Иоанн против лицеприятия
"...вчера многократно Господь помиловал меня: раз в Кудрявцевском флигеле у Петербургских ворот (на Песочной улице), когда я уязвился от змия за лицеприятие свое (женщина показалась некрасивою, и я почувствовал легкое, невольное отвращение) и потом покаялся в своем лицеприятии (образ Божий один во всех), а потом, когда я посмотрел на картину молодой женщины полунагой в магазине Куликова и соблазнился, уязвясь похотью. Опять покаялся и получил прощение.
О, как дух злобы напал на меня и мучил меня долго, долго, часа два с половиной! И поделом! Не ищи красоты лица в человеке, нелицеприятию поучайся, иначе презришь многих великих, достойнейших лиц, но некрасивых, если будешь взирать на лица; взирай на человека как на образ и подобие Божие и [преходи] плоть, лицо – это оболочка человека, не сам человек. Долго я молился, каясь в своем грехе, и Господь помиловал."
"Кто ищет чести или любви от людей мира, тот сильно скорбит и смущается, когда почему-либо лишается этой чести и любви или когда поносят его. Не ищи у мира чести и любви, а у Бога и у праведных и не будешь возмущаться и скорбеть, ибо любовь Божия бесконечно превосходит любовь человеческую".
Величайшая наша ошибка ежедневная состоит в том, что мы обращаем особое свое внимание на лице, а не на сердце, на внешность, а не на внутреннее, на телесное, а не духовное, на мирское, грешное, а не Божие, святое. Оттого у нас в жизни много безобразий, сердце всегда нечисто, страстно, неисправно, воля исполнена злых порывов и деяний, и мы мерзки пред Богом и пред людьми неправы. ИК
"Сластолюбиво, дерзновенно и ошибочно мы критикуем лица человеков: младенцев, юношей и [юноток], отроков и отроковиц, взрослых и старых – приспособительно к своему ;греховному, плотскому вкусу;; этот или эта, говорим в себе, хорош или хороша, недурен или недурна, а этот нехорош, дурен. ;Таковое суждение есть ;грех;;, ибо происходит от ;растленного; ума и сердца: как все по образу Божию, то все хороши, особенно имеющие добрую душу, добрые нравы. И при неблагообразном лице часто в нем светится прекрасная душа, сообщающая и лицу приятное выражение. Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица [Иак.2:1], иначе вы ;оскорбите совершенно невинные; в душе своей многие личности, поступите неправо, да и прогневаете Бога, Создателя нашего, равно всех создавшего человеками по образу и подобию Своему."
Я лукавым, лицеприятным оком взглянул на младенца Николая, замаранного кашицею и с несколько сплюснутым носом от природы, и не понравился он мне из-за того, хотя мальчик он добрый и ласкался ко мне и крест целовал много раз; и ;тесно и прискорбно и стыдно; мне стало за грех мой, что я созданного по образу и подобию Божию невинного младенца презрел в сердце своем, и ;обратился я, негодный,; ко Господу с искренним покаянием в сердце моем ;тут же;, и призрел Господь на покаяние мое и ;отпустил мне вину сердца моего, и я успокоился, примирившись с Богом. Так мы часто смотрим оком лукавым на людей и мерим их лица по своим вкусам: быстро прельщаемся красивыми лицами и так же быстро отвращаемся сердцами от лиц некрасивых, особенно безобразных, забывая, что не по их вине они красивы или не таковы и что ;души всех одинаково; по образу Божию, что все ;равно; чада Божии, члены Христа, если они христиане православные. Аще будет око твое просто [рус.: чисто], все тело твое светло будет; аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет [Мф.6:22–23].
Иоанн Кронштадтский дневник июнь 1878
Если кусок в руках брата твоего кажется больше, чем твой, и ты завидуешь ему, мучишься тем, то око твое не просто, а лукаво. Простое око не засматривается на чужое добро, а довольствуется своим, хоть и малым, ибо за большое добро надо дать большой отчет Владыке. Если око твое пристрастно, с услаждением смотрит на красивых и хорошо одетых людей, а на некрасивых и нехорошо одетых или полураздетых по причине бедности – презрительно, то око твое лукаво и вводит тебя в грех, делая тебя противником Господу, ибо ты далее наружности ничего не хочешь [видеть] в человеке, созданном по образу Божию: во всяком человеке душа по образу Божию, и в некрасивом и бедном она, может быть, более по образу, чем у красивого да богатого. Июнь 79
Согрешил пред Богом моим, что на лицо свое смотрю нередко, хорошо ли оно, а не на сердце, которое доселе неисправно. Июнь 79
21Неумытный (церк.-слав.) – неподкупный.
22Велиар (евр.) – букв.: ничтожный, негодный. В Библии это слово прилагается ко всем развратным, нечестивым и злым людям, но в особенности к сатане, как главному виновнику всякого нечестия и зла.
23Отродити (церк.-слав.) – возродить, дать новое рождение в святом Крещении.
Простый - (церк.-слав.) – в значении: цельный, неделимый на части.
Видеть образ Божий, надмирно, и вообще уже за-мирно, как будто меня здесь нет.
Наздание - воссоздание, возрождени. Мысленное наздание.
Свидетельство о публикации №125030707816