Лея Рита. Словом и фотообъективом
Работая с семейным архивом, раскрыла один из фотоальбомов юной поэтессы. Думала – бегло просмотреть. Не получилось. Потому. Оказалось – это не просто альбом – место размещения и хранения фотокарточек, нет – это каждая страничка – частица жизни, частица души – чувств, мечты, деятельности…
Юная поэтесса, соблюдая преемственность и традиции поколений девушек на Руси – вести домашние альбомы, как и во времена А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, да и В. Жуковского, не просто ведёт фотоальбом, а всем дизайном - фотокарточками, открыточками, и поэтическими строками воздает Гимн красе окружающей её
с детства Природы, рассказывает о времени и о себе.
Кто рассматривал альбомную тему, утверждает, что и эта мода на Русь пришла из Запада.
Да, во времена, когда не было ни смартфонов, ноутбуков, ПК - веб-страниц, блогов, контентом и репостов для барышни и дамы альбом был своего рода «аналогом» нынешних блогов – приходили гости, оставляли на страницах альбома свои «отзывы» - мадригалы, меткие изречения, клятвы в вечной любви…
Конечно – вид и содержание такого "блога» тоже зависели от материальной обеспеченности его хозяйки или хозяина. И были альбомы преимущественно – у знати, у «видных» людей. И занимали почетные места на столиках салонов. Были гордостью барышень. Каждая старалась украсить его как можно – роскошнее, богаче, не скупясь на позолоту и драгоценные камешки… Короче, и на Руси складывалась годами альбомная культура, без которой пушкинскую эпоху и представить невозможно.
Не обошла эту тему и Лея Рита, усиленно занимающаяся уже со школьной семьи разносторонним самообразованием.
Хоть и принадлежала к семье советских служащих, а не помещиков и дворян, хоть и протекала её юность в ХХ веке, но традиции альбомной культуры не утратили своего значения и советское время.
Правда – и в ХХ веке люди имели разный уровень материального обеспечения. Как и уровень образование, интеллекта и эрудиции.
Поэтому не у каждого были в моде альбомы и этажерочки с книгами. Как и фотообои, палацы, телевизоры, видеокамеры, авто.
В те, советские времена, в годы детства, отрочества, да и юности – у нас с дочкой Риточкой были только фотокамеры. В школьные годы – «Смена», потом – китайско- японские «мыльницы».
Позже – посерьёзнее, типа – «Фет» …
Но плёнки… покупали в основном черно-белые, что – подешевле.
Источник существования – мамина зарплата в 45-70 рублей в месяц. Позже – доченьки зарплата, первая в 14 лет (полставки школьного библиотекаря) была ровна … 5 рублям.
Потом – культорганизатор в Доме пионеров, учитель немецкого языка – уже было можно позволить себе купить и цветные плёнки, и альбомы… Но это будет уже в конце 80-десятых…
С 2-х лет и до школьной поры возрастала Риточка среди просторов Средне-русской полосы с её лесостепью, лугами, косогорами, холмами, реками, ручьями, озёрцами – красы матушки - Природы под голубым высоким небом с яркими звёздами, Луной, Солнышком, со сказочными ароматами, наполняющими круглый год бесконечность пространства от земли до небес.
Этот Мир Природы очень рано воспринимала Риточка, как «неземной», а сказочно – «волшебный» мир, очаровывающий, увлекающий, нежный, красивый, доступный.
И девочка, возрастая в нём, внимательно присматривалась в него – от формы маленького полевого цветочка до – Вселенского «звёздного пояса неба», как она в детстве называла «Млечный путь».
Не только к формам - краскам, но и к запахам, иногда, пробуя и на вкус заинтересовавшее её растение.
Изменяющаяся гладь пруда, колыхание травы под ветром, вид небес утром, днём, вечером, ночью, вид леса – во время суток и в разную пору года…
Росы, туманы, бегущие волны у самой кромки горизонтов, летящие снежинки, белизна меловых косогоров и снежных полей…
Запахи каждого цветочка полевого, лесного, лугового, каждого дерева, растущего в лесочке, на опушке которого расположился хуторок поры её детства, созревающих в поле хлебов, яблок в садах, мёда – всё впитывала в себя, как бальзам творческой энергии, здорового образа жизни, мира, в котором и зарождалась её поэтическая Душа, душа художника слова, кисти, ваяния, музыки – величайшей Доброты, гениальности, Мудрости и – Святой простоты.
Вот этот сказочно – романтичный, прекрасный и величественный Мир Природы и стремилась передать Лея Рита в своих фотоальбомах. Чтобы быть и образом на фото – среди любимого Мира Природы, где только и была полностью свободна, и счастлива.
Но тогда, в годы её отрочества и юности, у нас не было ни смартфона, ни компьютера, а значит и – программ редактирования и иллюстрирования страниц и фото
Поэтому средствами для дизайна альбомов являлись художественные открытки, вырезки из журналов, листочки трав, цветы, колоски и собственные рисунки карандашом. И конечно же – поэтические строки, отражающие состояние её Души, продиктованные условиями и обстоятельствами окружающей действительности.
Вот сейчас наберу на клавиатуре своего ноутбука ( теперь их у меня аж два!) её строки – рукописи со страничек Альбомов и размещу на Интернет ресурсах, где есть странички Леи Риты. Это литературный псевдоним Риты Владимировны на сайтах Интернета – ВК, ОК, Стихи. ру …
Пусть становятся чувства, мечты и размышления прекрасного Человека, многосторонне одарённого, добрейшей Души и великого Сердца, вместившего в себя Вечность Мироздания, его Мудрость и Суть - достоянием для всего Человечества, так любимого Леей Ритою.
Стихи, как сама Вечность - без дат, часов, дней, годов – бесконечная Вечность бесконечной Вселенной.
ФОТОАЛЬБОМ №1. ЮНОСТИ НАЧАЛО.
Стр. 1. Как – вступление.
Что
ждёт
меня завтра?
Успех?
Или пропасть
провала?
Но –
Чтоб не случилось –
Я знаю,
надёжно,
всегда –
Я первою
В душу
Ещё
никому
не плевала.
И не предавала
Тебя, озорная Мечта!
Стр. 2.
Ушло моё
Детство,
Ушло
далеко…
В ковыльные
травы,
В степной
Террикон…
В алеющий
сад
На заре,
Как фото.
В родные
леса,
В меловые
плато…
Ушло
моё детство,
Ушло далеко…
Стр. 7
***
Осенний
свет
Летит сквозь
Наваждений бред…
Как радуг
Пересвет….
Стр.8, 9
Мне бы в прошлое вернуться,
Чудом в детстве оказаться,
Мне б на Родину навечно
С белым облаком приплыть…
Птицей с ветром разминуться –
Где ему за мной угнаться! –
Человеком на поляны
Леса милого ступить…
Стану лёгкою ковылью,
Стану горькою полынью,
Обернусь сухой травой
В стороне своей степной…
Стану клёном, стану птицей,
Встречу летние зарницы ,
Ночью с дерева вспорхну,
Блеском молний всполохну.
Стану первою грозою,
Стану чистою росою,
Ясной утренней зарёй
Освечу полей покой,
Загорюсь звездой далёкой
Над вершиной холмовой,
Над ромашками и дроком,*
Придорожной крапивой…
__________
*- дрок, травянистый кустарник с ярко жёлтыми цветами
Стр.10
Судьбе
Дай покоя,
Уйти ото всех,
Как стрела –
Какой была…
Какой и была…
Грёз
не строя,
Расправить
опять крыла,
Души крыла…
Стр.15
ВЕРБА
Жесть на крыше и сарае
От весенних блик ряба.
Расцветает в дальнем крае
Золотистая верба.
Ветры в лес летят, играя,
Тают в воздухе степном.
На закате, догорая,
Гаснет солнце над холмом.
Дом душой всей вспоминаю
Каждым днём, апрельским днём.
Птицей в детство улетаю
По над спаленным жневьём*
___________
*- творительный падеж существительного - жневьё, жневь, жнева ( мн.число) – остаток соломы пшеницы ли ржи после уборки хлебов с поля, косой, серпом или комбайном.
Иногда жневьё просто перепахивают, чтоб сопрело и стало органическим удобрением, иногда, для этой же цели – жневьё сжигают, палят, спаливают.
Р.С. Судя по содержанию и фото на страничке альбома к этим стихам – они были написаны Леей Ритой весною 1986 года, во время нашей педагогической работы в с. Масловка, Ровеньского р-она, Белгородской области, где-то в 100 – 120 км. от хуторка, где прошло детство Леи Риты.
Биограф Леи Риты – Г.О.А
Стр.20.
***
Было
больше
тёмного,
чем светлого*,
Было
больше
больного,
чем ясного,
Но
ушло
всё
в дымный мир
заветного,
в прошлого
условное
прекрасное.
Стр.21
***
Страницы жизни
Вольной,
небылой.
Грозы
стрелой
В душе -
со мной.
Стр. 27.
***
Подольше лишь не уходи,
Мой друг бедовый,
Мой паркий август…
Ты – в жизни проблеск!
С собой, прошу, не уноси
Зари лиловый,
лилово-алый
Счастливый отблеск…
___________
• - Да… Был, действительно – единственный «друг август» в начале ранней юности… Заря заката – лилово- алая… Да…, как оказалось – действительно – во всей коротенькой жизни хаоса бытия, бюрократии, борьбы за справедливый , добрый мир, этот август – как в жизни радостный проблеск, со всем, что несёт с собою первая, родом из детства – любовь.
Да… Проблеск – согревающий душу воспоминание все годы, и каждая вечерняя августовская заря, как воспоминание о счастливом, много обещавшем миге, как лиловый, лилово-алый счастливый отблеск того августа, единственного августа – друга… Биограф - ГОА
Стр.29
ЖИЗНЬ МЕНЯ УЧИЛА….
Жизнь меня учила
Над бедой – парить,
И врагам улыбки
Яркие дарить,
Горькие потери –
Смехом закрывать.
Лишь не научила
Совесть продавать.
Забывать о счастье,
Отдых забывать,
И, меняя маски –
Душу – не менять,
Жизнь меня учила.
Предавала … волю –
Ради правоты!
Счёт вести с любовью,
Разводить мосты…
Из смертельной схватки
Драки лобовой,*
Побеждая ПРАВДОЙ, -
Выходить живой!
Жизнь меня учила.
____________
*- Да. Вся наша жизнь с доченькой Риточкой – это бой, «лобовая драка» со всякого рода нечестивцами, живущими только ради себя, своей семьи и за сытость и удобства всегда готовы к самым подлым и жестоким приёмам расправы с каждым честным и справедливым, тем более – с тем, кто талантливее их, тем более – пользующимся авторитетом у народа, чтобы убрать, «стереть в порошок», как тогда они, по змеиному шипя, угрожали… Господи! Сколько ж их встречалось на нашем жизненном с доченькой пути! Трактором давили, нож к горлу подставляли! На суд подавали. Но, как же права Доченька – мы, действительно, из всех боёв - драк - двое беззащитных – женщина и почти дитя – девушка – выходили победителями, выходили – живыми. Конечно – помогали люди, сердца которых бились с нашими сердцами в унисон. Биограф. ГОА.
Стр. 33
ТОЛЬКО ЗДЕСЬ
Только здесь счастливою бываю,
От степных дорог не устаю,
В неба высоту душой взмываю
И ловлю воздушную струю,
Чистую, здоровую – святую,
Чтобы к ней доверчиво прильнуть,
Чтобы грудью полною вздохнуть.
К грейдеру сухому припадаю
Вместе с ветром свежим, полевым
От тревог и грусти улетаю
Вместе с ним – лукавым и – живым!
Стр.49
МЧИТЬСЯ
ВРЕМЯ…
Мчится
Время
В даль
Беспокойно,
День
Сменяет
День,
Год –
Другой,
Но останусь я
С этим
Полем
Вечно
Вольною,
Как изгой.
Облаков
Свежих
Мережка,
Пятна
Бабочек
Над травой…
Я душой
Срослась
С этим лесом,
С летних
Полудней
Синевой.
Ветерок
Ластится
Кошкой
К веткам
Яблонь
В старых
Садах.
Светлой
Девочкой
В платье
Горошком
Я осталась
В этих краях ( местах).
Бьётся
Жизнь,
Полная
Стрессов
За курганов
Синей
Чертой,
Но останусь я
С этим
Лесом
Вечно
Ласковой
И – простой.
Стр.51
На печаль ли,
На беду –
Я уйду,
От вас -
Уйду.
И спасибо
лишь
скажу,
Не простясь,
За прямоту…
Прочитав на страничках альбома Леи Риты выше опубликованные стихи её юности, понимаешь - поэзия, принципы, идеалы, как и ценности жизни Леи Риты - яркий пример отражения состояния окружающего автора общества. По большому - страны, даже - Мира, в момент жизни автора в нём.
Вся эта печаль, тревога, желание "уйти От вас" в Мир Природы, да хоть в небо вспарить на крылах Души, они ж не сами по себе создаются, формируются, диктуются!
Они возникают под влиянием разумных, порой - слишком «разумных» особей ближнего и дальнего окружения человека. И влияют не только на его состояние души, порой и на здоровье отражаются, и на действиях.
Тем более, когда человек - юн. И только вступает в большую жизнь. Как Лея Рита - юная поэтесса, девушка - наблюдательная, отзывчивая, добрая, справедливая сама и любящая справедливость, отзывчивость, доброту, любовь.
Где сейчас найти юною девушку так любящую родную природу, наблюдающую её, болеющую за судьбу её? А уж в поэзии современной - тем более - и днём с огнём не найти.
Авторов предпенсионного возраста или пенсионного, в своём творчестве передающих красу родной природы ещё можно встретить.
А юных - юных нет. Ныне юные предпочитают сочинять только о любви или в угоду моде - всякие рэпы.
Шаблон. Как впрочем и в стиле одеваться - широкие поношенные брюки, куртка ( чаще - с чужого иностранного ( турецкого, итальянского - "секонхенд") плеча, рюкзак за спиной и распущенные волосы, в руках - в одной - смартфон, в другой - энергонапиток...
Для Леи Риты - одежда, осанка - сама элегантность, но не в силу модного шаблона, а - самобытность, индивидуальность. И бижутерия - с особым, личным вкусом, чтоб - аналог Природы - капельки росы, серпик луны, горящие звёздочки, нежные полевые цветочки, листочки... Серги или броши - ближе к природе, естеству.
Даже оформляя фотоальбомы поры своего детства, отрочества, юности, работы, так же всё индивидуально, согласна своим жизненным ценностям и мировоззрению. Всё – сама. И - дизайн, передающий окружающую её природу.
Так - во всём: поэзии, живописи, скульптуре, музыке... В жизни.
Вся поэзия Леи Риты — это прекрасный Гимн красе Природы.
Где и ветер, и месяц, и звёздочки, и филин ночной, и конь быстроногий – верные её друзья.
Да, поэзию Леи Риты коммерческой не назовёшь. Она ныне ни в магазинах, ни на прилавках базаров - "непродаваемая". Ныне нарасхват, как горячие пирожки - романы "про секс в городе, про криминал, боевики, "фэнтэзи"...
Но будущее за поэзией Леи Риты - чистой, доброй, искренней, красивой, жизненной.
Мир ещё возвратится к такой поэзии, живописи и кинематографу. Верю!
Гладнева Ольга Антоновна – биограф Леи Риты.
04.03. – 09.03 2025г. Донбасс.
Свидетельство о публикации №125031000304
Лариса Данилова 26.03.2025 18:25 Заявить о нарушении
Гладнева Ольга Антоновна 27.03.2025 22:38 Заявить о нарушении