Рецензия на книгу Колыбельная дождя

Рецензия
 на книгу Надежды Корычевой
                «Колыбельная дождя».

Должен признаться, что за написание рецензий и других форм литературных жанров - касающихся оценки произведений авторов - берусь неохотно. Для этого у меня есть единственная причина: данная работа отнимает много времени. Однако, прочитав сборник стихов «Колыбельная дождя», мило подаренный мне автором, признаюсь честно, во мне произошло нечто такое, что захотелось написать не большую положительную рецензию. Возможно - это произошло потому, что стихи Надежды Корычевой не лишены глубокого смысла, а также мелодии и ритма жизни. То есть, всего того, что мы называем прекрасным и вечным. Но это ещё не всё: в стихах Корычевой я не увидел «рифмы ради рифмы», не обнаружил сложных оборотов, неоправданных, отвлечённых от основной мысли слов - всё красиво, живо, талантливо - без украшений! Одним словом, «напитавшись» настоящим, а не вымышленным, мне захотелось написать небольшую рецензию.
В самом начале, не открывая тайны, скажу: писать о женской поэзии не просто сложно, а очень сложно. Возможно потому, что нет однозначных мнений на этот жанр, особенно в среде литературных критиков. Хотя женская лирика (а в женской поэзии она занимает центральное место), берёт своё начало ещё с античности. Яркой представительницей, которой, является  Сафо.   Именно в поэзии Сафо впервые проявилось то, что можно назвать женственностью в полном смысле этого слова. Именно эта поэтесса выдвинула на первый план в поэзии то, что волнует женщину, в том числе и своеобразное восприятие любви. Эту традицию продолжили и русские поэтессы. Но, не смотря на всеобщую любовь почитателей женской поэзии, критики не спешили одаривать её своими лаврами, считая, «что быть поэтом женщине нелепость». Более того, неоднозначной оценке подвергались такие приметы художественных текстов авторов-женщин - как субъективизм оценок, интерес к женской психологии и миру чувств, эмоциональность и лиризм, пристальное внимание к бытовым деталям. Слова «поэтесса», «писательница» в русской критике долго употреблялись с пренебрежительной коннотацией. Но как бы критики не хотели, время всё расставило на свои места - женская поэзия прочно вошла в нашу жизнь. Женщины - поэты уже не боятся называть себя поэтессами  писательницами, используя для этого женский суффикс.
 Надежда Корычева, как мне видится, одна их немногих поэтесс, чья лирика восходит к общему, сливается с ним и стремится всё выше и выше, к небу. Несомненно, она наделена даром слова. Для неё поэзия - это язык, средство, с помощью которого она доносит до людей своё поэтическое вдохновение. Достаточно сказать, что любое её стихотворение - это психологический сгусток, законченная картина в котором отражается не только состояние души поэта, но и состояние мира. И в этом мире, как она пишет, «на сон мне жалко тратить время».
Особое место в её творчестве занимает, конечно, тема «Великой земной любви», любви к тому миру, что её окружает. Она не отказывается ни от чего, что она видит, о чём сопереживает. Более того, в «состоянии любви», она стремится сделать этот мир  лучше, направляя своё поэтическое начало на создание нового человека, его духовного облика.
В потаённом уголке души
Я осколки счастья берегу,
  Там они покоятся в тиши.
  Может, склеить их ещё смогу.
 В её любви переплетается всё: и счастье, и горе, и сострадание. Её герои несут исконно женское -то, что оставляет глубокий след в душе каждого человека. Любовь - это Центр её поэзии, основной нерв. Она, словно «загнана в любовь», выход из которой старается найти. Тема любви, в её поэзии, является чувственной и страстной, не подвергаясь никаким запретам и умолчаниям. Стихотворения: «Один вопрос на двоих», «Лунные раздумья» и др.
Но это вовсе не значит, что её не заботят общественные темы. В её поэзии всё больше уживаются выражения и вечные вопросы бытия: вопрос смысла жизни, тема смерти, одиночества, исторической миссии поэта. Стихотворения: «Жизненный итог», «Орёл и ворон», «Опыт» и др.
Во всём этом генезисе лежит образ, движение времени и переживание. Всё это похоже на вместилище, которое состоит, как говорила Анна Ахматова, из «разных временных слоёв». Каждое её слово, каждая строчка заставляют остановиться и задуматься, взглянуть на простейшие вещи, без чего человек не может существовать, но к чему он так равнодушен. Как поэтесса она универсальна. Она видит мир так, как она его видит. И это освоение мира продолжается со страстной силой. А значит - это говорит только об одном: о богатстве души поэта, души, которая рвётся наружу, чтобы рассказать этому миру не только о женской судьбе, но и о смысле жизни. Её поэтическая суть исходит не от самоотвержения, не от любопытства, а от любви и того желания, чтобы сделать этот мир значительно лучше. Она пишет:
И день, и ночь в трудах она
  Любовь и Веру воспевала
И, духом праведным сильна,
Зло и пороки обличала.
Она не просто носитель переживаний, она носитель бесконечного  множества судеб.
Крючковатою клюкою
Обернулась вдруг судьба
И волочится за мною,
Как тяжёлая сума.

Являясь традиционным, поставившим себя под знак русской классики поэтом, она всё чаще прикасается к Богу, чтобы найти если не поддержку, то понимание.
  Прогоните прочь свои печали,
Что под маской скрыты на лице,
Только Бог всё знает о начале,
Только Бог всё знает о конце!
Для неё Бог - это последняя инстанция.
Пред Его  открытым светлым ликом
Не скрывайте своего лица
И в поклоне попросите низком
О недопущении конца.
Или вот ещё:
Чем дальше иду по дороге своей,
Тем ближе и ближе к итогу,
Чем дальше стою от ненужных людей,
Тем ближе я к нужному Богу.

Будучи характерной поэтессой, Надежда Корычева рассказывая нам о разнообразии женских судеб ищет выход из многих противоречий, которые имеют место быть в тяжёлой женской доле. 
Обняв плакучий ивы ствол,
Стояла женщина у края,
Отяжелел сырой подол,
И расплелась коса тугая.
Невольно вздрогнула, когда
Себя узнала в отраженье…
А мимо плыли облака
Своим счастливые смиреньем.
Пытаясь найти выход из всего создавшего положения, она готова на всё, даже бросится в воду, чтобы обрести свободу, соединиться в одном потоке… Но сила воли и предостережение опасности, на пути, останавливают её:
Вода студёною была,
от холода сводило ноги,
И вот тогда понять смогла,
Что устоять - удел немногих!

Не обошла Корычева - поэт и интимно - нежные стихи. Её строки заставляют задуматься и сопереживать.
А я любви уже стыжусь,
Давно ведь не девчонка
И даже, если вдруг влюблюсь,
То в славного котёнка…
Или вот:
Разбуди летним утром пораньше,
Положи на подушку букет.
Я хочу тишиною звенящей
Новорожденный встретить рассвет!
Убежим на луга заливные,
Как бывало, с тобою вдвоём
И счастливые, и озорные
В стог духмяный, смеясь упадём!
 А эти строки из стихотворения «Не подходи».
Не подходи, прошу не надо,
Держись подальше от меня,
Чтоб искры пламенного взгляда
Не разожгли во мне огня!
А вот другая история:
И задрожали платья складки,
Там руки ищут свой приют,
И щёк пылающие краски
Моё волненье выдают…

 Как человека, как поэтессу Надежду Корычеву волнует всё вокруг, ибо, как она считает, «это всё, делает нашу жизнь краше и счастливее».
Я прошу, не убирайте снег
И песком не засыпайте с солью,
Белым называют этот Свет,
Хоть он и окроплен алой кровью.
В этих строках она говорит о простых истинах, но, сколько в них сожаления, сочувствия и сопричастности к тому, что происходит вокруг.

Сегодня Надежда Корычева не просто современный поэт с сильным и зрелым голосом, воспевающая и обличающая действительность. Её творчество зиждется на исконной национальной особенности, чувстве сопричастности к тому миру, в котором она живёт и которому сострадает. Она говорит во весь голос: моя судьба-судьба страны. И в этом есть ценность ее творчества.


 Вячеслав Гришанов -
 поэт, писатель, художник, критик, деятель искусства.
 Член Российского Союза писателей.


Рецензии