Титаны и олимпийцы

Титаны и олимпийцы

 В Древней Греции выделяются две группы богов: титаны, - боги второго поколения и олимпийские боги, или олимпийцы - боги третьего поколения. Титаны были рождены землей Геей и небом Ураном. Их было шесть братьев - Океан, Кей, Крий, Гипперион, Иапет, Кронос и шесть сестер - Фетида, Феба, Мнемосина, Тейя, Фемида, Рея, вступивших в брак между собой и породивших новое поколение богов - Прометея, Гелиоса, Селену, Эос (Аврору) и других. Младший из титанов Кронос по совету матери Геи серпом оскопил Урана, чтобы прекратить его бесконечную плодовитость, и занял место верховного бога титанов.
В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи - Гестия, Деметра, Гера, Аид (Гадес), Посейдон и Зевс, а также их потомки - Гефест, Гермес, Персефона, Афродита, Дионис, Афина, Аполлон и Артемида. Их предводителем был Зевс, лишивший власти отца.

История противостояния титанов и олимпийцев

История противостояния олимпийцев и титанов началась с того, что, боясь потерять власть, Кронос стал проглатывать своих детей. Он проглотил Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. Боясь лишиться последнего ребенка, Зевса, Рея спрятала его в глубокой пещере и дала вместо него Кроносу камень. Выросший Зевс восстал против своего отца и заставил его вернуть на свет поглощенных им детей. Они начали борьбу с Кроносом и другими титанами за власть над миром.

Титаномахия или битва титанов или олимпийцев


Эта борьба, известная как титаномахия, или битва титанов - великанов, была ужасной и упорной. Титаны - все, кроме Океана - выступили с Офрийской горы; олимпийцы - с горы Олимп. Их силы были примерно равны. Сражение продолжалось десять лет, пока Зевсу не стало известно, что олимпийские боги одержат победу только в том случае, если освободят заточенных в недрах земли (Тартаре) Ураном пятидесятиголовых сторуких великанов - Сторуких или гекатонхейров (гекатенхейреров).
Вскоре ужасные и  громадные, как горы, Сторукие, а также  великаны-циклопы и кое-кто из титанов (Океан и океаниды, Прометей) присоединились к богам. Опьяненные полученной свободой, Сторукие вырывали из Земли скалы и с силой, сотнями, обрушивали их на головы титанов, когда они подступали к Олимпу. Стонала Земля, грохот наполнял воздух, все кругом колебалось. Даже Тартар содрогался от этой борьбы. Зевс без устали метал пламенные молнии, которые едва успевали выковывать и подносить ему циклопы. Огонь охватил всю Землю, моря кипели, дым и смрад заволокли все густой пеленой. Помогал громовержцу и  Пан, умеющий наводить на врагов беспричинный панический страх.
Читайте мою работу  о гибели Старого мира, пожаре, потопе и оледенении "Самая главная катастрофа в истории Земли, во время которой появилось человечество. Когда она произошла"

  Низвержение титанов в Тартар

Земля, обжигаемая пламенем горящих лесов, ничем не могла помочь своим сыновьям. И побежденные титаны были низринуты олимпийцами так глубоко в недра земли, что наковальня должна была лететь туда девять дней и девять ночей.
Там, в мрачном Тартаре, за охраняемой Сторукими медной дверью, навсегда должны были остаться бессмертные титаны - за исключением тех немногих, кто в начале сражения откликнулся на призыв Зевса и перешел на сторону богов.

Битва Зевса с Тифоном

 Но на этом сражение не закончилось. Гея-Земля разгневалась на Зевса и вывела на свет ужасное  стоголовое чудовище Тифона. Громадный, с сотней драконьих голов, поднялся Тифон из недр Земли. Бурное пламя клубилось вокруг него, и Земля колебалась под его ногами. В руках Зевса опять засверкали молнии, раздались раскаты грома. Земля и небесный свод потрясались до основания. Ярким пламенем вспыхнула Земля, закипели моря. Сотнями сыпались огненные стрелы-молнии громовержца Зевса. Казалось, что от их огня горит воздух. Зевс испепелил Тифону все сто голов. От поверженного Тифона исходил такой жар, что все вокруг плавилось.
После этой победы никто больше не мог противиться власти олимпийцев.

Борьба титанов и олимпийцев, асов и ванов - торжество молодых богов

Древнегреческое предание о борьбе олимпийцев и титанов напоминает  историю противостояния асов и ванов. И в скандинавском, и в греческом эпосе рассматриваются два разных поколения богов, борющихся друг с другом за власть. Правда, олимпийцы признаются детьми титанов, а между асами и ванами такого кровного родства не отмечается. Тем не менее, опосредованная связь между ними все-таки имеется - через их ассимиляцию друг в друга.
И в скандинавском, и в греческом эпосе победу, в конце концов, одерживают молодые боги. И в том и другом случае битва происходит в два этапа, а победившим приходится сражаться с великанами (циклопами) и чудовищами (и здесь). В обоих случаях во время битвы трясется и горит Земля, выходит из берегов или кипит море… Одним словом, сходство более чем очевидное.

Титаны и олимпийцы - позднее поколение богов

Можно заключить, что титаны и олимпийцы,  также как асы и ваны, соответствовали уже во многом ассимилированным друг в друга поздним поколениям  адитьев, дайтьев и данавов (см. также здесь), а битва между ними,  великанами и чудовищами отвечала одной или, скорее всего, двум последним глобальным  катастрофам.
Великолепным подтверждением этому является сюжет с освобождением  Сторуких и  Тифона. Кто читал мою книгу "Исчезнувшие обитатели Земли"  и  уже познакомился с описанными в разделе Исчезнувшие обитатели Земли разумными существами из индийского и индокитайского эпоса, наверное, заметили, что они почти полностью соответствуют ракшасам, и, в первую очередь, их предводителю Раване, китайскому многорукому великану Чи Ю, людям-насекомым индейцев хопи и их многорукой богине Женщине-пауку Кокъянгвиити, китайским, корейским и японским многоруким богиням Гуань-Юнь, Гван-юм, Кэнон (сторукие), а также нагам, виевичам, рудрам и, в какой-то мере, китайским драконам - лунам и змеевидным богам майя, ацтеков, египтян и шумеров(тифон). Но в индийском эпосе в то время, когда  адитьи, дайтьи и данавы еще только спустились на Землю (см. также здесь), наги, виевичи, рудры, ракшасы и другие подобные им существа  были грозной силой, вначале противопоставленной им, а затем  выступающей вместе с адитьями в их борьбе с дайтьями и данавами (см. также здесь). Значит,  с момента борьбы адитьев с дайтьями и данавами (и здесь) до периода борьбы олимпийцев с титанами (которые, скорее всего, являлись их потомками) прошло очень много времени, и случилось несколько катастроф, в результате которых ракшасы с нагами были "низвергнуты под землю".
 
Предания о битвах между богами или богами и демонами, в которых угадываются потомки  адитьев, дайтьев и данавов, распространены и у многих других народов (помимо перечисленных на сайте индийских, славянских, иранских, скандинавских, германских и греческих преданий). Они встречаются практически повсеместно - от западного побережья Америки до восточного побережья Азии, от европейского и американского севера до Огненной Земли и Австралии. Несмотря на очевидные различия этих преданий, им присущи общие особенности, такие как противостояние двух групп богов или богов и демонов и разрушение прежнего мира, который многие легенды и мифы связывают с "золотым веком" (см. также здесь, здесь и здесь)

Правда, в большинстве этих преданий рассматривается время, непосредственно предшествующее последней или двум последним, катастрофам. Уникальность  индийских преданий (краткая выжимка здесь), охватывающих намного более длительный отрезок истории, по-видимому, объясняется сохранностью в этой стране древнейших текстов, которые в остальных странах безжалостно уничтожались на протяжении многих веков и поколений.
Тем не менее, кое-какие письменные источники (помимо древнеиндийских), проливающие свет на древнейшую историю человечества и соответствующие времени появления на Земле адитьев, дайтьев и данавов, все-таки уцелели. Одним из них является Книга Бытия Ветхого Завета, другим - Книга Еноха, существующая в трех разных вариантах, третьим - самая известная каббалистическая книга  "Зохар" .

Прадед Ноя, библейский патриарх Енох, является одной из самых загадочных личностей Ветхого Завета. Он был исключен из действия всеобщего закона смерти и живым взошел на небо. "Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова" приоткрывает тайну этого события: "Енох угодил Господу и был взят на небо, - образ покаяния для всех родов!".
Интерес к личности Еноха породил несколько сочинений, которые, хотя и не являются каноническими (формальная причина, по которой они не вошли в канон - не сохранилось доказательств их древности: старых свитков на древнееврейском языке), были исключительно авторитетны и широко распространены как в ветхозаветную эпоху, так и в эпоху распространения христианства. В настоящее время известны три сочинения, которые носят название "Книги Еноха". Первая книга Еноха, написанная в IV-I вв. до Р.Х. полностью сохранилась только в эфиопской версии на языке геэз (эфиопском) в переводе VI-IV вв. с греческого. В Эфиопской Церкви эта книга Еноха считается канонической. Впоследствии в Ахмиме (Египет) при раскопках были найдены два больших фрагмента греческого текста (I в. н.э.), а в Кумранских пещерах на побережье Мертвого моря - большое количество коротких фрагментов на древнееврейском, арамейском, набатейском и греческом языках, идентичных эфиопской книге Еноха.
Вторая книга Еноха известна только в славянском переводе IX-X вв. В своей основе "славянский Енох" восходит к еврейскому оригиналу, написанному в I в. после Р.Х., испытавшему влияние вавилонских, иранских и египетских источников.
Третья книга Еноха, которую иногда называют "Книгой небесных дворцов", была написана на древнееврейском языке в III-VII вв. после Р.Х. В ней описывается путешествие на небеса известного палестинского раввина I-II в. рабби Ишмаэля.
Книга Еноха цитируется в Новом Завете: во "Втором послании апостола Петра", и в "Послании апостола Иуды", где Иуда называет Еноха пророком. Апостолы Иуда и Петр изучали эту книгу и считали ее весьма авторитетной. Когда писались эти Послания, Книгу Еноха относили к числу потаенных семидесяти священных книг, о которых не должны знать "недостойные". Всевышний велел их сберечь, чтобы передать "мудрым из народа; потому что в них - проводник разума, источник мудрости и река знания".
Падшие ангелы, стражи и нефелимы и остальное воинство небесное
 Космические пришельцы -  дайтьи и данавы могут быть сопоставлены с падшими ангелами - сынами Божьими Книги Бытия, стражами Книги Еноха и нефилимами "Тикуней Зохар" , а адитьи - с остальным "воинством небесным".
Рождение поколения исполинов
В эфиопской версии книги Еноха сказано, что стражи "осквернились с дочерьми человеческими, и взяли себе жен, и поступили как сыны Земли, и родили сынов-исполинов". Книга Бытия при этом повествует, что это были "сильные, издревле славные люди".
Когда  исполины выросли, люди были не в состоянии их прокормить. И тогда исполины замыслили уничтожить весь род людской. "[И они начали грешить и…] против всех птиц и зверей земных, [и пресмыкающихся, ползающих по земле и животных, обитающих в воде] и в небесах, и рыб морских, и пожирать плоть [друг друга, и пить кровь…]" (арамейские фрагменты Книги Еноха из Кумрана). Не правда ли, этот сюжет удивительно напоминает  фрагмент из "Махабхараты" о заселении нашей планеты дайтьями и данавами (см. также здесь).


 


Рецензии