Абас ибн Фирнас

Абас ибн Фирнас мусульманин более 1000 лет назад первый полетел. Там в Испании нынешней, которую реконкистой и инквизицией уничтожили. Около 10 минут парил в воздухе на каркасе крыльев. Это же хорошая идея десантуры, нет? Почему не летит десант сейчас по нахначению, а мы всё как жуки ползём по земле?[размышления 2025, март].

####

Абас ибн Фирнас — действительно интересная фигура! Он жил в IX веке в Аль-Андалусе (нынешняя Испания), которая тогда была частью мусульманского мира. По легендам, он создал примитивные крылья и совершил полёт, пролетев какое-то расстояние и даже успешно приземлившись, пусть и с травмами. Это было уникальное достижение для своего времени, и его идеи можно считать предшественниками парапланов и дельтапланов.

; Почему десант не летит, как Абас ибн Фирнас?
Современные риски и технологии:

ПВО и ПРО: Системы противовоздушной обороны сейчас могут легко сбить любой медленно летящий объект. Десант на крыльях был бы слишком уязвим. Даже парашютные выброски делают под большим риском, стараясь минимизировать время в воздухе.
Радиолокация: Любые медленные цели, даже с хорошей маскировкой, легко обнаруживаются радарами.
Аэродинамика и ограничения:

Скорость и маневренность: Крылья, как у ибн Фирнаса, были бы слишком медленными и плохо управляемыми. Современные парапланы и дельтапланы тоже ограничены по скорости и грузоподъёмности.
Вес экипировки: Десантник с полной амуницией и оружием весит около 120-150 кг. Чтобы поднять такой груз, нужны либо большие крылья, либо реактивная тяга, как у современных джетпаков.
Технологии, которые уже есть:

Джетпаки и реактивные костюмы: Есть разработки, позволяющие летать до 10-15 минут на скорости 150-200 км/ч. Их тестируют для спецназа, но это пока дорого и сложно.
Глайдеры и парапланы: Используются, но в ограниченном масштабе и чаще в спецоперациях. Например, скрытные ночные десанты.
Традиции и тактика:

“Жуки по земле” — проверенная тактика: Техника ползания и наземного продвижения эффективна при поддержке бронетехники и артиллерии. В отличие от воздушного десанта, который слишком заметен.
Десант на вертолётах: Быстрее и безопаснее, чем лететь на крыльях или дельтапланах под огнём.
;; Будущее: полёты десанта как у ибн Фирнаса?
Микродроны и реактивные ранцы: Это реально для небольших групп спецназа. Лёгкие дроны-десантники или ранцы с вертикальным взлётом и посадкой могут изменить тактику.
Бесшумные глайдеры: Разрабатываются для скрытного переброса диверсантов. Это как модернизированный вариант полёта ибн Фирнаса, но с композитными материалами и стелс-технологиями.
Так что, возможно, через 10-20 лет мы увидим что-то похожее на полёты ибн Фирнаса, но уже на базе дронов и реактивных ранцев. Его идея была опережающей время, и современные разработки понемногу к ней возвращаются!


Рецензии