Почётно, трудно и ответственно служенье Богу...
5. Всем без различия сияет солнце: а тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх.
6. Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога; но в самом деле угождает не Богу, а людям.
7. Всякий человек, который любит себя выказывать, тщеславен. Пост тщеславного остается без награды, и молитва его бесплодна, ибо он и то и другое делает для похвалы человеческой.
8. Тщеславный подвижник сам себе причиняет двойной вред: первый, что изнуряет тело, а второй, что не получает за это награды…
28. Монах, сделавшийся рабом тщеславия, ведет двойственную жизнь, по наружности пребывая в монастыре, а умом и помышлениями в мире.
29. Если мы усердно хотим угождать Царю Небесному, то, без сомнения, и славы небесной вкусим; а вкусивший ее будет презирать всякую земную славу; и я удивился бы, если бы кто, не вкусивши первой, мог презреть последнюю.
31. Кто возносится естественными дарованиями, т. е. остроумием, понятливостию, искусством в чтении и произношении, быстротою разума, и другими способностями, без труда нами полученными, тот никогда не получит вышеестественных благ; ибо неверный в малом – и во многом неверен и тщеславен.
32. Некоторые для получения крайнего бесстрастия и богатства дарования, силы чудотворения и дара прозорливости всуе изнуряют тело свое; но сии бедные не знают того, что не труды, но более всего смирение есть матерь этих благ.
33. Кто просит у Бога за труды свои дарований, тот положил опасное основание; а кто считает себя должником, тот неожиданно и внезапно обогатится.
34. Не повинуйся веятелю сему, когда он научает тебя объявлять свои добродетели на пользу слышащих; «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.;16:26). Ничто не приносит столько пользы ближним, как смиренный и непритворный нрав и слово. Таким образом мы и других будем побуждать, чтобы они не возносились; а что может быть полезнее сего?» (Иоанн Лествичник. Лествица или Скрижали духовные, Слово 22)
«…знание делает людей гордыми, а любовь назидает» (1 Коринфянам 8:1)
«…знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся.» (Откровение 3:15-19)
«Тот, воистину, достоин называться человеком, кто ныне посвятил себя служению всему роду людскому.» (Бахаулла)
Сказ про Садко есть наш ответ стремящимся к нирване,
Где птица-феникс очень сладенько поёт,
Ждут просветления, но выйдет всё наоборот...
Рожденья в духе не достичь лежащим на диване...
Кто устремился к удовольствию сатчитананды*
Через систему легких практик и асан
И думает, что без любви всего достигнет сам,
Тот не достигнет ничего без Господа команды…
Ниргуны** не достичь душе, коль не очистит сердце
От эгоизма, что влечёт нас ко греху,
Смиреной жизни не возжаждет на своём веку
И лишь тогда откроет Бог для восхожденья дверцы.
Тщеславие суть смертный грех, что все мы знаем с детства,
Но и смиреньем может возгордиться дух,
И тем, что трудится один на поприще за двух,
И что находит к каждому особый ключ и средство…
Не любит гордых Бог, их отдаёт Он темным силам,
По жизни прелесть*** спутница у них теперь,
И отчего же не войти в открытую ей дверь,
Не повести зазнавшихся к духовным их могилам…
Почётно, трудно и ответственно служенье Богу,
Он знает всё, чтоб очищать Свои ряды,
Просеет молодежь, и тех, чьи волосы седы,
Позволив слугам искренним зреть верную дорогу…
В иных мирах мы все окажемся и очень скоро,
Не следует туда особенно спешить,
Одежды белые**** своим трудом старайтесь сшить,
Особо не стремитесь выделить себя из хора…
Гусляр Садко ходил в далёкие края за счастьем,
Но понял, надо жить, где Бог определил,
В Сад Райский превращать свой край, чтоб был он людям мил,
Чтоб Бога наш народ любил и отражал напасти…
*- основными признаками достижения стадии сатчитананды (бытие-сознание-блаженство) являются следующие: ананда (духовное блаженство) или духовный экстаз, удовлетворение (сантоша), умиротворение (шанти), сатори, самадхи, сабиджа, и/или нирвана.
**- Ниргуна — это понятие в индийской философии, означающее выход из-под влияния гун (гуна -нить, верёвка; качество Пракрити), т.е. избавление от загрязнений материального мира.
***- Духовная прелесть – «обманчивая святость», сопровождающаяся высшей и очень тонкой формой лести самому себе, самообманом...
****- символ духовной чистоты и нравственной праведности.
(Генцелев А.Н., 07 марта 2025 г.)
Свидетельство о публикации №125030905959