Из суфийских притч

***
Вступление

В каждой Религии - Своды морали,
В Сводах оттенки - различны.
Но в тех Речах, что иные сказали,
Правила есть - всем привычны.
__________
Примечания:
1. В сборнике представлен поэтический пересказ избранных суфийских притч
2. Суфи'зм - аскетически-мистическое направление в исламе, термин появился в начале IX века

***
Аромат Истины

Баха'уддин(1) собранья в селенье проводил,
Купец один известный собранье посетил.

Баха'уддину молвит: «Возьми в ученики,
Раз Истина знакома, меня к ней приведи.

Я аромат почуял всей Истины в тебе,
Равняешься Великим, такого нет нигде».

Баха'уддин отправил - полгода размышлять.
Купец ушёл с собранья, без суфия - страдать.

Полгода пролетело, встречаются опять.
Баха'уддина слово: «Не мог меня узнать.

Полгода торговал ты, Ученья изучал,
Но каждую неделю я лавку посещал.

Купцом Ала'ви звался, с тобой я говорил,
Не видел - «аромат» тот ты чтобы уловил.

Тебе важны лишь речи, что слышишь от людей,
Но это не «духовность», а внешний вид идей».
__________
(1) Баха'уддин Бухари' (1318 - 1389 г.г.) - персидский религиозный деятель, суфийский учитель, считается основателем значительного суфийского ордена Накшбанди, фактически, седьмой шейх ордена

***
Утренняя торговля

На рынке на Бухарском торг утренний не мал,
Баха'уддин пришёл раз и криком всех созвал.

В руках имея палку, он начал всё крушить,
Народ в недоуменье: «С учителем как быть?»

Эмир послал на рынок, узнать, что хочет он
И по какому праву устроил там погром.

Баха'уддин - эмиру: «Всю знать ты созови,
Потом в тот зал приёмов меня и пригласи».

Когда собра'лись судьи, министры и купцы,
Баха'уддин сказал им - они не молодцы.

Следят за поведеньем, всех судят по делам,
А что внутри творится - не слышат этот гам.

Коль негодяй законы умеет соблюдать,
Нельзя им негодяя тем словом называть.

Есть мысли в человеке, что могут разрушать,
На рынке, мол, такое хотел всем показать.

Решение задачи - не только наказать,
А изнутри улучшить - тем нравы исправлять.

***
Привязанность

К Баха'уддину как-то приходит ученик,
Усидчивый в ученье, всем доверять привык.

Он просится учиться, в вопросе странен был:
«Какую связь имеешь с тем, кто меня учил?

К учителям привязан, в ученье важность знал.
Иль объясни, чтоб с ними я полностью порвал».

Баха'уддин ответил: «Не силах сделать так.
Привязанность такая - тщеславье на устах.

А если фрикадельки Божественным назвать,
Ты будешь фрикадельки усердно почитать?

Не всякие познанья нас к мудрости ведут
И мудрые, обычно, «все знания» не чтут».

***
Несварение

Раз в дом к Баха'уддину заходит человек:
«Учился я у многих и польза в том навек.

Напиток твоих Знаний позволь теперь испить,
По тарика'ту(2) чтобы уверенно ходить.

Баха'уддин на это - велел нести обед,
Он гостя угощает, конца тем блюдам нет.

Есть: рис и мясо, фрукты, салаты, плов потом.
Гость сыт, не отказаться, когда вошёл ты в дом.

Желудку - не удобно, откинулся назад,
Такому угощенью теперь уж он не рад.

Баха'уддин промолвил: «Те знания, что брал,
Не можешь ты усвоить, за голод то приня'л».
__________
(2) тарика'т (с арабского «дорога, путь»;) - концепция мистического учения и духовных практик суфийского ордена с целью духовного возвышения и мистического познания

***
Бродяга

Бродил по свету де'рвиш(3) и в Бухару зашёл,
Баха'уддин собрата на площади нашёл.

Вопросы задавать стал и де'рвиш отвечал,
Толпе всё не по нраву - что де'рвиш тот вещал.

- «Откуда ты, куда ты?», «Не знаю» - был ответ,
«Что Зло?» - «Не понимаю», «Что Бог?» - ответа нет.

«Что польза?» - «Что мне благо». Прогнали чудака.
Баха'уддин кричит им: «Играл в вас - в дурака!».
__________
(3) де'рвиш (с персидского «нищий») - в исламе священнослужитель, ведущий отшельнический образ жизни

***
Последняя роскошь

Жил некий суфий, он же богатый был купец,
И поразился кто-то: «Богатств там - где конец?»

Твердит всем о богатствах, о роскоши в дому.
«Последняя ты роскошь» - купец сказал ему.

«Свою решите роскошь поставить в один ряд,
Завидующий встанет последним» - говорят.


Рецензии