Алексей Толстой. Очерк личности с помощью цитат

Алексей Толстой

"То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком; никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности." - в городах всегда так, все бредят "прогрессом"

"Люди выдумывали себе пороки и извращения, лишь бы не прослыть пресными" - да и не только выдумывали

"Что за Россия заклятая страна, – когда же ты с места сдвинешься?" - хотел, чтобы жизнь не была проклятой - но она везде проклятая, только кажется, что только у меня или в моей стране всё плохо. Вообще, каков ты сам, такова и твоя страна. Я, например, никогда не забываю про лучшее - про природу и русский 19 век.

"Вдыхать запах могилы и чувствовать, как рядом вздрагивает, разгоряченное дьявольским любопытством, тело женщины, – вот в чем был пафос поэзии этих последних лет: смерть и сладострастие" - "запах могилы" - сталинщина? Похоть на этом смертоносной фоне, конечно, выглядит иначе

"Вот, в самом деле, как жить иногда неуютно" - уж чего уютного! Всем, кто тогда жил, крупно не повезло... Хотя в проклятом мире неуюта хватает всегда - хоть весь обложись цветочками... (Я, кстати, тоже обкладывался - рисовал бесчисленные букеты, слушал прекрасную музыку, разводил сад...)

"И во дворец, до императорского трона, дошел и, глумясь и издеваясь, стал шельмовать над Россией неграмотный мужик с сумасшедшими глазами и могучей мужской силой" - это про Петра Первого? Разве он был неграмотный? И при чем здесь "шельмование "? Петр - это грузин, помешанный на всем западном и при том такой же восточный самодур, как Джугашвили...

"Эта ночь, когда человек мучил человека, закрыла тьмой всю ее робкую надежду на справедливость" - сталинизм закрыл интеллигенцию

«И не умна, и трусиха, и бездельница. Воображение преувеличенное. Сама не знаю, чего хочу. Утром одно, вечером другое. Как раз тот тип, какой ненавижу» - обычный бабский тип. И недовольна, конечно, собой, но выместит всё на других

"Это было время, когда человеческое счастье законом и принуждением было отведено в разряд понятий, не имеющих никакого смысла и значения, когда цивилизация стала служить не добру и счастью, а злу и истреблению, когда наука делала изумительные открытия, равные чудесам, когда становилось ясным – сколько злой воли в чистом человеческом разуме, освобожденном от моральных стеснений" - писал о сталинизме на самом деле?! (И наверняка знал, что Пётр тоже грузин)
Разум без души действительно очень зол. А разумный техницизм, как известно, в душе не нуждается - вывод делайте сами... Никакой злой воли злыдней, типа Гитлера и Сталина, а закономерный итог технического "прогресса".  Кстати, даже при очевидно добром Путине всё равно происходят нехилые ужасы - потому что техницизм по-прежнему правит

"Бывают такие стервы со взведенным курком… От них подальше, голубчики…" - очень многих приходилось опасаться. Вообще, бабы в условиях цивилизации  очень вредны и опасны...

"Cторонний наблюдатель из какого-нибудь заросшего липами захолустного переулка, попадая в Петербург, испытывал в минуты внимания сложное чувство умственного возбуждения и душевной придавленности" - да; и это перекос в сторону умного зла. Придавлена душа, а только душа у нас добрая...

Кавалериста звали Емельянов, товарищ Емельянов. Она спросила имя и отчество, – по имени-отчеству звали Дмитрий Васильевич. Узнав это, закрыла глаза, шевелила губами, повторяя: «Дмитрий Васильевич» - пыталась очеловечить кавалериста?!

"Разрушение считалось хорошим вкусом, неврастения – признаком утонченности. Этому учили модные писатели, возникавшие в один сезон из небытия. Люди выдумывали себе пороки и извращения, лишь бы не прослыть пресными" - та же цитата в развернутом виде. Ничего не меняется последние  сотни лет городской цивилизации... - и никогда не изменится, пока стоят города

"Почему это выдумано было, что мы должны жить какой-то необыкновенной, утонченной жизнью? В сущности, мы с тобой такие же бабы, – нам бы мужа попроще, да детей побольше, да к травке поближе…" - вот он, наверное, мечтал хотя бы о даче! (это я предыдущего Дефо вспомнил) Нахлебались сталинского технического прогресса...

"За эти дни она, должно быть, выплакала все слезы, отпущенные ей на жизнь. Оборвалась ее беспечальная, бездумная молодость. Душа покрылась рубцами, как заживленная рана. Она еще не знала, сколько таилось в ней мрачных и страстных сил" - плач, рубцы, раны, мрачные и страстные силы - нормальный набор для того времени

«Никакой поэзии нет. Все давным-давно умерло, – и люди и искусство. А Россия – падаль, и стаи воронов на ней, на вороньем пиру. А те, кто пишет стихи, все будут в аду» - опять про Сталина?! Как он выжил... Я совсем другое про него думал.... часто нехорошее, кстати... или просто не понимал ни шиша

"Это были те самые корявые мужики с бородами веником, в лаптях и рубахах с проступавшей на лопатках солью, которые двести лет тому назад приходили на эти топкие берега строить город. Сейчас их снова вызвали – поддержать плечами дрогнувший столб Империи" - да, народ сам по себе, а государственники сами по себе (хотя сейчас и есть иллюзия, что народ к чему-то  тоже имеет отношение) Народ всегда использовали и мобилизовывали как одну из природных сил - вроде тех же полезных ископаемых... Но только сейчас она совсем захирела, и даже размножаться не хочет, и  больше берет, чем даёт... Может, придет-таки каюк многим государствам?! Или начнут захватываться иными, ещё не захиревшими народами? Но нужны не просто незахиревшие, а буйные... Буйными кого-то сделает вино новой идеологии?!

"Вот, подите же, до чего у нас все делается глупо и бездарно – на редкость. И черт знает какая слава о нас идет, о русских. Обидно и совестно. Подумайте, – талантливый народ, богатейшая страна, а какая видимость? Видимость: наглая, раскосая писарская рожа. Вместо жизни – бумага и чернила. Вы не можете себе представить, сколько у нас изводится бумаги и чернил. Как начали отписываться при Петре Первом, так до сих пор не можем остановиться. И ведь оказывается, кровавая вещь – чернила, представьте себе." - большая страна - большая бюрократия - всё зло от неё... (Поэтому в маленьких странах всегда лучше живут)

"Женщина лжет самым фактом своего существования, мужчина лжет при помощи искусства. Половой вопрос – просто мерзость, а искусство – один из видов уголовного преступления" - круто! Он меня  даже поразил тут...(Женщины сами обмануты; и ведь лживо не только  искусство, но вообще вся цивилизация. Все сначала  обмануты, а потом и сами начинают лгать - втягиваются в воронку...)

"замахивайся на большее, а по малому – только кулак отшибешь…" - замахнешься по малому - кулак отшибешь, замахнешься на большее - всю руку вывихнешь. Не надо зарываться, надо делать небольшие пробы... Мы вообще не знаем, что может  стать большим - всё обманчиво. Важно иметь поменьше горделивых амбиций и почаще быть гармоничным собой... (Сам Алексей, как ни крути - очень небольшой писатель)

"И вот – ночь без сна… Удивить-то он удивил, а что ж из того? Какой была, – сонной, нищей, непроворотной, – такой и лежит Россия. Какой там стыд! Стыд у богатых, у сильных… А тут непонятно, какими силами растолкать людей, продрать им глаза… Люди вы или за тысячу лет, истеча слезами, кровью, отчаявшись в правде и счастье, – подгнили, как дерево, склонившееся на мхи?" - опять зря про Россию - везде быдла целые моря (наполняют митинги и целые стадионы). Сначала рабами были, а теперь стали бездушными технарями...

"Заставь птицу, поющую в нежном восторге, закрыв глаза, в горячем луче солнца, понять хоть краешек мудрости человеческой, – и птица упадет мертвая" - не выжить крылатым при сталинизме (при других режимах тоже непросто, но можно попытаться, если очень умный и сможешь в полёте лавировать)

"Таков был Петербург в 1914 году. Замученный бессонными ночами, оглушающий тоску свою вином, золотом, безлюбой любовью, надрывающими и бессильно-чувственными звуками танго – предсмертного гимна, – он жил словно в ожидании рокового и страшного дня. И тому были предвозвестники – новое и непонятное лезло изо всех щелей." - по-моему, это мемуар, это он о себе... И он хорошо, точно пишет, всё  очень хорошо представляется - просто он ограничен литературностью, с одной стороны и сталинщиной, с другой.

"Так с тех пор, должно быть, и повелось думать, что с Петербургом нечисто. То видели очевидцы, как по улице Васильевского острова ехал на извозчике черт. То в полночь, в бурю и высокую воду, сорвался с гранитной скалы и скакал по камням медный император. То к проезжему в карете тайному советнику липнул к стеклу и приставал мертвец – мертвый чиновник. Много таких россказней ходило по городу" - чертей и мертвецов и императоров на машинах много при Сталине ехало (а все пешие прохожие  - рабы и жертвы)

"живучи вы, Ольга Вячеславовна, как гадюка…" - зуб у него на баб, почему-то не любил их (а ведь разве не у него женой была милая Крандиевская?)

"Либо вы – святая, Дарья Дмитриевна, либо вы дура… Вы – адская мука, посланная мне заживо, поняли?" - опять баб ненавидит

"Жить было тошно и мрачно, и все же смерть не взяла ее" - всё же он был барин, богатый писатель, было чем и  заняться и утешиться (судя по тучному внешнему виду, и пожрать очень любил)

Био - с Крандиевской развелся, потому что она уже стала старенькая - тут же женился на молодой...
Ощущение - что он профессиональный писатель и хорошо мог написать что угодно...
Подозрение - не он ли писал статьи и речи Сталину?! Тот давал только общее направление, идеи и  нужные детали... Иначе не понять уровень его процветания - даже заграницу постоянно ездил... И не понять хороший русский язык этих самых статей от косноязычного дебила...
Заграницей не остался, потому что он там был никто - русскоязычный писатель и русский граф и русский придворный нужны только в России...


Рецензии