Села Сутта

Так я услышал. Однажды Благословенный странствовал среди ангуттарапан вместе с большой сангхой, насчитывавшей 1250 бхиккху, и в конце концов прибыл в город ангуттарапан под названием Апана.

Аскет Кения со спутанными власами услышал следующее: «Отшельник Гаутама, сын сакьев, из рода сакьев, странствуя среди ангуттарапан вместе с большой сангхой, насчитывающей 1250 бхиккху, прибыл в Апану. Об этом Учителе Гаутаме хорошо отзываются: «Благословенный – арахант, полностью просветленный, достигший совершенства в ясном знании и поведении, счастливый, знающий мир, непревзойденный наставник людей, которые должны обуздать себя, учитель дэвов и людей, просветленный, Благословенный. Непосредственно познав и осознав сам этот мир с его дэвами, Марой и Брахмой, это поколение с его аскетами и брахманами, его дэвами и людьми, он делает его известным другим. Он учит Дхамме, которая хороша в начале, хороша в середине и хороша в конце, со смыслом и подробно; он раскрывает духовную жизнь, которая совершенна и чиста. Приятно видеть таких арахантов».

Тогда аскет Кения со спутанными власами подошел к Благословенному и обменялся с ним приветствиями. Когда они закончили свои приветствия и сердечную беседу, он сел в сторонке. Пока он сидел так, Благословенный наставлял, ободрял, вдохновлял и радовал его беседой о Дхамме. Затем, получив наставления, ободрение, вдохновение и радость от беседы Благословенного о Дхамме, аскет Кения со спутанными власами сказал Благословенному: «Да согласится Учитель Гаутама вместе с сангхой бхиккху принять от меня завтрашнюю трапезу».

Когда это было сказано, Благословенный сказал ему: «Сангха бхиккху велика, Кения, она состоит из 1250 бхиккху, и ты полностью доверяешь брахманам».

Во второй раз Кения со спутанными власами сказал Благословенному: «Хотя сангха бхиккху велика… все же пусть Учитель Гаутама вместе с сангхой бхиккху согласится принять от меня завтрашнюю трапезу». Во второй раз Благословенный сказал ему: «Сангха бхиккху велика, Кения...»

В третий раз Кения со спутанными власами сказал Благословенному: «Хотя сангха бхиккху велика, Учитель Гаутама, и состоит из 1250 бхиккху, и хотя я полностью доверяю брахманам, все же пусть Учитель Гаутама вместе с сангхой бхиккху согласится принять от меня завтрашнюю трапезу». Благословенный молча согласился.

Затем, поняв, что Благословенный дал согласие, Кения со спутанными власами поднялся со своего места и отправился в свою хижину отшельника, где обратился к своим друзьям и сотоварищам, родственникам и членам семьи с такими словами: «Выслушайте меня, мои почтенные друзья и сотоварищи, родственники и члены семьи. Я пригласил отшельника Гаутаму вместе с сангхой бхиккху на завтрашнюю трапезу. Позаботьтесь о том, чтобы я начал приготовление».

«Да, господин», - ответили его друзья и сотоварищи, родственники и члены семьи. Затем кто-то рыл в земле тандыры, кто-то колол дрова, кто-то мыл посуду, кто-то расставлял кувшины с водой, кто-то приготовлял сиденья, а сам Кения со спутанными власами устанавливал шатёр.

В тот раз брамин Села гостил в Апане. Он был знатоком трех Вед с их лексикой и правилами обрядов, с их фонологией и этимологией, а также с историческими знаниями в качестве пятого приложения; будучи искусным в филологии и грамматике, он был вполне сведущ в натурфилософии и других науках; будучи известен как великий человек, он обучал чтению вслух гимнов триста учеников-брахманов.

В то время Кения со спутанными власами полностью доверял брахману Села. Затем брахман Села, прогуливаясь по окрестностям в сопровождении трехсот своих учеников-брахманов, пришел в обитель Кении. Там он увидел, как несколько отшельников из обители Кении роют в земле тандыры, как одни колют дрова, как другие моют посуду, как другие расставляют кувшины с водой, как третьи готовят сиденья, а сам Кения со спутанными власами устанавливает шатёр.

Когда он увидел это, то спросил Кению со спутанными власами: «Собирается ли учитель Кения устроить свадьбу или бракосочетание? Или готовится великое жертвоприношение? Или царь Магадхи Сения Бимбисара приглашен со своим войском на завтрашний обед?»

«Я не собираюсь устраивать свадьбу или выдавать кого-то замуж, учитель Села, и царь Магадхи Сения Бимбисара не был приглашен со своим войском на завтрашний обед, но я готовлюсь к великому жертвоприношению. Отшельник Гаутама, сын сакьев, происходивший из семьи сакьев, во время странствия среди ангуттарапан вместе с большой общиной бхиккху, насчитывающей 1250 бхиккху, пришёл в Апану. Ходит добрая молва об этом Учителе Гаутаме: ‘Этот Благословенный... является просветленным (Буддой). Я пригласил его на завтрашнюю трапезу вместе с сангхой бхиккху».

- Ты сказал «Будда», Кения?

- Я сказал «Будда», Села.

- Ты сказал «Будда», Кения?

- Я сказал «Будда», Села.

Тогда брамину Села пришла мысль: «Сегодня в мире даже редко услышишь слово «пробуждённый». Вот, в наших гимнах перечислены тридцать два признака великого человека, и у великого человека, наделенного ими, есть только две возможные судьбы, и никакой другой. Если он живет семейной жизнью, он становится монархом, вращающим колесо, праведным царем, который правит согласно Дхамме, правителем четырех сторон света, победителем, который достиг стабильности в своей стране и обладает семью драгоценностями. У него есть семь сокровищ: сокровище колеса, сокровище слона, сокровище коня, сокровище драгоценностей, сокровище женщины, сокровище домохозяина и седьмое сокровище советника. Его сыновья, число которых превышает тысячу, храбрые герои, что громят армии неприятелей. Он правит этой землей, ограниченной океаном, завоевав ее с помощью Дхаммы, без жезла, без оружия. Но если он оставляет семейную жизнь и становится бездомным, то он становится арахантом, совершенно просветленным буддой, снимающим покров с этого мира».

Затем он спросил: «Мой добрый Кения, где сейчас живет Учитель Гаутама, арахант, совершенно просветленный?»

При этих словах Кения со спутанными власами вытянул правую руку и сказал брахману Села: «Там, у той опушки зеленой рощи, учитель Села».

Тогда брахман Села вместе с тремя сотнями учеников-браминов подошел к Благословенному. Он обратился к ученикам-браминам: «Идите тихо, господа, ступая шаг за шагом, ибо к этим Благословенным трудно приблизиться, они подобны львам, которые бродят в одиночестве. И когда я буду говорить с аскетом Гаутамой, не вмешивайтесь и не перебивайте меня, а подождите, пока наша беседа не закончится».

Затем брамин Села подошел к Благословенному и обменялся с ним приветствиями. Когда они закончили свои приветствия и сердечную беседу, он сел в сторонке. Затем он стал искать на теле Благословенного тридцать две метки великого человека. Он увидел большую часть из тридцати двух отметин великого человека на теле Благословенного, за исключением двух; он был озадачен и сомневался по поводу двух отметин и не мог решить и составить свое мнение о них: по поводу мужского органа, заключенного в футляр, и по поводу размера языка.

Тогда Благословенному пришла мысль: «Этот брамин Села видит на мне большую часть из тридцати двух отметин отличия великого человека, за исключением двух; он озадачен и сомневается по поводу двух знаков, и он не может решить и составить свое мнение о них: по поводу мужского органа, заключенного в футляр, и по поводу размера языка».

Затем Благословенный продемонстрировал такое проявление психической силы, что брамин Села увидел, что его мужской орган заключен в футляр. Затем Благословенный высунул язык и несколько раз коснулся им обоих ушных отверстий и обеих ноздрей, а также провел языком по всему своему лбу.

Тогда брамин Села подумал: «Отшельник Гаутама наделен тридцатью двумя отметинами великого человека; они полны и не неполны. И все же я не знаю, пробуждённый он или нет. Однако я слышал, как престарелые брахманы, наставники учителей, говорили, что те, кто являются арахантами, совершенно просветленными, проявляют себя как таковые, когда их восхваляют. Дай-ка я прямо в лицо восхвалю аскета Гаутаму подходящими стихами».
Затем брамин Села восхвалил Благословенного в лицо подобающими стихами:

548. Ты в теле чудном, совершенном,
Красив и рода славного,
Благословенный, цвет кожи золотист,
Исполнен силы, зубы белы.

549. Все приметы человека
Рода славного возможно
На твоём найти нам теле,
Знаки мужа те великого.

550. Очи ясны, лик твой светлый,
Величавый и высокий,
Посреди сангхи аскетов
Словно солнце ты сияешь.

551. Бхиккху вида чудного,
С золотым оттенком кожа,
С красотою дивною,
Разве нужна жизнь аскета?

552. И царём ты быть достоин,
Колесо вращать, царь колесниц,
Четырёх стран света победитель
И владыка Джамбудвипы.

553. Кшатрии и принцы славные,
Все служить тебе готовы,
Словно царь царей и царь людей
Гаутама править должен.

554. «Я уже и так царь, Села,
(сказал Благословенный)
Несравненный царь я Дхаммы,
Колесо вращаю Дхаммой,
Колесо не повернуть вспять».

555. «Просветлённым ты зовёшь себя,
(молвил брахман Села).
Говоришь ты Гаутама:
Несравненный царь я Дхаммы,
Колесо вращаю Дхаммой».

556. Кто твой генерал, твой ученик,
Кто Учителю последует?
Кто продолжит и потом вращать
Колесо, что запустил ты?

557. «Колесо, что запустил я,
(Села, отвечал Благословенный)
Дхаммы колесо чудесное,
После Татхагаты Сарипутта
Продолжать вращенье будет.

558. То, что нужно знать, - познал я,
То, что нужно развивать, - развил я,
То, что нужно бросить, - бросил я,
Потому я, брахман, - будда.

559. На мой счёт не сомневайся,
Будь уверен во мне, брахман!
Ибо редко удаётся
Видеть просветлённых здесь.

560. Я есть тот, чьё появленье
Редко встретишь в этом мире.
Просветлённый – я, о, брахман,
Извлекатель стрел я чудный.

561. Я стал Брахмой несравненным,
Сокрушившим войско Мары,
Одолевшим врагов всяких,
Радуюсь, во мне нет страха.

562. Господа, послушайте,
(сказал Села)
Что сказал здесь прозорливец,
Извлекатель стрел, герой,
Словно лев в лесу рычит он.

563. Раз увидя, всяк поверит,
Даже низкого он рода,
Впредь в того, кто стал здесь Брахмой,
Сокрушившим войско Мары.

564. Кто захочет, пусть идёт за мною,
Кто ж не хочет, пусть уходит.
Я ж за ним уйду из мира,
Вслед за мужем дивной мудрости.

565. Если хвалишь ты ученье
Совершенно просвещённого,
Мы уйдём за ним из мира,
Вслед за мужем дивной мудрости.

566. Триста брахманов тебя здесь просят,
Сложив руки как в приветствии.
Будем жить святою жизнью
При тебе, Благословенный.

567. Жизнь святая так описана,
Чтоб увидеть здесь, вне времени,
Для того не зря уход из мира,
Кто усерден в обученье.

Затем брахман Села и его собрание получили благословение на уход из мира от Благословенного, а также полное посвящение.

Когда же ночь закончилась, Кения со спутанными власами приготовил в своей хижине вкусную разнообразную еду и объявил Благословенному: «Пора, Учитель Гаутама, еда готова». Тогда утром Благословенный оделся и, взяв чашу и верхнюю одежду, отправился с сангхой монахов в хижину Кении со спутанными власами и сел на приготовленное сиденье. Затем Кения со спутанными власами сам прислуживал и угостил сангху монахов во главе с Буддой разнообразной вкусной едой. Когда Благословенный поел и отставил чашу, Кения со спутанными власами взял низкую скамейку и сел сбоку. После этого Благословенный выразил признательность следующими стихами:

568. Лучшее из жертв – огонь,
Лучший в Ведах гимн – Савитти,
Лучший из людей всех – царь,
Лучшее для рек всех – море.

569. Лучшее из звёздных тел – Луна,
Лучшее светило – Солнце,
А для тех, кто жертвует во благо,
Нет лучше сангхи ничего.

Когда Благословенный выразил свою признательность этими строфами, он поднялся со своего места и удалился.

Тогда достопочтенный Села и его собрание, жившие в одиночестве, замкнутые, предусмотрительные, пылкие и решительные, вскоре осознали для себя с помощью прямого знания, в этой самой жизни, то непревзойденное завершение духовной жизни, ради которой члены клана справедливо оставляют семейную жизнь, становясь бездомными. Они вскоре узнали: «Рождение завершено, духовная жизнь прожита, то, что должно было быть сделано, сделано, возврата больше нет ни к одному состоянию бытия». И достопочтенный Села вместе со своим собранием стал арахантом.

Затем достопочтенный Села вместе со своим собранием подошел к Благословенному. Перекинув верхнюю одежду через плечо и протянув руки в почтительном приветствии к Благословенному, достопочтенный Села обратился к нему стихами:

570. День восьмой, Всевидящий,
Как пришли мы за прибежищем,
В семь ночей, Благословенный,
Укротились мы твоим ученьем.

571. Ты – Будда, ты – Учитель,
Ты – муни, победитель Мары.
 Отсёк все скрытые наклонности,
Перешёл поток, других ведёшь. 

572. Над упадхами поднялся,
Разорвал ты все асавы,
Ты есть лев и без цепляний,
Ты оставил страх и трепет.

573. Вот стоят здесь триста бхиккху,
Сложив руки в знак приветствия,
О, герой, простри же ноги,
Пусть Учителя почтут здесь наги.


Рецензии