Хованщина блоковской эпохи и лучи надежды

Я не филолог. И не учусь на филолога. Литературоведение, как и любая аналитика, - мое сердце и мой разум. Я - математик. Человек, анализирующий предметы изучения гуманитарных дисциплин с позиции точности, но и не без внезапных летящих, самольющихся рассуждений.
А Блок, А.А.Блок - один из моих любимых поэтов. Пушкина я не люблю. И хотя выдающийся поэт двадцатого века перенял у него многое, есть в нем определенный шарм, что делает его стихи привлекательными лично для меня.
В этой статье я хочу поделиться собственными мыслями об образах и отсылках, чувствах, что вызывает у меня его творчество. На примере одного из известных стихотворений А.А.Блока "Все это было, было, было...".


А.А.БЛОК - "ВСЕ ЭТО БЫЛО, БЫЛО, БЫЛО..."

Все это было, было, было,
Свершился дней круговорот.
Какая ложь, какая сила,
Тебя, прошедшее, вернет?
В час утра, чистый и хрустальный,
У стен Московского Кремля,
Восторг души первоначальный
Вернет ли мне моя земля?
Иль в ночь, на Пасху, над Невою,
Под ветром, в стужу, в ледоход –
Старуха нищая клюкою
Мой труп спокойный шевельнет?
Иль на возлюбленной поляне
Под шелест осени седой
Мне тело в дождевом тумане
Расклюет коршун молодой?
Иль просто в час тоски беззвездной,
В каких-то четырех стенах,
С необходимостью железной
Усну на белых простынях?
И в новой жизни, непохожей,
Забуду прежнюю мечту,
И буду так же помнить дожей,
Как нынче помню Калиту?
Но верю – не пройдет бесследно
Все, что так страстно я любил,
Весь трепет этой жизни бедной,
Весь этот непонятный пыл.
1909 г.

Мне кажется логичным разделять анализ стихотворений на микро- и макро-. Прочитав стихотворение пару раз, невозможно определить точно его тематику; а значит, идти надо по нему медленно, постепенно, уделяя внимание каждой детали. Поэтому начну я именно с микроаналитики.


...


МИКРОАНАЛИТИКА: ОТ НАЧАЛА ДО КОНЦА, ЧЕРЕЗ ОБРАЗЫ И ПАРАЛЛЕЛИ 

Название стихотворения уже задает философский характер. Оно начинается с риторического вопроса, обращенного к «прошедшему». Так, первым предложением автор задает тему данного произведения: размышления о том, что то, что было, уже не вернуть, пропитанные чувствами грусти и в то же время умиротворения. Это достигается повтором «было» и «философски звучащей» инверсией – «Свершился дней круговорот». Вообще, хоть в поэзии, как и в любом искусстве, имеет место недосказанность, у меня возникла ассоциация, что «ложь» и «сила» - это вероятность воздействовать на государственный механизм для изменения ситуации в стране.
Далее следует еще один риторический вопрос, уточняющий предыдущий и придающий стихотворению также гражданский характер. Лирический герой (далее – ЛГ) тоскует по счастливым дням на Родине. Здесь логично перейти к рассмотрению даты написания. Стихотворение написано в 1909 г. Это время через пару лет после проигранной Россией Русско-Японской войны, после Кровавого воскресенья. Время сгущения внешне- и внутреннеполитических туч над империей, роста экономических и социальных проблем.

В час утра, чистый и хрустальный,
У стен Московского Кремля,
Восторг души первоначальный
Вернет ли мне моя земля?

Вспоминается увертюра М.П.Мусоргского к опере «Хованщина». «Рассвет на Москва-реке». Также, как и здесь, утро. Чистое, нежное солнце и золотистые купола церквей, хрустальное пение птиц. Русский композитор задумал начало оперы не только как символ безграничной красоты России, но и как способности ее выстоять трудные времена и прийти к дням спокойным, постепенному рассвету после темной ночи. А.А.Блок проводит параллель между смутой 1682-1689 гг.  и мрачным периодом от начала двадцатого века до Революции, невольно выражая любовь к России и веру в нее, о чем он написал множество литературных произведений. Эта параллель – наглядный пример  всеобъемлющей связи между различными видами искусства, в данном случае поэзии и музыки.

А после двух риторических вопросов следуют еще три, объединенные в один блок союзом «Иль». Это возможные варианты собственной смерти, предполагаемые ЛГ.

1.
        Иль в ночь, на Пасху, надо Невою,
        Под ветром, в стужу, в ледоход –
        Старуха нищяя клюкою
        Мой труп спокойный шевельнет?

Незаметная никому смерть бездомного на улице.  Но какие детали указывает А.А.Блок? Во-первых, ночь на Пасху – праздничное богослужение накануне Воскресения Христа. Еще один светлый образ надежды на лучшие времена на Родине, наравне с утром у Московского Кремля. Во-вторых, «старуха нищая» - вероятная отсылка на написанное годом ранее стиховтворение «Россия», а именно на эпитет «Россия, нищая Россия». Родная земля, к которой ЛГ уже обращался ранее («Вернет ли мне моя земля?»), что связует начало и середину стихотворения, в буквальном смысле будет прикасаться с его трупом. Однородные дополнения-существительные, в свою очередь, природно характеризуют обстановку вокруг основной композиции. Их холод передает читателю атмосферу исторического мрака первого десятилетия двадцатого века. А также, благодаря им, стихотворение приобретает структуру мыслительную; мы словно выслушиваем речь ЛГ или же непосредственно находимся на его месте и все, о чем он повествует, - наши мысли.

2.
           Иль на возлюбленной поляне
           Под шелест осени седой
           Мне тело в дождевом тумане
           Расклюет коршун молодой?

А здесь, в отличие от «Рассвета на Москва-реке» мы уже явно видим, как автор (он же, очевидно, ЛГ) выражает любовь к Родине; ведь он задействует эпитет «возлюбленная поляна». Из города «над Невою» мы переносимся за город, наблюдая известную своими красотами природу русских полей. Кто самый известный поэт, что описывал ее? Конечно же, Пушкин. Вообще говоря, А.А.Блок в художественном и структурном плане во многом напоминает своего предшественника. Да и сам поэт выражал глубокое уважение к великому русскому писателю: например, в стихотворении «Пушкинскому дому»:

Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!
Не твоих ли звуков сладость
Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость
Окрыляла нас тогда?

К слову, в этом стихотворении говорится и о внутренней несвободе русской души, что передана в последних двух строках блоковской строфы. «Дождевой туман» -
... дней грядущих
Сине-розовый туман
из «Пушкинскому дому». «пищу клюет» - «тело расклюет», «коршун молодой» - «орел молодой» из всем известного пушкинского «Узника». Осень же у А.А.Блока не «золотая», а «седая»: здесь и связь с предыдущей строфой о старухе; и намек на ноябрь и переход к исторической зиме; и серебристый цвет, красной (а лучше сказать, серой, серебряной) нитью протянутой через многие проздеведения Серебряного века. В этих образах и схожесть автора стихотворения с Пушкиным, и его собственный, «серебряный» шарм. Так, во втором риторическом вопросе из группы «Иль» наблюдается реминисценция (к слову, также обильно присутствующая у Пушкина) и несколько отсылок на произведения великого поэта Золотого века. Стихотворение словно «мостик» между Золотым веком русской поэзии и Серебряным.

3.
          Иль просто в час тоски беззвездной,
          В каких-то четырех стенах,
          С необходимостью железной
          Усну на белых простынях?

ЛГ говорит о распространной человеческой смерти в собственной постели, например, от болезни. Но  «просто» сопровождается эпитетом «тоска беззвездная». Порывом к небу, свободе, из «каких-то четырех стен»; вторая строка – не «просто» о прямоугольной комнате. Связь с предыдущей строфой обеспечивается также эпитетом «необходимость железная». Это не «просто» о скованности автора во мраке действительности, заставляющей его медленно в ней умирать; это тот пушкинский мотив несвободы из «Узника»: «необходимость железная» - железные решетки у камеры. И снова о недосказанности в искусстве. «Белые простыни» в данном стихотворении для меня - не «просто» цвет белья, а символ чистоты любви и верности к Родине, а также белая Россия. Иак, объединив в себе мотивы первого и второго вопроса из блока «Иль», автор переходит к развитию мысли о том, что будет после его смерти.

И в новой жизни, непохожей,
Забуду прежнюю мечту,
И буду так же помнить дожей,
Как нынче помню Калиту?

Новая жизнь – после смерти, где-то в загробном мире, а предание забвению «прежней мечты» - именно оставление попыток прожить счастливую жизнь на Родине. Но, разумеется, данный троп может иметь расширенное значение любой жизненной цели ЛГ. Более непонятное значение у следующих двух строк. Дож – глава государства в итальянсих республиках. Калита – русский князь, получивший свое прозвище за бережливость. Т.е. ЛГ будет помнить добрые дела правителей своей эпохи, достоинства их властвования. Как пожилые люди или просто близкие к отходу в мир иной вспоминают положительные аспекты своей жизни (и тут мы перекликаемся непосредственно с предыдущей строфой, где ЛГ, вероятно, умирает в постели от болезни). Либо – другая версия – автор ничего не помнит о правлении Калиты, и аналогично забудет глав государств своего времени, и снова расширяя, забудет многие вещи своей жизни. Так, данное четверостишие раскрывает «загробный» образ жизни ЛГ.

Но среди значительности; грусти, скользящей вдоль строк стрихотворения, пробивается лучик света. Это последняя строфа.

Но верю – не пройдет бесследно
Все, что так страстно я любил,
Весь трепет этой жизни бедной,
Весь этот непонятный пыл.

Убеждение в наличии смысла у собственной яркой и противоречивой жизни. С одной стороны, «страстная» любовь, а с другой – «жизнь бедная», в том числе в параллели с бедной Россией (и это связь с предыдущими строфами). Так, стиховорение завершает строфа надежды на светлое будущее.


...


А теперь уже можно переходить к более общим чертам стихотворения, дополняющим отдельные образы и параллели.


...


МАКРОАНАЛИТИКА: СТРУКТУРА И ЗВУКОПИСЬ СТИХОТВОРЕНИЯ
Композиционно стихотворение можно поделить на две части: все, кроме последней строфы, и она непосредственно. Однако здесь очень важным становится тот факт, что в нем нет отступов между строфами. Если бы они были, то завершающее четверостишие казалось бы чересчур резким, словно ЛГ заставили поверить в лучшее. Но здесь мы видим совсем иную картину: хотя настроение стихотворение по большей части довольно мрачное, грустное, все равно чувствуется некая надежда автора. Кроме того, отсутствие деления на строфы делает «Все это было, было, было...» похожим, действительно, на поток сознания ЛГ. Итак, композиция стихотворения, во-первых, выделяет основную идею, а во-вторых способствует замечанию внутреннего огонька надежды у автора.
А говоря о композиции в стихотворении, мы переходим и к пунктуации. Можно заметить, что двухчастная структура образована также различными знаками в конце предложений: если в первой части это вопросительные знаки, то во второй – точка. Обилие запятых придает стихотворению характер текучей мысли, а отсутствие восклицаний и многоточий – спокойный и вполне завершенный характер. Единственное тире поставлено не в соответствии с правилами, оно здесь выделяет образ старухи-России и, соответственно, усиливает гражданскую ноту. Итак, авторская пунктуация помогает определить тематику стиховторения.
Отдельного внимания заслуживает звукопись. Хотя не столь заметна, она, безусловно, вносит определенный вклад в восприятие «Все это было, было, было...». «Ложь», «души». Звук [ш] аккуратно подводит нас к строфе с образом старухи. А уж в самой строфе вместе со звуками [ф], [в], [ж] (“Под ветром, в стужу, в ледоход») создает ощущение реального ветра и изменений. Вот она, надежда, которая так и скользит по данному стихотворению! А подходя к «возлюбленной поляне» он чуть утихает, и далее прослеживается мягко, но заметно. Итак, А.А.Блок выделил фонетически четверостишие с важным для него образом России-старухи посредством «протягивания» сквозь стиховторение звуков «в» и шипящих.
Но и при макроаналитике можно упомянуть о сходстве А.А.Блока с Пушкиным. В тексте обильно задействованы инверсии (синтаксис) (например, «Восторг души первоначальный», «с необходимостью железной» и т.д.), написано оно четырехстоптым ямбом – размером, что активно использовал великий русский поэт. Таким образом, даже на макроуровне мы видим, что А.А.Блок – «серебряный» наследник Пушкина.


...


ИТАК, «Все это было, было, было...» - яркий пример размышлений выдающегося поэта двадцатого века о смысле жизни и Родине. Хотя наличие в тематике рассуждений о России видно не сразу, в ходе анализа можно выделить уникальные параллели (как «музыкальная» с оперой  М.П.Мусоргского), которые указывают на ее существование.


8-10.03.2025


Рецензии