновение к истокам.

16 Исхаков Алексей с http://stihi.ru/2024/06/02/1881

Собакины дни, непросохшие капли мая
ещё по привычке бьют в правый висок.
Если зашторить шторм, будет штырить штиль.
Поскольку биографическая кривая
скорее похожа на гнутое колесо,
в отдельно условленном месте никто не жил.
Пощёчина чистого, так то - не разберёшь,
когда появляется полная береста.
Объятий холодный отжим, стакан иллюзий.
Пока ты Левша -, разбираешь ядрёну вошь.
Пока ты в позиции, вроде бы не устал.
Вокруг расстилаются дали, моря и люди.
Слова как поллюции, не означают связь.
Глаза приблизительно не истекают правдой,
соринка вторгается в каждую точку зрения.
Как будто наощупь, старательно, не боясь
орудуешь многоточием как кувалдой,
не замечая, что всё на свете — сиренево.

***********************************************************
МН: У этого автора всегда особенная лексика, ею он узнаваем. Ему присуща своя особая метафизика стиха. Но вот «стакан иллюзий» напомнил мне песню Пикника.
АМ: Суровая мужская лирика. Первый катрен силён. Дальше идёт на спад, по моему мнению.

17 Юрий Хан дачное http://stihi.ru/2024/12/21/1268

Лежу на холодной траве, отдавая тепло
планете Земля, словно здесь репетиция смерти,
и мир меж лопаток моих - он не так уж и плох,
когда насадить не пытается сердце на вертел.
Сместилась полярная ось, оказавшись во мне,
со скрипом вращая расписанный мастером купол.
Я, словно бродяга с котомкой тряпья на спине,
явившийся в храм за тарелкой бесплатного супа,
услышавший пение и заглянувший туда,
где странники ходят по звёздам, смеясь и играя.
Сейчас потемнеет, и сверху ударит вода.
Я каждой дождинкой последнюю жизнь проживаю.

МН: Само смещение авторского внимания и принцип взгляда на вещи, на котором построено стихотворение («мир меж лопаток», «ось во мне»), неожиданны и интересны. Невольно вспоминаешь теорию относительности.
АМ: как Гейне сказал: «Трещина мира проходит сквозь сердце поэта».

18 Ленна Жук Тебя для http://stihi.ru/2024/12/19/4237

Твой силуэт заплетался кружевом на окне. В кухонных тёплых недрах,
ты готовила зелье: ловко и методично, словно заправская ведьма,
будто бы делала это сто миллионов раз.
Кидала в нагретый чан кардамон, гвоздику, анис, апельсина цедру,
ждала, пока закипит вино - мутное, будто бы кровь помешалась с медью,
такое терпкое, до слёз из глаз.
А ты всё такая же гибкая и красивая, будто бы корень мандрагоры,
реликтовая, краснокнижная, словно белое облако среди серых туч,
как всепрощающая земля.
А я ведь...да что уж там...не возил тебя никогда отдыхать на море,
не дарил тебе шуб, колец с бриллиантами, сумок сегмента lux,
пустые дни для.
И я смотрю на тебя, с тёмной лавочки под квадратами многоэтажки,
и понимаю, что мне не нужен ни приворот, ни крестик, ни исцеление,
ни заговоры на Святки, ни кол в груди:
ведь я итак твой рыцарь, слуга, угодник, твоих коленей безмолвный стражник,
твой паж... Морозный воздух пронизан запахами глинтвейна,
и ты кричишь из окошка мне:
- Заходи!..

АМ: Название хорошее. Как много смыслов вместилось в этом «для».
МН: Картинка стиха получилась вкусная — многоцветная, многозапаховая, со своими
изюминками.

19 Александра Герасимова Заратустра http://stihi.ru/2025/01/02/6184

Так говорил Заратустра.
Так мне и снишься ты.
Так проступает утро
спичкой из темноты.
Что же оно такое
в тихом твоём лице?
Так не хотят покоя
в самом уже конце.
Завтра приснишься снова.
Так не бывать беде!
Так из простого слова,
брошенного нигде,
вдруг вырастает ветка,
облако и река.
Снись мне хотя бы редко.
Изредка. Из-ред-ка.

МН: Я бы отдельно выделила третью строфу, особой поэтической тканью, разворачиванием образа.
АМ: А в последних двух строках особенный трагизм. Они раскрывают всю бесповоротность расставания. Особенно эти черточки — как забитые гвозди. Отличный ход.

20 Светлана Тимашева врасплох http://stihi.ru/2025/01/02/5688

в старую куртку втиснуться абы как —
ветер-стервец распущен и языкат
взгляды к себе притягивает закат
(брошенный бездне вызов) — великолепен
ноет души несросшийся перелом
красным подсвечен облачный поролон
даль перспективой скатанная в рулон
щель конопатит между землёй и небом
сколько во мне самом тех щелей и ям
словно на красный перехожу на ямб
мне в октябрях не молвится я б да я б

думается о грустном под нордом сиплым
сколько от енисея и до невы
вроде лицо знакомое да не вы
гулкая обнажённость до синевы —
память как полынья — утонуть не выплыть
в смешанных чувствах вымысел правда ложь
то ли от ветра то ли от мыслей дрожь
летом совсем иначе — то сушь то сожь
будто людские души мелеют реки
создан воображением бог ли блог
блогер вселенной клацает на капслок
время вот-вот застанет всех нас врасплох
в кои-то веки

МН: Восьмистрочная строфа уже сама по себе даёт стихотворению какую-то эпичность.
Интересная схема рифмовки, выдержанная автором до самого конца.
АМ: Хорошая работа со звуком. Про память интересно и про души-реки

21 Канайкина Екатерина а ещё http://stihi.ru/2021/08/22/5533

ни камней ни хлебных крошек ни стишка
вынимаешь белый свет из вещмешка
и садишься на скамейку похрустеть
с поделившимся горбушкою вестей
вспоминая о таком-нибудь о чём
что росла и космонавтом и врачом
но из этой сверхбольничной высоты
промигала водопады и мосты
а ещё бывает всё наоборот
достаёшь из сумки чай и бутерброд
и обжёгшимся о счастье языком
говоришь себе помалкивать о ком
набираешь бесконечную строку
что ты сможешь и я тоже всё смогу
и за Спутником не вышедшим на связь
ты бы тоже я бы тоже погналась

МН: Самобытное — со своим настроением и настроем.
АМ: Два очень ярких образа надо отметить, на которых всё строится: «белый свет из вещмешка» и «обжегшимся о счастье языком».

22 Виктор Вороненко Царское http://stihi.ru/2023/02/13/1730

Ну, хорошо. Вот станешь царём. Сядешь на трон под всеобщий рёв: "славься" и "боже храни
царя". Татей развесишь на фонарях. Что там ещё? А! Закатишь пир. Взялся за гуж, так теперь
терпи. Дабы не уронить лица. Царь ты или не царь? Дальше, начнёшь управлять страной. Взялся за
гуж, так теперь не ной. Если поставлен ты у руля, знай себе управляй. Там и царицу себе найдёшь,
будешь плясать под её нудёж. Взялся за... Блин! Привязалось же! (спрятался в блиндаже). Всё как
у всех: рано утром на трон. После работы, с толпой в метро. Есть и карета (купил в кредит), но
пробки - не приведи! В общем: обычная царская жизнь, взялся… /дались тебе эти гужи!/ Двор.
Ипотека. Замена свечей. Бодрум (на семь ночей). Ну а пока укрепляешь трон, дочку сосватает
некий барон, дашь ей в приданное полдворца. Царь ты или не царь?
В общем, всю жизнь проживёшь царём, далее: все мы когда-то умрём. И бог тебе скажет, целуя в
уста: а мог космонавтом стать….

МН: Любопытное, со своим характером. По-своему интересно обыграна и осовременена вечная тема.
АМ: Тема «Кем быть».

23 Юрий Глухов -Сентябрь Кря! http://stihi.ru/2024/12/26/6673

Росли на стёклах белые цветы.
Лысели построждественские ели.
Пруд не замёрз. Ленивых уток грели
Потоки человечьей суеты.
Снежинки вились, словно комары,
На крылышках копеечные стразы.
В порывах ветра слышались приказы:
– Вставай, иди! и уток покорми!
Тянулась бесконечная зима,
Старательно морозила, пуржила.
И узники сугробного режима
Сходили потихохоньку с ума.
Неладное творилось в головах.
Остатки задубевшего рассудка,
Не находя тепла для доброй шутки,
Разыскивали хохоньки в словах.
Слова кривлялись хуже обезьян:
Стеклянный, оловянный, деревянный –
Любое подойдёт, когда о пьяном.
А я, конечно, выпил, но не пьян.
Шагаю, краснощёк и бородат,
Мне нравится быть чуточку нелепым.
Край берега засыпан белым хлебом,
И утки что-то ласково галдят.
Смущённо улыбается заря
Застенчивым пунцовым переливом.
Я чувствую себя почти счастливым.
Смотрю вокруг и выдыхаю: – Кря!

МН: А хорошо… Здесь всё сложилось: и язык (легкий и одновременно насыщенный), и атмосфера (затянувшаяся зимняя тоска в сочетании с таким вроде бы сначала кажущимся нелепым и притянутым желанием шутить, которое в итоге и спасает), и детали, и игры со словами.
АМ: Много находок - «сугробного режима», «построждественские» ели.
МН: И «Кря!» такое непосредственное очень оживляет и переворачивает всё пространство стихотворения.

24 Геннадий Антонов ...чей... http://stihi.ru/2024/01/14/6769

этот город в стоп-лист
занесён много лет назад
был я твёрд
и гранитно-
корунден
хоть гвозди гни
но однажды себе вопреки
я воздвиг вокзал
вскоре поезд размазал
по ночи
свои огни
струны нервов сегодня
минор выдают весь день
ну а сердце себя
повело как заправский брут
мне мерещится пристальный
взгляд твой
вообще везде
как шагнул на перрон -
прорвалось стопятьсот запруд
по-над городом старым
знакомый мотив парит
умножает сопрано
огней золотых число
переходит в малиновый
далей ультрамарин
над обидой
вмороженной
в лёд из ненужных слов
заливает низины
холодной воды ручей
тая
лёд
вымывает
из памяти
зла
тоннаж
ты увидишь
в потоке
кораблик
и спросишь
чей
я боясь
испугать тебя
тихо шепну
он наш

МН: В целом состоялось. Немного рассеялось, рассредоточилось в середине, ускользнуло за деталями, но потом вернулось в русло.
АМ: Концовка проникновенная.

25 Лана Юрина Вот и осень http://stihi.ru/2024/09/24/2817

Вот и осень снова золотится,
льётся облепихи тёплый свет.
Женщина, прислушиваясь к птицам,
ждёт домой мальчишек-непосед.
Незаметно выросшие дети,
сами осознавшие едва...
Беззащитно небо на рассвете –
рвётся птичьим криком синева.
Брызжут капли алого кизила.
Тише, птицы, нет мальчишек тут.
А она под сердцем их носила.
А она уверена – придут.
Верит свято, что дорогой дальней
мальчики её домой спешат.
...Смотрит Бог на женщину печально.
И вздыхает.
И отводит взгляд.

МН: На эту тему трудно говорить что-то.
АМ: Соглашусь.


26 Дмитрий Шунин Крот ждёт весну http://stihi.ru/2022/09/25/1358

Старый крот обнял кротиху,
Вглядываясь в даль.
А в дали темно и тихо,
Хоть зажги фонарь.
К темноте прижавшись мехом
На остаток лет,
Хоть кричи да слушай эхо -
Ни гу-гу в ответ.
Чёрный день и белый камень
Ледяной луны,
Листьев падающих пламя
В лапах тишины.
Там, в дали, гуляет лихо
Антилопа гну.
Старый крот, обняв кротиху,
Кротко ждёт весну.

АМ: Бодро! Очень живая речь.
МН: Есть очень интересные образы - «камень луны», например. А концовка-то какая: крот-кротиху-кротко.

27 Жиль Де Брюн несмеяны наплакали http://stihi.ru/2024/09/28/4180

Вот и лето кончается, солнцем прошито навылет,
а тебе несмеяны наплакали, волки навыли.
От похмелья с утра не умрёшь, лишь чуть-чуть омертвеешь.
Мысли бьются как блюдца, как доски скрипят половые,
и не вынести их, и не выбросить из головы их.
Что могла – берегла, а теперь раздавай, что имеешь.
Брют по ноль двадцать пять (кое-как наскребаешь на диптих),
и шагаешь в кино как Марлен, прости господи, Дитрих.
До сеанса посмотришь ещё два десятка анонсов.
В каждой сцене – добро с кулаками, кровавые игры.
Но допьёшь и задремлешь, и вот уже финиш и титры.
И в вотсапе не сплетни теперь, а сплошные доносы.
На полях дневника подсыхает слезинка-ремарка.
Ах, Марлен, вот за что вы тогда полюбили Ремарка?
Ваши чувства опошлили завистью злые паяцы.
Тут кому обелиск, а кому – триумфальная арка.
Кормишь белку с бельчонком в аллее безлюдного парка,
и себя приучаешь
не ждать,
не жалеть,
не бояться.

АМ: Непременно нужно отметить рифмы и фонетику.
МН: Да, у автора отлично получается работать со звуками «бьются-блюдца-брют», впрочем, не только со звуками — история раскрывается, и не одна. Считываются и символы, и временные аналогии.

28 Юрий Семецкий Чёрный квадрат http://stihi.ru/2025/01/01/986

«Человек, который разглядывает „Чёрный квадрат“ — это примерно то же самое, что
придворный, который восторгается новым платьем короля в известной сказке Андерсена».
Михаил Веллер (иноагент)
А теперь представьте Казимира Малевича рисующего с натуры "Чёрный квадрат".
Густая ночь бездонна и тиха.
Ещё вся жизнь до крика петуха.
Ещё безлунность голову морочит
рецептами бессмертия Дали,
где горизонт за краешком Земли.
А чем темней, тем путь к нему короче.
Проём окна, и только кисти взмах —
дойдёшь ли, нет, заблудишься впотьмах,
потом растащат виды на цитаты.
До горизонта — ни черта, ни зги.
И от раздумий плавятся мозги.
Понять причину просто, да куда там.
Казалось бы, пятно — квадрат окна,
густая ночь безлунна и темна,
мазки лежат неровно, как в гримасе.
Петух беззвучно открывает клюв,
и будет миг, безмерно малый люфт…
Успеем ли понять, что мир прекрасен?

АМ: Отличное! И атмосфера, и концовка — всё удалось автору.
МН: Столько интересных параллелей живописи и жизни, и художника, и Творца, и человека, как творца собственного полотна, собственного пути. И кажется даже, что все эти предисловия не обязательны. Вполне достаточно названия.

29 Дари-Экс Не отпускай http://stihi.ru/2017/08/08/481

В эпоху нала и безнала -
святого нет?..
..Не знаю - ты меня узнала,
себя во мне?
Гудят приборчики на стенке -
вокруг, везде..
А помнишь пончики в Лазенках
и лебедей?
Врач сыплет термины зубасто,
хорош и строг,
что нет динамики и баста,
что просто - срок..
Я принимаю - головою,
что так и есть:
теперь я младше только вдвое -
на сорок шесть..
..Мышой летучей разодета
под Новый год,
вертелась Лялька.. Помнишь деда?
Я знаю - ждет..
Гудят приборчики на стенке
и голова,
а у тебя мои коленки -
ты так жива..
Рука пергаментом застыла,
твоя в моей -
переливанье тихой силы
родных кровей..
Как в пять я приказала, помнишь:
ты не старей!
..Быть может очень скорой помощь,
но жизнь - скорей..
Сейчас клубочком бы, пригреться -
пока близка..
Держись за жизнь, как я - за детство..
не отпускай!..

МН: Мне кажется, в этом стихотворении даже строфы так построены, что их ритмический рисунок напоминает кардиограмму: длинная-короткая, длинная-короткая, вверх-вниз, вверх-вниз.
АМ: Писать короткими строками в определенной степени сложнее: к ним больше требований, они должны быть точными и ёмкими.
МН: Здесь получилось. Всё сложилось: и детали больницы, и воспоминания, и параллели с детством.
АМ: Особенно хорошо про скорые помощь и жизнь.
МН: И про кровь.

30 Майк Зиновкин всё ты http://stihi.ru/2025/01/31/3143

всё так просто, хоть, кажется, всё совершенно непросто
дом напротив, случайный прохожий, такси, перекрёсток
музыкальный канал, свет на кухне и запах корицы
повторится ещё или более не повторится
прошлогодние планы, друзья, приезжавшие в гости
показания счётчика, криво приклеенный постер
проигравший Реал, старый свитер, пакет из Озона
всё как будто реально, и всё же слегка иллюзорно
разогретый обед, боль в колене, магнит из Туниса
два билета в театр, важных дел незаконченный список
недопитый портвейн, удалённые голосовые
всё настолько знакомо, что кажется видишь впервые
тень на белой стене, крошки хлеба, прогулка по парку
сигарета с ментолом, пижама, Пелевин с Ремарком,
хлопья пыли в углу и мороз, пробежавший по коже
всё почти как у всех или, может быть, очень похоже
и уже не забуду, а может не вспомню ни разу
тусклый абрис луны, пьяных звёзд неказистые стразы
лай соседской собаки, какие-то левые чаты
всё несёт на себе, несомненно, и мой отпечаток
мокрый снег за окном, блистер но-шпы, тупая реклама
нижний ящик стола, вечно полный различного хлама
странный фильм с Деми Мур, уморительный вязаный заяц
ты берёшь мою руку, и всё это вмиг исчезает

МН: Столько всего собрано, что кажется в определенный момент это поэтическое здание должно сломаться и рассыпаться, но автор строит его мастерски, и в конце возводит прекрасный шпиль над этим зданием. И оно получается такое цельное, что при всей множественности его деталей даже не хочется в них разбираться, хочется просто воспринимать его целиком. И наслаждаться.
АМ: Да, отличное.
МН: Еще очень нравятся эти сомнения, сплетающие части стихотворения в одно: «повторится-не повторится», «знакомо, что кажется видишь впервые», «не забуду, а может, не вспомню».
АМ: Да, интересный приём.

31 Хелена Фисои Отрывки http://stihi.ru/2020/09/28/7410

Я был очень серьёзен на первой фотографии и заливался хохотом на последней.
В кармане нагольного кителя хранил неотправленные письма, результаты флюорографии и огарок
свечи с пасхальной обедни.
На второй фотографии я стал похожим на птицу.
Помню не отпущенное на волю желание
Долго-долго кому-то сниться.
… шёл направо и слышал, как цапли царапали нарисованную дверь.
Шёл налево и становился как рассказывающий сказки чеширской породы неподконтрольный
зверь.
Я любил гулять в солнечном парке с беличьим семейством и сочинять на свою жизнь ремейки.
На окне круглые сутки размножались драчливые лимонно-апельсиновые канарейки.
Иногда теплой ночью засыпал на скамейке
в бывшем родовом именье.
У моих губ что-то постоянно искали чужие уста.
В конце концов, я перестал улыбаться, потому что очень от этого устал.
Убеждал: пейте рассвет, он тоже пьянит и ал.
Пейте прохладным, натощак, и доживёте до ста.
Но вокруг говорили: не положено до ста!
Давно перед этим экспроприировали имения и выдали паспорта.
Из неотправленного письма.
.... постоять бы на краешке крыши, покурить бы на бензоколонке.
Бензоколонок здесь нет, но есть ослепительно розовые бизоны,
и немыслимо много озона.
Конечно, это очень хорошо для моих больных лёгких.
Я даже не знаю, есть ли у меня теперь лёгкие, таким я стал лёгким.
Люблю. Помню. Всегда с вами.
До следующего письма или жизни. Амэн.

АМ: Хорошее. Густое.
МН: Вроде бы, отрывки, но из этих отрывков складывается интересная, насыщенная картинка жизни. Неожиданные метафоры и внезапные параллели совершенно органично
сливаются в цельное произведение.
АМ: Много ярких деталей.
МН: Есть над чем задуматься. Про ремейки так близко — наверное, каждый их сочиняет.
АМ: Очень хорошо про уста.
МН: Какой-то внезапный перевернутый смысл, который очень цепляет этой своей яркостью и неожиданностью.

32 Ники Галини под жёлтой кожурой http://stihi.ru/2024/07/04/6121

...давай спрячемся
под жёлтой кожурой в косточке жёлтой галактики
будем зреть со дна тишину рождения новых звёзд
пить из соломенной трубочки солнечный коктейль
сажать цветы солить огурцы
радио вещает после жаркого лета невероятно холодную зиму
без топлива и электричества
но это не наше радио
это волна другой планеты
мы же зимой будем ходить на лыжах скользить по льду
покорять вершины своих замыслов
крича каждой ползучей твари на своём пути:
— эй посторонись... раздавлююю...
упс...
а ведь хотелось как лучше без обид и боли
жить не причиняя никому зла
спрятав все обиды в тишину акварели василькового поля
хотелось сидеть у моря слушать море быть морем
и не забывать танцевать под ритм дождя
но оказалось что этого мало
а давай.....
ваш лимит истёк пополните счёт

МН: Сначала прямо завораживает внезапной яркостью, космосом, смешением макро- и микро-мира.
АМ: Но концовка смазана.
МН: Соглашусь.

33 Алекс Колфилд tears http://stihi.ru/2024/12/04/2307

кровью на подоконнике
божьей коровки след
слёзы мои как домики
в каждом окошке свет
в ямочке под ключицей
вырос вишнёвый сад
слёзы мои как чипсы
солоны и хрустят
узкие междустрочия
в яблочной пастиле
слёзы мои червоточина
короткий маршрут к тебе
грустно темно не спится
впаяна в лёд звезда
слезы мои как птицы
вылетят из гнезда

МН: Такие неожиданные параллели: слезы-домики, слёзы-чипсы.
АМ: С птицами тоже хорошо, неизбито.

34 Сергей Иванов126 Лисы http://stihi.ru/2024/04/02/3157

Какие лисы нынче злые -
Опять голодная зима.
И жмутся к выселкам лесные,
Облизываясь на дома.
А небо зимнее свинцово
За краем почерневших труб,
И сон похмельем окольцован,
Ложится тенью возле губ.
Да снится людям неуклюжим,
Распятым снежной кутерьмой,
Что мир за городом простужен
И вечно голоден зимой.
Но до рассвета миг сакрален,
И только рыжие хвосты
К сомлевшим жителям окраин
Спешат из вечной мерзлоты.

МН: «Распятым снежной кутерьмой» интересно.

35 Гончарова Людмила День первый. Ново всё и живо http://stihi.ru/2024/11/25/3262

День первый. Ново всё и живо.
Жила. Устала. Заслужила.
Вот я. И беззаботный ты.
И гор цветущие хребты.
На завтрак – свежие оладьи.
Утиный строй на водной глади.
Неспешный шаг. День только начат,
А местные уже рыбачат.
В горах свежо, внизу – туманно.
Крутой подъем. Могу сама, но
Ты руку тянешь. Сколько в этом
Тебя. И счастья в этом лете.
Какой там день? Уже рутина:
Ступени, лампы в паутине,
Мальки в озерной бирюзе.
Туман над озером – к грозе…
Себя потерянную, ту,
Ищу, как вечер – темноту.
А время как песок сквозь пальцы:
Моргнешь – уже не постояльцы.
Вода мешается с камнями.
Душевный отпуск мерю днями.
Момент тепла. Да стой же, стой!
Привычны краски. День шестой.
На память – карточка, магнитик.
Сквозь время – памятные нити
Тяну, чтоб греться там, в зиме,
Тебе и мне. Тебе и мне…

МН: Здесь понравилась параллель между днями отпуска и днями сотворения мира.

36 Ольга Волхонская Что со мной было-то? http://stihi.ru/2024/09/17/1658

сидишь на лавочке грызёшь
семечки
а счастье клюнет вдруг тебя
в темечко
подразнит спелым наливным
яблоком
и защебечет на ветвях
зябликом
смахнёт невольную слезу
ласково
раскрасит серенький пейзаж
красками
поманит тайнами Пути
Млечного
и задохнёшься от него
вечного
застынешь камнем – не спугнуть
мне б его
от жизни большего нельзя
требовать
Но ощущеньями пронзив
сильными
оно отпустит и взмахнёт
крыльями
погладишь бережно своё
темечко
и разгрызёшь ещё одно
семечко
хлебнёшь из кружечки чайку
стылого
и удивишься – что со мной
было-то

МН: Это очень чудесная способность уметь видеть счастье в каждом дне. И нужно стараться не отпускать его).

37 Мария Елагина Ещё раз о Дон Жуане http://stihi.ru/2024/02/24/3364

И была у Дон-Жуана — шпага,
И была у Дон-Жуана — Донна Анна. (Марина Цветаева "Дон Жуан")
И была у Дон Жуана - Донна
Анна, не похожая на кошку.
Холодна, бледна и молчалива,
Словно слепок статуи античной.
Совершенно противоположна
Всем его возлюбленным доныне.
И была у Дон Жуана - шпага,
Так же холодна, как Донна Анна,
Даже холоднее, но надежней.
И была у Дон Жуана - храбрость.
Нет, скорей не храбрость - безрассудство.
Шпага в сочетаньи с безрассудством
До добра, обычно, не доводят.
И была у Дон Жуана мама,
О которой ничего не знаем.
Маму не описывали в пьесах,
И в поэмах не упоминали.
Дон Жуан судьбу не выбирает.
За него решает все характер.
Ну а мама... Кто о ней бы вспомнил,
Если на кону любовь и гибель?!.

АМ: Начало заинтриговало, но потом что-то не срослось.
МН: Да, когда внезапно появляется мама, ожидаешь какого-то всплеска в общем логическом ряду стихотворения. Поскольку мамы не было в изначальной цитате, кажется, что вот — в ней и суть, и сейчас нам расскажут про нее что-то такое алогичное, дон жуановское, но всё оказывается обычно и предсказуемо.

38 Соэль Карцев Тоска по Купчино http://stihi.ru/2023/07/07/5101

"— Не думай, а следуй, не думай, а слушай...
А флейта всё слаще, а сердце всё глуше..."
.......................................Марина Цветаева
Виктора Эдмундовича замучила
тоска по Купчино.
Он бы с удовольствием поразмышлял
о вещах, что круче, но
о стране, о народе, о подвигах,
об истине, известной доподлинно,
о "молочные реки, кисельные берега"
не идут пока мысли подлые.
Всё ему почему-то хочется
обуздать своё одиночество
на проспекте Славы, где играет джаз
и оркестр ( ЛНР, Луганск),
где его окликают по отчеству...
"Отче наш",— думает Эдмундович:—
"ты создал Землю и нас, а будочки
пограничные создали мы.
Не приведи же меня туда, где дудочка
Крысолова, а в Купчино меня при...",— только вот
обрывается молитва предствольная,
и кто-то в сером его зовёт,
мол пора, брат, пора, так уж вольно вам.

МН: Много ярких деталей и любопытных находок как в отношении звуковом, так и смысловом. Практически каждая рифма продумана и оригинальна. Какой прекрасный мостик между третьим и четвертым катреном: «по отчеству… Отче наш»… Про будочки — тоже отлично.
АМ: Престольная-преДствольная — интересная находка. От церковного образа мы переходим к «стволу» и собственно окончательному пониманию финала стихотворения.

39 Елена Элентух Рыбарь http://stihi.ru/2015/06/08/6002

Моли не моли,
потеряет беда ключи
от белых дверей с латунным тяжелым замком.
В замочную скважину глазом косят грачи,
уже прилетели, а им говорят - потом.
За дверью беснуется вербный душистый куст,
под дверь протолкнулся сиреневый пятицвет.
Дорога к тебе - по гравию серому хруст.
Пришла, помолчала, искала. Тебя здесь нет.
Вот Пётр. Он знает места. Тут отличный клёв.
Три первых звезды, крючок, зацепились лучи.
Распахнут заката ангинный бугристый зёв
над морем спокойным.
Поймали, так не кричи.

АМ: Старая как мир евангельская история («я сделаю Вас ловцами человеков») с подачи автора приобрела новые краски, и это дорогого стоит.
МН: Как много символов — практически в каждой строке. И даже грачи, которые на первый взгляд кажутся немного чужими, из другого образного ряда, по итогу срастаются с остальными.

40 Ольга Домрачева Снег http://stihi.ru/2023/11/12/8389

Мёртвые яблоки накрывает снег,
Яблоня подставляет ветки:
ложись, ложись.
Лето давно пропил за гроши сосед
И по утрам с октябрём говорит за
жизнь.
С неба в ответ такая спадает тишь -
Не обойти,
руками не развести.
Тонок поребрик,
коснешься ли,
устоишь -
Времени сон неведом
и не вестим -
Только подумал,
а дня уже канул след.
Тянется разговор
или чья-то жизнь,
Ветки ли
руки,
яблоня ли
сосед...
Мёртвые яблоки накрывает снег.

МН: Уже так много говорили о яблоках и яблонях, но порой всё равно удается найти какую-то новую нераскрытую грань. Вот здесь получилось. Стихотворение, состоящее из соприкасаний, проникновений, сопроникновений снега-света-веток-слов—времени, из каких-то неведомых перетеканий смыслов в слово, в звук и обратно. И оно не
о смерти, нет, оно об этом вечном течении жизни, о ее перетекании из рук в руки, из рук в ветви, в слово. Недаром оно закольцовано.
АМ: Берём.

41 Лайт Шейд Женщина из Аксума http://stihi.ru/2024/03/04/2653

если спросят об этой женщине из аксума, скажешь —
в ней нет ничего такого,
не лишена грации, граничащей с ловкостью змеелова,
работает по контракту в пентхаусах нуворишей,
рождённая в нищете, она кажется благородней, достойней, выше,
чем любая девица стольного лондонграда,
которая получает всё, чего бы ни захотела,
трейдеры любое желание выполнить рады —
всё для глупых утех — для тела,
о телах в лондонграде пекутся, заботливо их лелеючи,
на растопку камина, к примеру — квадраты малевича.
женщина терпелива, безропотна,
за тысячи лет ментальность перепрошита,
но когда голова наполняется шёпотом
аксумской пустыни,
лондонские сквозняки ей
приносят дыхание ветра, сладость цветков самшита,
приносят закаты кровавых империй, кровавых,
как пурпур из финикии,
но дело совсем не в этом,
нужна минутная передышка — кофе покрепче и сигарета,
когда погружаешься в свою родословную —
извлекаются факты,
как самородки из тёмной заброшенной шахты.
она выпрямляется — осанка царская,
она, словно праматерь всех настоящих женщин — македа савская,
скользит по начищенному паркету, как по хрустальному полу,
приподнимая край платья, стройные икры голые,
женщина замирает на миг скольжения
изваянием из эбена,
в ней происходит преображение.
полночь — доносится перезвон биг-бена.

МН: Перекличка трех мест, трех времен, трех планов.
АМ: В основе вроде бы простая мысль, но как интересно обыграна.
МН: Насыщено деталями и картинками, цветами, вкусами и даже запахами.
АМ: Любопытная отсылка к истории о царице савской.
МН: Да, эта история про зеркальный пол даёт дополнительный план стихотворению.

42 Берт Бергер Плетенка http://stihi.ru/2025/01/31/488

Бессонным течением улиц несомы
на свитой из гибких ладоней плетенке
мы так невесомы...
Скажи, что не сон мы,
что мы не вольемся тенями в потемки
как цокольный берег, проулков затоны,
по стрежню проспекта шуршащие яхты,
что да, мы прозрачны, но нет, не фантомны.
О чем же молчишь, растворяясь в годах, ты?
О том, что ни вёсел, ни киля, ни трюма?
Что нам далеко и до волн, и до чаек?
Но годы накатываются угрюмо,
а нас на ладонях все так же качает.

МН: Отлично фонетически сделано. Такое водоворотом в себя затягивающее сочетание звуков, которое прямо-таки уносит. Хочется слушать его и слушать, читать и читать.


По итогу мы выбрали:

03 Иван Грозный Запоздавшая весна http://stihi.ru/2018/05/08/420
05 Евгения Костюкова рахиль http://stihi.ru/2024/11/04/8942
09 Елена Наильевна Это в чашке малина http://stihi.ru/2022/10/27/7249
19 Александра Герасимова Заратустра http://stihi.ru/2025/01/02/6184
23 Юрий Глухов -Сентябрь Кря! http://stihi.ru/2024/12/26/6673
27 Жиль Де Брюн несмеяны наплакали http://stihi.ru/2024/09/28/4180
28 Юрий Семецкий Чёрный квадрат http://stihi.ru/2025/01/01/986
29 Дари-Экс Не отпускай http://stihi.ru/2017/08/08/481
30 Майк Зиновкин всё ты http://stihi.ru/2025/01/31/3143
31 Хелена Фисои Отрывки http://stihi.ru/2020/09/28/7410
39 Елена Элентух Рыбарь http://stihi.ru/2015/06/08/6002
40 Ольга Домрачева Снег http://stihi.ru/2023/11/12/8389


ОБ ЭКСПЕРТАХ

МАРИНА НАМИС
Родилась в 1983 г. в Белоруссии, выросла и проживает в Тульской области. Образование экономическое. Лауреат пятого международного поэтического конкурса "45-й калибр" имени Георгия Яропольского 2017г. Лауреат международного литературного конкурса «Кубок мира по русской поэзии – 2017 г.», Грушинского интернет-конкурса. Печаталась в интернет-изданиях «Этажи», «45-я параллель», в альманахе «Южное сияние», журнале «Литературный Иерусалим». Автор двух поэтических книг – «От августа до августа» и «За талой тишиной».

АНДРЕЙ МАРТЫНОВ
Родился и вырос в Москве. По образованию музыкант. Стихи писать начал в 2011 году. Печатался в сетевых журналах. В 2020 году вышла книга стихов «Я нет нигде» (Москва, «Стеклограф»). Последние несколько лет живу за городом с женой и котом.


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.