Адамово изгнание. Чин прощения. Мария Египетская

Адамово изгнание (Прощеное воскресенье). Ч.1. Чин прощения. История Христианства.

1. Общие сведения.
В последнее воскресение перед Великим постом совершается воспоминание Адамова изгнания (из Рая). Также оно называется Неделей сыропустной (Воскресенье сыропустное) (1), так как это последний день употребления молочных продуктов перед Великим постом, который, как и другие посты в православных церквях регулируется Типиконом (2). А в народе оно называется Прощенным воскресеньем, от названия чина прощения, который проходит в этот день в церквях. Также и вне храмов по традиции люди просят друг у друга прощение.

     2. Чин прощения.
Чин прощения — церковный обряд, который проводится в Прощёное воскресенье вечером после вечерней службы. Настоятель просит прощение у притча ( притч — совокупность священнослужителей храма) и у прихожан, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Затем, он земно кланяется народу. Прихожане также кланяются и отвечают: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». На что священник говорит: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». После чего, сначала клир (священнослужители) прикладываются к иконам, к Кресту (который находится в руках настоятеля), испрашивают друг у друга прощения, лобызаются с настоятелем. Затем, миряне целуют Крест и иконы.
Во время чина прощения принято петь покаянные песни «Покаяния отверзи ми двери...», «На реках Вавилонских...» и другие. 

  2.1. История чина прощения. Египетские и палестинские монахи.
История чина прощения берет свое начало из древнего монашества. Так, ангел по молитве святого Зосима, аввы Палестинского, преподобного, иеромонаха, отшельника  (родился в 460 году в Палестине, умер в 560 году в Иорданском монастыре)отправляет его в монастырь при Иордане, ибо он стремился к духовному подвигу и наставлению, спрашивая у Бога, есть ли человек, превосходящий его в подвиге и аскезе, чтобы учиться у него. Как известно из жития святой Марии Египетской, братья в этом монастыре: «В воскресный день перед 1-й седмицей Великого поста монахи собирались на Божественную литургию, причащались Святых Тела и Крови Христовых. Вечером того же дня монахи снова собирались в храме и, «помолившись прилежно, с земными поклонами, целовали друг друга и игумена, обнимая и творя метание, и каждый просил помолиться о нем и иметь его со-подвижником и сотрудником в предстоящей брани». После прощания монахи с пением псалма «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, кого устрашуся?» (3) выходили из монастыря и удалялись в пустыню».
 Далее, они расходились по пустыне. И встретившись на ее просторах, старались обходить друг друга как можно дальше, так как уходили в отшельничество.

Это стало благочестивой традицией, распространившейся среди христиан по всему миру, которая была обусловлена, в том числе тем, что отправлялись монахи в дикие места, откуда могли не вернуться (или не вернуться к празднованию Воскресения Господа).

2.1.1. Встреча в пустыне. Мария Египетская и Зосима. 
Подвизаясь в пустыне, как и другие иноки, Зосима встретил святую Марию Египетскую (по промыслу Божию). И приняв ее за инока, побежал за ней, отчего святая смутилась, так как была нага. Надев его плащ, Мария поведала священнику, что с 12 лет была блудницею. Раскаявшись, горячо молилась Божьей Матери, которая отправила ее в пустыню, за Иордан, где святая подвизается уже 47 лет. И то была исповедь ее. И много дивного узрел от нее инок. Она цитировала Слово Божие, никогда не читая священных книг, и, не слушая проповедей и писала, не учась грамоте. Называла Зосима по имени и знала о нем и о монастыре, из которого он прибыл и пророчествовала (о будущем недуге Зосимы), знала о времени своей кончины. Мария парила в воздухе на локоть от земли. И убоялся Зосима. Она же, прочитав его мысли, сказала ему не страшиться. Еще больше он смутился. Святая переходила Иордан по воде. Понял он, что Мария именно та подвижница, у которой он должен учиться. На второй год он причастил ее, а на третий похоронил (по преданию, в 522 году). Лев лизал ее пятки и помогал рыть могилу. Зосима передал житие Марии монахам обители Предтечи Господня Иоанна на Иордане (где он подвизался до смерти).

__________________________________________________
Примечания.
1) "Неделя" в церковно-славянском языке означает воскресенье (как день недели).

2) Типикон — документ в православии и восточном христианстве богослужебный устав, определяющий порядок и структуру церковных служб, ритуалы и обряды, а также обязанности и правила монастырской жизни. 

3) В изложении святителя Софрония, архиепископа Иерусалимского.


 (продолжение следует ч. 2 Воспоминание Адамова изгнания.


Рецензии
Прекрасно Оля и духовно.
С теплом.

Геннадий Смирнов 2   06.03.2025 08:20     Заявить о нарушении
Благодарю!!!
С уважением!!!

Ольга Липа   08.03.2025 12:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.