Спиноза. Очерк личности с помощью цитат

Спиноза

"Все находится во власти Бога. Поэтому для того, чтобы вещи могли быть иными, и воля Бога необходимо должна быть также иною. Но воля Бога иною быть не может (как мы сейчас доказали это самым ясным образом из совершенства Бога); следовательно, и вещи иными быть не могут" - по-моему, с "наукой" можно заканчивать, не?!

"Теорема 16 Из необходимости Божественной природы должно вытекать бесконечное множество вещей бесконечно многими способами (т. е. все, что только может представить себе бесконечный разум)" - ну да, бесконечное множество бесконечно многими способами - но зачем все эти бесконечности исследовать? Не лучше ли отдаться им совершенно бездумно? И наслаждаться, плыть, путешествовать. Не исследуем же мы ежеминутные изменения облаков...

"Наслаждениями пользоваться настолько, насколько это достаточно для сохранения здоровья. III. Наконец, денег или любых других вещей стараться приобретать лишь столько, сколько необходимо для поддержания жизни и здоровья и для подражания обычаям общества, не противным нашей цели" - педант обыкновенный, с правилами из младших классов школы

"Стремление к славе, богатству и чувственным наслаждениям способно доставить душе лишь временные, преходящие блага (зачастую чреватые гибелью для человека, а то и вовсе мнимые), меж тем как разумное познание дает душе нечто вечное – идеи. Вот почему стремление и любовь к знаниям, идеям, превосходнее любого другого нашего влечения" - знания и идеи тоже бесконечно трансформируются. Кстати, "богатство" - это вещи, а хорошие вещи служат сотни лет, золото, каменные дома и вовсе чуть ли не вечны.

"Таким образом, для нас ясно, что суевериям всякого рода более всего предаются те люди, которые без меры желают чего-нибудь сомнительного, и что все обращаются к божественной помощи больше всего именно тогда, когда они находятся в опасности и не умеют сами себе помочь" - опять напоминает школьное сочинение. Кстати, суеверного, "желающего чего-нибудь сомнительного" быдляка и сейчас полно... (Наш Спиноза  был правильный и их чурался)

"Так и люди: чем меньше знают они причины своих поступков, тем более «свободной» мнят свою волю" -  когда ничего не знаешь, то счастлив и свободен как ветер... - но даже быдляк мнит, что что-то знает и это всё портит. (Сам Спиноза  изначально свободой не увлекался)

Природа вообще представляет собой тождество противоположностей: она и причина, и действие – и порождающая себя, и порожденная собой (аминь, на этом опять "наука" должна заканчиваться, ведь мы сделали уже полный поворот, рассмотрели мир со всех сторон и поняли  наличие противоположностей, противоположных полюсов , но не поняли троицу, третий полюс...)

"Лемма 3 Тело, движущееся или покоящееся, должно определяться к движению или покою другим телом, которое, в свою очередь, определено к движению или покою третьим телом, это – четвертым, и так до бесконечности." - логично, но на уровне всё  тех же младших классов... И не к существенным открытиям такая логика ведёт, а к  схоластике и той же школьной зубрёжке (подозреваю, что есть "науки", которые только для неё и существуют!)

"Термин «tristitia» переводится в разных местах то как «печаль», то как «неудовольствие»; парный ему термин «laetitia» – как «радость» или «удовольствие». Согласно «Этике», cupiditas (желание), laetitia и tristitia (желание удовлетворенное и неудовлетворенное) суть три основных аффекта души; от них производны все прочие наши аффекты" - продолжает плодить школьный дебилизм (но виден типично еврейский интерес к языкам - я его, кстати, уважаю примерно так же, как еврейский шахматный талант)

"Скептик, во всем сомневающийся и потому воздерживающийся от любых суждений, тем самым ставит себя на одну доску с «глупейшим ослом», умирающим от голода между двумя охапками сена" - да, сомневаться в схоластике не стоит, раз уж все мы ослы, то надо жрать сено и слева и справа...

"поступки человеческие не осмеивать, не оплакивать и не проклинать, но понимать» - совсем все чувства в себе задавил и при том так ничего и не понял. Полный голяк... Понималка так и не выросла (что говорить про какого-то Беню, когда даже царь Соломон мудрецом так и не стал, с гаремом развлекался)

"Далее, представлялось, что это зло возникло от того, что все счастье и все несчастье заключено в одном, а именно в качестве того объекта, к которому мы привязаны любовью. Действительно, посредством того, что любви не вызывает, никогда не возникнут раздоры, не будет никакой печали, если оно погибнет, никакой зависти, если им будет обладать другой, никакого страха, никакой ненависти, никаких, одним словом, душевных движений; между тем все это появляется от любви к тому, что может погибнуть, а таково все, о чем мы только что говорили." - мечтает не влюбляться?  Но влюблялся-таки - члену не прикажешь, мораль не прочитаешь, "наукой" не исправишь. (И даже правильную бабенку выбрать не сумел - хлебнул с ней горя)

"блаженство есть не что иное, как душевное удовлетворение, возникающее вследствие созерцательного (интуитивного) познания Бога" - заметьте, созерцательно, интуитивно балдел, а не от своих "наук" и "познаний"

"Теорема 65 Из двух благ мы по руководству разума будем следовать большему, а из двух зол – меньшему" - "гениальные " делал открытия, что и говорить

"Теорема 56 Величайшее самомнение или самоунижение указывает на величайшее бессилие духа" - а не величайшее? (Не величайшим бессилием решил ограничиться)

"Теорема 46 Живущий по руководству разума стремится, насколько возможно, воздавать другому за его ненависть, гнев, презрение к себе и т. д., напротив, любовью или великодушием" - это руководство доброты, а не разума (хотя начальству, например, разумно платить за ненависть любовью!)

"Теорема 43 Приятность может быть чрезмерной и дурной, боль же может быть хорошей постольку, поскольку приятность или удовольствие бывают дурными" - хлестал себя плетью, чтобы от дрочки избавиться?!

"Теорема 42 Веселость не может быть чрезмерной, но всегда хороша, и наоборот – меланхолия всегда дурна" - но ведь смех без причины - признак дурачины?! И можно ли взирать на свои проблемы совсем без меланхолии?!

"Теорема 40 Что ведет людей к жизни общественной, иными словами, что заставляет людей жить согласно, то полезно, и наоборот, дурно то, что вносит в государство несогласие" - такое ощущение, что у него в башке одна скрипучая извилина. Птица невысокого и недалекого полёта. Какой-то манекен (детский самолётик, который с земли далеко не запустишь)

"Теорема 28 Высшее благо для души есть познание Бога, а высочайшая добродетель – познавать его" - уверен, это в него родители вдолбили. Под "богом" имеется в виду ветхозаветный персонаж по имени Иегова


"Теорема 26 Все, к чему мы стремимся вследствие разума (Ratio), есть не что иное, как познание; и душа, поскольку она руководствуется разумом, считает полезным для себя только то, что ведет к познанию" - ему были нужны жена  и душа, которые не дыша благоговели бы перед его "наукой"

"Теорема 24 Действовать абсолютно по добродетели есть для нас не что иное, как действовать, жить, сохранять свое существование (эти три выражения обозначают одно и то же) по руководству разума на основании стремления к собственной пользе" - еврейская "наука" вот такая, заскорузлая - и направлена сугубо к собственной пользе

"Теорема 20 Чем более кто-либо стремится искать для себя полезного, т. е. сохранять свое существование, и может это, тем более он добродетелен; и наоборот, поскольку кто-либо небрежет собственной пользой, т. е. сохранением своего существования, постольку он бессилен" - понятия о добродетели на уровне Свидригайлова (но иных те же родители не вдолбили)

"Теорема 16 Желание, возникающее из познания добра и зла, поскольку это познание относится к будущему, может быть еще легче ограничено или подавлено желанием вещей, приятных для нас в настоящем" - правильно, зачем нам думать про будущее, когда в настоящем так приятно устроились

(Устал уже изумляться перлам этого гения...)


Рецензии