Политическая публицистика как основа нашей поэзии

Некая Е.М. отметилась на «Стихах.ру» следующими рассуждениями:
«Вот для меня поставлен вопрос. Насколько такое стихотворение можно считать поэтическим, а не пропагандистским?.. С точки зрения формы, хорошо, поэзия есть. С точки зрения идеи, тоже хорошо, она последовательно раскрыта. Но вот с точки зрения человечности... Здесь явно одна позиция, и явно враждебная по отношению к этой женщине…
Вы знаете, все кто входит в храм поэзии, правые левые, зеленые, синие, должны следовать законам, которые в ней установлены. Поэзия не должна быть грубой, не должна быть разрушительной, не должна сеять ненависть.. Когда автор не хочет следовать этим законам храма поэзии, он перестает быть поэтом».

Рассуждения прочел. Отвечаю.

Это замечания женщины, которая не то по малоумию, не то по злому умыслу хочет кастрировать русскую поэзию, ибо наша поэзия выросла на политической публицистике. Это ясно любому, кто "проходил" русскую литературу в школе.
Державин? Ну да, кто учился в школе, тот читал его оды - сплошная политика: восхвалял Екатерину Вторую в образе Фелицы. И социальная публицистика вдогонку: «Властителям и судьям» - это набор требований к правителям.
Фонвизин? Ах, да, проза, типа, не считается, но в школьную программу был включен "Недоросль", кто читал, тот знает, что эта пьеса высмеивает: лень, безграмотность дворянства, безразличие его к делам общественным.
Грибоедов? "Горе от ума" - политический памфлет, который бьет по всем - и по московскому обществу, которое живет в своем тихом болоте и плевать хотело на свою обязанность трудиться на благо страны и воевать за нее, и зародившемуся тогда диванно-диссидентскому движению (Чацкий обличать-то обличает социальную апатию московского дворянского общества, да и сам такой, не благо Родины не служит, а так: приехал, поскандалил и укатил "в деревню, в глушь, в Саратов" лелеять злокачественное самолюбие).
Пушкин – наше всё. Он начался пропагандистской одой "Вольность", которую нынешние критики назвали бы «манифестом либеральной общественности"), прошел через "Капитанскую дочку" (а это чистая пропаганда: Швабрин, перешедший на сторону бунтовщика Пугачева, не только предатель, но и в жизни мерзавец - вспомните дуэль Гринёва и предшествующие события, а мятежники – звери и убийцы и не щадят никого), а закончил имперским манифестом - "Клеветникам России".
Некрасов – сплошные социально-политические стихи, публицистика на злобу дня, иногда - великолепная ("Кому на Руси жить хорошо"), иногда - пьяно-слезливая ("Вчерашний день, в часу шестом...").
И Лермонтов в том же ряду со своим предвестником диссидентства - "На смерть поэта".
И уж Салтыков-Щедрин во своими сатирами на бюрократию… Знал он в ней толк: был в молодости сослан за вольнодумство, а потом стал вице-губернатором сначала Рязанской, а затем Тверской губернии. Ах, да, это, типа, проза…
Но от «Мертвых душ» нельзя отвертеться: сам Гоголь определил их – свою социально-политическую сатиру - как поэму.

Половина творчества Есенина - прославление Октябрьской революции, три четверти сочинений Маяковского - прославление Октябрьской революции.

Была пора жестоких лет,
Нас пестовали злые лапы.
На поприще крестьянских бед
Цвели имперские сатрапы.
Монархия! Зловещий смрад!
Веками шли пиры за пиром.
И продал власть аристократ
Промышленникам и банкирам.

А вот что дальше:

Страна ждала кого-нибудь…
И он пришел.
Он мощным словом
Повел нас всех к истокам новым.
Он нам сказал: «Чтоб кончить муки,
Берите всё в рабочьи руки.
Для вас спасенья больше нет —
Как ваша власть и ваш Совет»…

Политика. Социальная публицистика. Ленин – Мессия. Это – Есенин, русский гений, сочетавший истовую любовь к Советской власти с истовым же православием.  А "Клен ты мой опавший..." и "Дай, Джим, на счастье лапу мне..." для Есенина были крошечным эпизодом, как "Мозгодротка" для Игоря Растеряева.

Ахматова в 1917-м году написала «Когда в тоске самоубийства…» - политический манифест всех русских патриотов на все времена.

И вся советская поэзия - это пропаганда. И "Жди меня" Симонова, и его же "Танк", и "Комсомольцы-добровольцы..." Долматовского, и Павел Антокольский со своим "Сыну", и «Смерть пионерки» Эдуарда Багрицкого. И здесь же стоят "Артиллеристы, Сталин дал приказ...".

Русская литература удивительно щедра и демократична: она принимала и аварца Расула Гамзатова, и еврея Долматовского, и полудворянина Симонова, и графа Толстого – всех она принимала. Всех, любящих Родину. Всех, сражавшихся за нее. Всех поэтических публицистов и политиков.

А вот еврей, твердокаменный коммунист, тяжело и страшно воевавший, начальник штаба стрелкового батальона, военный контрразведчик, после войны – гонявшийся за японскими остаточными бандами по Сахалину, а затем - разведчик-агентурист в советской оккупационной зоне в Германии. Это всё он, кропотливейший создатель самой правдивой легенды о войне, предваривший ее цитатой из Черчилля. Это он, почти двадцать лет писавший свой единственный роман, использовавший для его создания, по собственному признанию, более 24 700 источников (а как же - работа у него была такая) Владимир Иосифович Войтинский, ага, ну да, узнали? нет? Подсказываю: Владимир Богомолов. «Момент истины». Ну и что, что он не поэт, все равно великий.

В строю великих русских писателей и поэтов – политических пропагандистов и публицистов – почетное место занимает демонстративно аполитичный Иосиф Бродский со своим имперским "На смерть Жукова" и антисоветским "Стихи о военной компании восьмидесятого года" - и его лучшие стихи - публицистика да пропаганда.
А на правом фланге этого строя - Алексей Николаевич Толстой ("Русский характер", "Хождение по мукам", "Петр Первый", "Хлеб", хотя последнее - кусочек из "Хождения..." вряд ли можно назвать удачным), заместитель председателя Государственной комиссии по расследованию злодеяний фашистов, Лев Николаевич Толстой с "Войной и миром". Они писали во славу русского народа и Русского государства, и их великие произведения - та же публицистика и пропаганда. И рядом с ними Степан Злобин, перед войной – автор сценария фильма «Салават Юлаев», после войны – автор «Степана Разина», лауреат Сталинской премии. Проведший в фашистском плену три с половиной года и оставивший нам документальный роман «Пропавшие без вести» - страшный и великий.

Политическая и социальная публицистика, пропаганда патриотизма, Советской власти, Ленина, Сталина, ненависть к украинскому фашизму определяют лицо современной русской поэзии.
Вот нынешние молодые классики - Анна Долгарева, Анна Ревякина с великими - и это ясно уже сейчас - стихами про Донбасс (ту же "Шахтерскую дочь" не читал и не оценил только дурной да контуженный), и чуточку ушедший в тень Игорь Растеряев с песней про Юру Прищепного и знаменитым «У России нет никаких границ, у России есть только горизонт!», и Алексей Шмелёв, публикующийся, кстати, на «Стихих.ру», и Герман Титов ("Мы - осколки русской весны...", Мария Ватутина ("Генерал")...

Русские солдаты — лучшие из людей.
Впереди — свет и более ничего.
Мы побеждаем Господним чудом, оно сильней
Чем логика, разум и даже наш бабий вой.

Наши кости станут стенами новой империи.
Наша кровь станет космическим топливом.
Мы потомки Юры Гагарина и Лаврентия Берии,
Винтики госмашины неповоротливой.

Однажды я сказала: «Россия здесь навсегда».
А потом мы мучительно отступали.
И тогда на горизонте взошла звезда,
Звезда высокой печали.

Но к чему прикоснулась Россия — то навсегда Россия.
Мы излучаем Россию, в бозе почия,
Мы возвращаемся живыми аль неживыми,
На истлевших нашивках неся её имя.

АННА ДОЛГАРЕВА

Когда живого Шевчука
мы на допрос везли в ЧК,
твердил мне Юра-музыкант,
что я говно и оккупант.
А мне бы в медном купоросе
прополоскать бы эту тварь,
но строчку «Что такое осень...»
узнал я раньше, чем букварь.
У них, певцов, свои загоны,
потусторонние миры,
а из меня растут погоны,
как ствол растет из кобуры.
Пока мы ехали по Минке —
режим сменился. ТЧК....
А после на моих поминках
Коллеги пели Шевчука.

АЛЕКСЕЙ ШМЕЛЁВ

И Игорь Караулов со своим сатирическим, невыносимым: "... только рабы умирают, когда проще и выгодней капитулирен...".
И Елена Заславская, причудливо сочетающая в "Русском ренессансе" языческие, православные, слегка националистические и вполне себе советские мотивы.
И Любовь Глотова со своим "Эти русские".
Это всё - пропаганда и публицистика. Это всё - новая русская поэзия, наследующая Пушкину, Денису Давыдову, Павлу Когану, правоверной коммунистке Юлии Друниной, покончившей с собой, когда был уничтожен Советский Союз, Самуилу Яковлевичу Маршаку с его "Юный Фриц, любимец мамин...", Блоку с его «Скифами» и «Двенадцатью», "Большому секрету для маленькой такой компании" Юнны Пинхусовны (ну, или Петровны - кому как больше нравится) Мориц, и дай ей бог долгих лет жизни и новых вершин в творчестве, она сейчас и наследница наших великих и наследодатель нам, и всем-всем великим и просто талантливым, знаменитым и незаметным, публикующимся миллионными (уже!!!) тиражами, читающими свои стихи в полных залах (не было такого с шестидесятых), и тем, кто пал от рук украинских нацистов и их хозяев и от которых остались только строчки в «Интернете». Как Вадим Негатуров и Виктор Степанов (псевдоним "Виктор Гунн"), сожженные в Одессе, и вагнеровец Юрий Волк.

Не видел запад никакой беды,
Где восемь лет стреляли в детские сады,
Где в небесах – Безсмертный Полк Детей Донбасса,
Где восемь лет со свастикой орава
Донбасс громила, и кричал ей запад "Браво!",
Кричал ей запад "Украине – слава!"
И аплодировал, когда была кровава
Забава свастикой украшенного мяса,
Чьей славы блеск – Безсмертный Полк Детей Донбасса!

Сегодня запад русофобского разврата,
Нацист гестаповский – под видом демократа,
Вопит: "Во всём Россия виновата!"
И шлёт оружие навалом гитлерью,
И людоедскую мечталку шлёт свою,
Приказ – "Россию победить в бою!" –
Ораве свастикой украшенного мяса,
Чьей славы блеск – Безсмертный Полк Детей Донбасса!
В бою Россию победить?.. Маньячный бред!
Роскошно западом снабжённый людоед,
Он победить Донбасс не смог за восемь лет,
Хотя с Донбассом воевало много стран,
Прислав наёмников – открыть кровавый кран
Войны, Донбасс угробить геноцидом, –
Но я сейчас Донбасса тайну выдам:
Донбасс – Россия, чья судьба – Непобедимость,
Таких священных сил необходимость,
Судьба которых запрещает людоеду
Над Человеком одержать победу!

* * *

Без праведника не стоит село!..
А если с праведником вам не повезло,
И он – предатель, подлый бес
Под видом ангела небес,
И прямиком от вас тайком
Село он продал целиком,
И вас он продал заодно, а сам – исчез,

Тогда не смейте, Бога ради, повторять,
Что всё пропало, больше нечего терять,
Добра под видом сотворили с вами зло, –
Учтите, жалоба – дрянное ремесло!..
Орудий праведных – огромное число:
Дубина праведна, лопата и весло,
И каждый – праведник, чьё воинство спасло
Своё село, своё крыльцо, своё крыло, –
Без этих праведников не стоит село!..

ЮННА МОРИЦ

А вот кем были и кем стали представители "чистого искусства" в Революции и в Гражданской? Правильно! Догадались! Все - антипатриотами. Все! И писатели, и поэты. Во всех войнах! А в 2014-м году чистоискусствовцы безусловно осуждали «аннексию» Крыма и делали вид, что не видят фашистского зверства на территории бывшей Украинской ССР, да и на территории России - тоже, а потом – дружненько – ломанулись с Родины и осуществляют идеологическое обеспечение войны против России. И список этих тварей – певцов белогвардейщины, славословителей Гитлера (тех же Шмелёва с Ильиным), всевозможных нынешних предателей, список этих тварей огромен. Никакого «чистого искусства» у них нет. Все они на стороне вражьей силы, и все они против моей Родины.

Еще раз: ВСЯ великая русская поэзия и бОльшая часть прозы - это восхваление Империи, Октябрьской революции, Советского Союза, бичевание социальных язв, призывы к борьбе за Правду, прославление героев - воинов,  тружеников, праведников. Это всё пропаганда. Именно она создала великую русскую культуру, и пока она есть – жив и русский народ.
Вы решили выдумать "храм поэзии", где нету места поэзии, Вы внялись указывать поэтам, что они и не поэты вовсе. Это способ убить русскую поэзию.
Понятное дело, никакая "Е.М." не способна поколебать исполинское здание, заложенное титанами, но пытается, ах как старается!

Поэзия, как и проза, не может быть неидеологической. Потому что природа не терпит пустоты. Там, где нет Бога, обязательно царит дьявол в облике какого-нибудь Булата Окуджавы, подписанта под расстрелом Верховного Совета, да, того самого, который утверждал, что ублюдку и бандиту Басаеву поставят памятник). Или в виде престарелого Бори Гребенщикова, хвалящегося, что перевел аж двенадцать миллионов долларов на нужды ВСУ. Или в виде другой дряни и гадины.
Русскую поэзию надо читать. А еще – понимать. И чувствовать сердцем, и знать разумом, что началась она патриотическим пропагандистским текстом – «Словом о полку Игореве».
А я следую традиции великой русской поэзии и чувствую всем своим существом: я на правильной стороне.
И всегда надо помнить: где нет Бога, там царит дьявол.


Рецензии
Благодарю за правильные, правдивые и праведные слова!

P.S. "некая Е.М." и мне пыталась втюхать протухшую идейку о том, что русский патриотизм = нацизм/советский шовинизм и что "настоящая русская культура" находится не в России, а там, где ей свободно))). Хахахаха! Я бы даже добавила - тепло и сытно. Только ведь это не настоящая русская, а псевдорусская культура. Любить Россию издалека, поносить её традиции и ценности, потому что тебе за это ничего не будет, отрицать правое дело русских на линии фронта - всё равно, что тявкать из-под забора на идущий мимо караван. Собака лает, караван идёт))).
С уважением,

Лопатина Марина   10.03.2025 09:26     Заявить о нарушении
Марина, здравствуйте!
К счастью, наши "Е.М." - разные. Моя - просто недалекая и неразумная, а Ваша - вражина-вражина.

Александр Савинский   23.03.2025 18:10   Заявить о нарушении