О революциях в жизни и на сцене
Матильда Феликсовна Кшесинская сыграла историческую, можно сказать революционную роль не только в Петербургском, но и во всем русском балете. Она появилась на сцене в то время, когда, как писали критики «для возбуждения интереса к зачахшему балету дирекция приглашала знаменитых итальянских балерин, которые завладели репертуаром и сердцами балетоманов». Публика, и сами артисты были убеждены, что без итальянок не будет отечественной балетной сцены, что вечно юная Италия останется неизменным поставщиком балерин для столичных театров.
И вдруг совсем юная Кшесинская за несколько лет категорически опровергла эту теорию. Талант ее так начал быстро распускаться, и так пышно расцвел, что привычное обаяние итальянок заметно потускнело. Дирекции театров решили более не прибегать к их услугам, довольствуясь молодыми русскими танцовщицами, а главным образом возлагая надежды на счастливую звезду Матильды Кшесинской.
С первых шагов на сцене и до прощального спектакля, т. е. более двадцати лет Кшесинская с каждым годом шла вперед, настойчиво работая и совершенствуясь. Она сумела достойно и смело уйти со сцены, унеся с собой славу, не дожидаясь тех мрачных для артистов дней, когда капризная слава начинает ускользать от них.
По иронии судьбы в особняке балерины Матильды Кшесинской в 1917 году размещались революционные Центральный и Петроградский комитеты российской социал-демократической партии большевиков РСДРП (б).
К 10 -летию Октябрьской революции (в 1927 году) декорировать особняк г-жи Кшесинской фаворитке Николая II поручили архитектору Троцкому Ною Абрамовичу. Силой богатой фантазии архитектор преобразил уютный особняк в корабль революции, мчащийся навстречу мировым штормам под лозунгом: «Да здравствует социалистическая революция во всем мире!».
Революция по всем мире не задалась…
Относительно г-же Кшесинской критик А. Плещеев писал: «Такой богато-одаренной драматической балерины я больше не вижу и горюю за Терпсихору. Пусть чарующая муза вернет нам Кшесинскую, и мы, все мы, любящие балет, порадуемся».
Матильда Кшесинская вернулась домой выставкой «Фуэте судьбы», открытой в Музее политической истории.
Троцкий Н. А. Проект декорирования здания бывшего особняка Кшесинской в празднование десятой годовщины Октябрьской революции (1927 г.). Из комплекта открыток «Художественное оформление массовых празднеств в Ленинграде». 1918-1931 (ОГИЗ-ИЗОГИЗ-1932).
Номер в Госкаталоге:52318222
Номер по КП (ГИК): ГЦТМ КП 252504/5331
Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина.
#Кшесинская #Петербург #Фуэтесудьбы
[id424158046|Александр Костерев]
@https://vk.com/club205142857 (Питер Петра)
Свидетельство о публикации №125031005252