Музыкальная палитра весны в теле рыцаря
...
А.А.Блок - «Ветер принес издалека...»
Ветер принес издалека
Песни весенней намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.
Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принес издалека
Звучные песни твои.
1901 г.
Одно из самых известных стихотворений Серебряного века – «Ветер принес издалека...» - при первом прочтении уже создает весеннее, приятное настроение; но и не без традиционного для А.А.Блока аккорда грусти. Вообще, А.А.Блок мастерски умеет проводить позитивную нить через негативную (как, например, во «Все это было, было, было...», «Снежном вине») и наоборот (кроме данного стихотворения, например, «Девушка пела в церковном хоре...»)... Но сейчас - о весне и музыке.
...
МИКРОАНАЛИТИКА: ПРИРОДА ВЕСНЫ В ПЕРЕЖИВАНИЯХ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ
Стихотворение начинается с описания природных явлений:
Ветер принес издалека
Песни весенней намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
Однако благодаря средствам выразительности: эпитету «песня весенняя», уменьшительно-ласкательной форме «клочок», наречиям «светло» и «глубоко» - мы настраиваемся на лирику чего-то цветущего, нежного и совершенного. Так, А.А.Блок подводит нас к следующей строфе, где подробнее раскрывает чувства ЛГ.
Во второй строфе автор конкретизирует первое четверостишие.
В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.
Но в то же время оно не было бы совсем понятным, если бы мы не прочитали стихотворение полностью. Ведь оно заканчивается местоимением «твои», которое в совокупности с другими его элементами явно указывает на романтический подтекст. Так, вторая строфа приобретает смысл характеристики душевного трепета ЛГ перед встречей с возлюбленной. Почему он в ожидании свидания, как это понятно из текста? Ответ – эпитет «близкая весна», а также повтор «Ветер принес издалека»:
Ветер принес издалека
Песни весенней намек,
И
Ветер принес издалека
Звучные песни твои.
А.А.Блок отождествляет возлюбленную с весной, а себя – с зимой («Плакали зимние бури»).
И в этом душевном трепете – огромная палитра чувств. Полное погружение мыслями и эмоциями во все, что связано с девушкой; разумеется прекрасное, светлое, как голубое небо (эпитет «бездонная лазурь»). Это и «реяние звездных снов», небесных грез. И все это появляется мягко, без чего-то бурного. Словно постепенный утренний рассвет. Причем мои впечатления от прочтения этой строфы подкреплются словом «сны», метафорой «сумерки близкой весны»!.. А.А.Блок очень точно передает ассоциации с чувствами возлюбленного; в этом, на мой взгляд, один из признаков его гениальности – умение максимально подробно и, в то же время, летяще, поэтически передать эмоции, испытываемые ЛГ в конкретный период его жизни.
Более того, эпитет «звездный» задает еще одну антитезу: земля – небо. ЛГ будто стоит на улице и смотрит на небо, погруженный в романтические мысли и эмоции. И даже тут проводится еще одна параллель, это даже трудно описать словами!..
Но здесь мы уже переходим к автобиографической стороне произведения. Стихотворение написано в 1901 г., через 3 года после знакомства с Л.Д.Менделеевой. Их совместной игры в домашних спектаклях, проведения времени вместе. Это время, когда чувства между поэтом и его будущей супругой только зарождались. А, как известно, А.А.Блок относился к жене как к женщине божественной. Так и здесь: будто благородный рыцарь стоит на колене перед своей возлюбленной. И три антитезы:
земля – небо
зима – весна
сон – пробуждение
усиливают эту рыцарскую даль ЛГ от божественной королевны.
Таким образом, вторая строфа раскрывает радость, возбуждение, трепет ЛГ в предвкушении свидания со своим предметом воздыхания.
В третьей же строфе раскрывается «темные» чувства поэта.
Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принес издалека
Звучные песни твои.
Повтор «Плакали» связывает эту строфу со второй, т.е. стихотворение действительно «льется». Но как реализован данный повтор?
«Плакали зимние бури»
И
«Плакали струны мои».
А.А.Блок не только показывает свою отдаленность от Прекрасной Дамы. Он отождествляет себя со скрипкой. Глагол «плакали» также выбран поэтом неслучайно. Но его правильнее будет рассмотреть при макроаналитике.
Таким образом, с помощью эпитетов, метафор и простых антитез; простых, как чувства возлюбленного; А.А.Блок погружает читателя в широкий спектр переживаний молодого человека перед встречей с Ней. Это и приятное волнение, и воодушевление, и полное вовлечение в глубину чувств; но в то же время некая боязнь, опасение.
И, разобрав стихотворение по частям, можно, наконец, постепенно переходить к макроаналитике...
...
К слову, в отличие от того же «Все это было, было, было...» данное стиховторение весьма непросто анализировать, используя деление рассуждений на микро- и макро-; хотя в любом случае это правильная методика, на мой взгляд. Причина этого, опять же, в гении А.А.Блока передавать сумбурные эмоции молодого влюбленного.
...
МАКРОАНАЛИТИКА: МУЗЫКА И ОКАЙМЛЕННОСТЬ ТЕЛОМ
Да, именно музыкальная. Стихотворение написано трехстопным дактилем – «вальсовым» размером. Не слишком длинным и не слишком коротким. Причем ударение на первый слог: "ВЕтер принес издалека"... очень гармонично вливается в первую строку. Оно четко передает радость ЛГ от предстоящей встречи, словно ликование ребенка, бегущего по летнему полю к маме во время игры... А еще большее количество безударных слогов, нежели в ямбе или хорее, подчеркивает «низ» и «верх» в стихотворении, «землю» и «небо» в нем, далекость от Прекрасной Дамы рыцаря. Да и что же ветер «принес издалека»? «Песни»!.. «весенней намек». И действительно, деление стихотворения на строфы делает его похожим на песню.
Музыкальность стихотворения создается также употреблением отдельных слов. Я именно о слове «плакали» во второй и третьей строфах! «Плакали зимние бури» и «Плакали струны мои». А.А.Блок даже конкретизирует: «струны». Представляются слезы скрипки, гитарный вальсовый перебор.
Но не едиными словами, также синтаксически выдающийся поэт Серебряного века создает музыкальную текучесть стихотворения. Это делают множество инверсий («Плакали зимние бури», «Реяли звездные сны», «песни твои», например).
А рассуждая об инверсиях, я заметила очень интересную вещь... Повторяющееся «Ветер принес» - не инверсия, в отличие от многих других синтаксических единиц в данном стихотворении. Более того, первые 4 и последние 2 строки – описание природы. Таким образом, «Ветер принес издалека...» построено по принципу: природа – переживания ЛГ – природа. Да, авторские чувства проходят плавно через все стихотворение, а подробнее: описывая природные явления, А.А.Блок уже задает настроение произведения, а посредством строк
В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
мы словно «ныряем» в тело ЛГ, со всеми его переживаниями. А потом, немного резко, «выныриваем» (выделила восклицательным знаком переход) обратно во внешний мир:
Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои. (!)
(!) Ветер принес издалека
Звучные песни твои.
Но все же, автор словно заставляет нас погрузиться в его душу. Однако не без скорого и немного порывистого возвращения в созерцание природы. А.А.Блок так показывает ту самую бездну его чувств, дав читателю ее попытаться понять лишь ненадолго, не падая в эту глубину дальше. Таким образом, с помощью подобного словестного «окаймления» стихотворения автор талантливо проводит нас в мир эмоций ЛГ, заставляя нас словно оказаться в его теле.
Но вернемся к изучению построения мелодичности в данном стихотворении. Как я уже писала, огромную роль в восприятии стихотворения и его музыкальности в особенности играет звукопись. В данном стихотворении обильно присутствуют звуки [з], [с]; что, опять же, создают мелодию гитары и скрипки соответственно. Одновременно!.. Заставляя прочувствовать взаимодополняющие, яркие, необыкновенные звуки влюбленности. Мало коротких звуков, как [п], [т], [к]. Зато множество протяжных: [м], [н], [р]. «Темно», «струны», «лазури». Мелизмы, они красят стройную мелодию весны.
И конечно же пунктуация! Ни одного восклицания. Много запятых и точки. Блягодаря такому выбору знаков препинания стихотворная песня получается трепетной, но не слишком броской. ЛГ готов бежать и делится радостью со всеми, но себя сдерживает. Этот аспект влюбленности наряду с остальными передан А.А.Блоком очень удачно.
Таким образом, с помощью одночастной композиции произведения в «песенном формате» и отдельных средств выразительности А.А.Блок превращает «Ветер принес издалека...» в красивую, лиричную мелодию.
...
Итак, известное стихотворение из цикла о Прекрасной Даме А.А.Блок сделал музыкальным и очень лиричным. Это не броский и страстный порыв; это нежная и трепетная песня рыцаря своей возлюбленной в ожидании скорой весенней встречи после зимней тоски.
11-12.03.2025г.
Свидетельство о публикации №125031200164