Прощаем ли мы и то ли прощаем, что нужно?
(Къ началу Великаго поста.)
Аще отпущаете человекомъ согрешенія ихъ, отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ Небесный: аще ли не отпущаете человекомъ согрешенія ихъ, ни Отецъ вашъ отпуститъ вамъ согрешеній вашихъ (Мат;. 6, 14-15).
Великій постъ!
И начиная Великій постъ, св. Церковь, еще наканун его, съ вечера, въ такъ называемую Неделю Сыропустную, или въ просторечіи — «Прощеное воскресеніе» — призываетъ всехъ насъ «отпустить», то-есть «п р о с т и т ь» другъ другу «согрешенія». И установленъ для этого на приходахъ въ конце воскресной вечерни весьма трогательный нарочитый обрядъ прощенія.
Что мы должны прощать другъ другу? Какія «согрешенія»?
Вполне понятно: взаимные грехи другъ противъ друга.
Это ясно уже изъ того, что эти слова Господа приводятся въ Евангеліи непосредственно после изложенія Молитвы Господней «Отче нашъ», какъ бы въ развитіе и поясненіе словъ этой молитвы:
«…и остави намъ долги наша, якоже и мы оставляемъ должникомъ нашимъ...» (Мат;. 6, 12).
Прося Господа Великимъ постомъ, во время нашего покаяннаго подвига, о прощеніи нашихъ собственныхъ геховъ, мы должны прежде всего отъ всего сердца, какъ учитъ св. Церковь, простить другъ другу
н а ш и в з а и м н ы е г р е х и д р у г ъ
п р о т и в ъ д р у г а, то-есть: л и ч н ы я о б и д ы, н е п р а в д ы и о с к о р б л е н і я, нанесенныя другъ другу, — все то л и ч н о е з л о, которое люди намеренно или ненамеренно, вольно или невольно причиняютъ другъ другу.
И это такъ понятно, такъ разумно и справедливо!
Если мы просимъ Бога быть снисходительнымъ къ нашимъ гр;хамъ и неправдамъ, коими мы наносимъ Ему, нашему любящему Отцу, обиды и оскорбленія, то такъ естественно требовать и отъ насъ, чтобы и мы показали снисходительность и любовь по отношенію къ нашимъ ближнимъ, и этимъ бы доказали, что заслуживаемъ, по закону Высшей Божественной Правды, такого же снисхожденія, такого же всепрощенія. Темъ более, что, какъ Самъ Господь насъ убеждаетъ, грехи нашихъ ближнихъ противъ насъ такъ же ничтожны, по сравненію съ нашими грехами противъ Бога, какъ ничтожна сумма въ 100 динаріевъ по сравненіе съ огромной суммой въ 10.000 талантовъ (см. евангельскую притчу о праведномъ заимодавце и немилосердномъ должнике въ Еванг. отъ Мат;ея 18, 23-35).
«Прости самъ — и будешь прощенъ!» — такъ выразительно поясняетъ это нашъ великій отечественный подвижникъ и наставникъ христіанскаго благочестія Еп. Феофанъ, и умиленно восклицаетъ: «Прощеный день — какой это великій небесный день Божій!»
Но пользуются ли этимъ великимъ днемъ современные православные христіане?
И пользуются ли имъ
и с к р е н н о и
п о - н а с т о я щ е м у?
Увы! Глубоко закорен;ла во зл; природа современнаго «культурнаго» человека, безмерно высоко ставящаго себя —с в о е с а м о л ю б і е.
Для этого греховнаго самолюбія, которое многіе теперь почитаютъ какой-то «добродетелью», нетъ ничего тяжелее, какъ самого себя признать въ чемъ-нибудь виновнымъ и прощать другихъ.
И вотъ современный человекъ, даже христіанинъ и христіанинъ православный, готовъ «прощать» другимъ людямъ в с е ч т о у г о д н о, н о т о л ь к о н е л и ч н ы я о б и д ы и о с к о р б л е н і я, е м у л и ч н о н а н е с е н н ы я.
И въ данномъ случа; — такомъ первостепенной важности вопросе духовной жизни христіанина — какъ и во многомъ другомъ въ наше лукавое время,
с о в е р ш е н ъ
п о д л о г ъ, діавольски-хитрая подтасовка понятій, губительное извращеніе евангельскаго ученія!
Намъ дано право прощать грехи нашихъ ближнихъ противъ насъ, и даже вменяется это въ долгъ, но вовсе не дается права прощать в с е ихъ грехи в о о б щ е.
Такое право и власть принадлежитъ только одному Богу!
Мы, напримеръ, знаемъ, какъ учитъ насъ Слово Божіе устами Самого Господа Іисуса Христа, Самой Любви Воплощенной, относиться къ такому человеку, который «Ц е р к о в ь п р е с л у ш а е т ъ»:
«Б у д и т е б е, я к о ж е я з ы ч н и к ъ и
м ы т а р ь» (Мат;. 18, 17), то-есть: «не только н е п р о щ а й такому человеку, который явно идетъ противъ Церкви (разумеется — и с т и н н о й Церкви!), но не имей съ нимъ никакого общенія, какъ съ отверженнымъ!»
Полная противоположность тому, чему учитъ въ наши дни столь модный теперь мнимо-христіанскій «экуменизмъ», который... оказывается любвеобильнее Самого Бога!
Но ведь это сказалъ не кто-либо иной, какъ Самъ Господь Іисусъ Христосъ, Божественный Спаситель нашъ, слово Котораго непреложно, свято и непогрешимо. Какъ же игнорировать эти Его слова?!
Не менее строги поэтому къ такимъ людямъ, возстающимъ противъ ученія нашей св. веры и Церкви, и св. Апостолы. Они не только не повелеваютъ ихъ «прощать», а наоборотъ: проповедуютъ полную къ нимъ непримиримость.
«Кто не любитъ Господа Іисуса Христа, да будетъ а н а ф е м а...» (да будетъ отлученъ до пришествія Господа) (1 Кор. 16, 22).
Вотъ где твердое основаніе той «анафемы», которая провозглашается во всехъ православныхъ кафедральныхъ храмахъ въ первую Неделю Великаго поста, именуемую «Неделей Православія». И не симптоматично ли, что въ наше время этотъ древній весьма поучительный «Чинъ Православія» редко где совершается, или совершается въ более или менее урезанномъ виде... изъ страха передъ врагами нашей веры и Церкви или изъ человекоугодія и личныхъ корыстныхъ соображеній, дабы съ кемъ-нибудь не испортить отношеній и чего-то не потерять?
И не только не учитъ Слово Божіе прощать такимъ людямъ, которые возстаютъ противъ нашей веры и Церкви, а учитъ насъ даже «не сообщаться съ темъ, кто, называясь братомъ (то-есть: христіаниномъ), остается блудникомъ, или лихоимцемъ, или идолослужителемъ, или злоречивымъ, или пьяницей, или хищникомъ — съ такимъ даже и не есть вместе» (1 Кор. 5, 11).
Блудодея-кровосмесника, появившагося въ Коринеской христіанской общине, св. Апостолъ Павелъ не только не запретилъ «осуждать», а наоборотъ: «повелелъ предать его сатане во изможденіе плоти» (1 Кор. 5, 5) и простилъ его не раньше, чемъ онъ принесъ искреннее покаяніе и отсталъ, конечно, отъ своего греха.
«И з м и т е з л а г о
о т ъ в а с ъ
с а м е х ъ» (Извергните развращеннаго изъ среды васъ!), — такъ учитъ Слово Божіе, а в о в с е н е п о л н о м у н е о с у ж д е н і ю и в с е п р о щ е н і ю, какъ это лукаво лжемудрствуютъ современные мудрецы, желающіе спутать въ сознаніи людей Добро и Зло и сделать ихъ безразличными къ тому и другому.
Запрещается Евангеліемъ осужденіе ближняго со злымъ чувствомъ противъ него, осужденіе, проистекающее изъ недобрыхъ, греховныхъ побужденій, но никакъ — не различеніе Добра и Зла въ ближнемъ, безпристрастная оценка, сужденіе о немъ.
Это последнее, какъ мы видели выше, не только не запрещается, а даже повелевается Словомъ Божіимъ, дабы мы сами не сделались равнодушными къ Добру и Злу.
Нигде и никогда Господь не училъ насъ примиряться со Зломъ, а наоборотъ: училъ насъ всегда полной
н е п р и м и р и м о с т и ко Злу, говоря даже, что Онъ «п р и ш е л ъ п р и н е с т и н е м и р ъ, н о м е ч ъ» (Мат;. 10, 34).
«Живи въ мире съ врагами, но врагами
с в о и м и, а не врагами Божіими», — такъ учитъ насъ въ согласіи со Словомъ Божіимъ и св. Церковь устами своего вернаго служителя и духоноснаго мужа.
Намъ велено прощать с в о и х ъ личныхъ враговъ, но не враговъ Божіихъ, не враговъ нашей веры и Церкви, не служителей и сеятелей всякаго зла и неправды — всякаго нечестія.
А что мы видимъ въ жизни, особенно въ наше время — векъ всякихъ лукавыхъ извращеній?
Безпощадную злобу и полную непримиримость къ своимъ личнымъ врагамъ и обидчикамъ — и полное «любвеобильности» снисхожденіе ко всемъ остальнымъ людямъ, если только они «меня л и ч н о» не трогаютъ, хотя бы они были даже величайшими преступниками, хулителями и поносителями нашей св. веры и Церкви и явными богоборцами.
Какъ часто приходится теперь встречаться съ такимъ безобразно уродливымъ явленіемъ, которому ужъ никакъ не место среди людей, именующихъ себя «христіанами!», когда ж е с т о к о м с т я т ъ темъ, кого считаютъ своими л и ч н ы м и врагами (хотя бы они въ действительности даже и не были таковыми!), но, п о д ъ б л а г о в и д н ы м ъ п р е д л о г о м ъ н е о с у ж д е н і я и х р и с т і а н с к а г о в с е п р о щ е н і я, весьма охотно прощаютъ и даже «съ любовью» прикрываютъ самыя тяжкія преступленія противъ Бога, противъ совести, противъ веры и Церкви и христіанской нравственности техъ людей, съ которыми находятся въ л и ч н ы х ъ добрыхъ и дружественныхъ отношеніяхъ, отъ которыхъ зависятъ или отъ которыхъ надеются получить что-либо — какія-нибудь блага или выгоды.
Но разве это — христіанская любовь?
И не обманываютъ ли такіе люди и самихъ себя и другихъ?
Въ переживаемое нами время есть еще одна важная причина — никоимъ образомъ не поддаваться бешено ведущейся сейчасъ пропаганде этой мнимо-христіанской любви и всепрощенія — м и р а с о в с е м и, безъ всякаго разбора.
Этотъ «миръ», эта мнимая христіанская любовь и всепрощеніе ко всемъ, безъ всякаго исключенія, такъ нужны въ наши дни слугамъ грядущаго Антихриста, съ необыкновенной энергіей и напористостью подготовляющихъ сейчасъ благопріятныя условія въ міре для его скорейшаго воцаренія.
Имъ нужно устранить все препятствія для явленія своего властелина, и въ этихъ именно видахъ — смешать въ сознаніи людей понятія Добра и Зла, всехъ между собой «примирить» и «объединить».
Вотъ почему особенно богопротивно и преступно п р о щ а т ь въ наше время всякое предательство въ отношеніи нашей св. веры и Церкви — до техъ поръ, разумеется, пока преступникъ, повинный въ такомъ предательстве, не принесетъ искренняго и несомненнаго для насъ покаянія.
Иначе мы сами подвергнемся страшному осужденію Божію вмест; съ такимъ преступникомъ, какъ укрывающіе его преступленіе и потворствующіе его преступной деятельности.
Не напрасно ведь сказалъ великій отецъ Церкви (св. Григорій Богословъ), что даже однимъ «молчаніемъ», то-есть замалчиваніемъ зла, «предается Богъ».
Храни насъ Богъ отъ такого Іудина предательства!
Вотъ почему такъ опасно всякое ложное истолкованіе понятія о христіанскомъ всепрощеніи!
Итакъ, будемъ въ великій день всепрощенія, установленный св. Церковью передъ Великимъ постомъ, и во всехъ другихъ случаяхъ жизни нашей отъ всего сердца прощать нашимъ ближнимъ все ихъ грехи противъ насъ, не злобствуя и не помышляя о мщеніи, — а прощеніе всехъ остальныхъ ихъ греховъ предоставимъ Нелицепріятному Судіи Богу, ведущему сокровенная!
Архіепископъ Аверкій (Таушевъ)
(Со страницы Татьяны Сидоровой из социальной сети ВК)
Свидетельство о публикации №125030803961