Лучшие залы Эрмитажа. Зал Юпитера

  Эрмитаж славится на всю страну не только своей уникальнейшей коллекцией шедевров,
С которой каждый желал бы быть знаком,
Но и красивым, богатым убранством залов Эрмитажа.
Сами по себе они являются уникальным архитектурным памятником!
Гуляя по экспозициям Эрмитажа,
Стоит уделять особое внимание декору стен и особенно потолков.
Редко поднимая глаза вверх, мы упускаем из виду целый калейдоскоп
Из росписи, карнизов, позолоты, барельефов, кессонов, лепнины прежних веков.

   Зал Юпитера -  один из самых грандиозных в здании Нового Эрмитажа. Сегодня здесь экспонируются коллекции отдела Античного мира: римские мраморные саркофаги и собрание римского портрета, считающееся одним из лучших в мире.
   В отделке зала, как и всех помещений первого этажа Нового Эрмитажа, широко использованы мотивы античной архитектуры. Зал напоминает роскошную базилику, обширное пространство которой наполняют статуи и бюсты. Эта идея - гармония архитектуры и экспозиции в едином художественном образе - лежала в основе замысла создателя Нового Эрмитажа, архитектора Лео фон Кленце, выдающегося мастера музейного ансамбля, учёного, археолога, живописца, который разработал проект музея с учетом опыта европейского музейного строительства XIX века.
   Лео фон Кленце продумал всё: темный (вишнёвый или глухо-зелёный, как в зале Юпитера) цвет мягко отполированного искусственного мрамора стен эффектно оттеняет белый мрамор статуй; ряды стройных керамических ваз заполняют шкафы из жёлтого дерева, расставленные под сенью гранитных колонн; даже музейное оборудование (постаменты под скульптуру, витрины, шкафы, диваны и кресла для посетителей) было исполнено в классическом "неогреческом" стиле по рисункам архитектора.
   В оформлении потолка зала Юпитера - рельефные профильные портреты в медальонах, изображающих знаменитых скульпторов - А. Канову, Б. Торвальдсена, Микеланджело.
   Во время войны опустевшие залы античного искусства стали бомбоубежищем и для самоцветного уральского камня, гранённого русскими мастерами, и для штабелей картин, которые в зале Юпитера окружали постаменты эвакуированных богов и римских императоров.
   Архитектурное убранство зала после реставрации, проведённой в 2005 году, сохранилось почти в неизменном виде. Зал перекрыт мощным коробовым сводом, опирающимся на широкие пилястры. Стены и пилястры облицованы зелёным искусственным мрамором (стюком), плинт отделан стюком более темного оттенка. Облицовка исполнена мастером М. Коевым и скульптором А. Трискорни, внедрившими новый метод изготовления искусственного мрамора на основе цемента, мраморной крошки и красящего пигмента. Для отделки наличников дверей использован мрамор из Георгиевского зала Инженерного замка. Своды декорированы лепниной. Пол выстлан плитами из итальянского мрамора под руководством А. Трискорни.
   В этом зале много прекрасных скульптур, но в этой статье полюбуемся только одной – Юпитером.
    Юпитер - бог неба, дневного света, грозы (его многочисленные эпитеты: "молниеносный", «небесный», " «громовержец», "дождливый", "плодоносный», "смоковница", «тростник», «приносящий свет»), царь богов, отождествляющийся с греческим Зевсом.
Функции Юпитера были разнообразны, так как он совместил в себе черты местных италийских богов. Он покровительствовал земледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда виналии, ему перед посевом устраивал трапезу земледелец, и как таковой он мог быть покровителем отдельных имений.
Он считался гарантом верности клятве, хранителем границ, защитником свободы, был богом войны и победы.
Культ Юпитера был очень древен. Юпитер "наилучший, величайший" становится богом римского государства, его власти и мощи. При империи Юпитер стал покровителем императоров, что способствовало распространению его культа во всех провинциях и в войске. С ним отождествлялись туземные верховные небесные боги, а с распространением восточных культов боги Сирии, Малой Азии и другие.
    Античная скульптура Юпитера помещенная в Зале, названном в его честь, прибыла из Италии в 1861 году, когда строительство Нового Эрмитажа ещё не было завершено. Статуя была установлена здесь на специальном фундаменте. Этот памятник уникален как по своим размерам, так и по художественным качествам. Эрмитажный Юпитер - одна из самых больших античных скульптур, сохранившихся в музеях мира. Монумент достигает 3,5 метров в высоту, его вес не менее 16 тонн.
   Очень интересна история приобретения статуи Юпитера. Статуя была найдена во время археологических раскопок, проводимых Дженкинсом на вилле императора Домициана в окрестностях Рима в конце XVIII века, и тогда же была предложена Екатерине II, но императрица от покупки отказалась. 
Спустя почти сто лет, в 1861 году в Риме была куплена коллекция итальянского собирателя маркиза Д.Кампаны. Разорённый непомерными расходами на коллекционирование, он был приговорен к изгнанию из Рима и к конфискации имущества. Коллекцию маркиза назначили к распродаже, но папские власти разрешили директору Императорского Эрмитажа С.А.Гедеонову произвести отбор и покупку вещей до аукциона. Лучшее из античного собрания Кампаны, в том числе и статуя Юпитера, попало в Эрмитаж.
    Скульптура Юпитера была создана римским мастером эпохи Флавиев (96-69 гг.).
Юпитер восседает на троне с атрибутом верховной власти в левой руке – скипетром. В правой руке – фигурка богини победы – Виктории. Легкокрылая богиня танцует на протянутой руке своего покровителя, своего божества.
   Свою волю Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц (особенно появлением орла, ему посвященного). Орел, распластавший крылья у ног Юпитера рядом со скипетром, всем своим видом говорит, что его полет так же грозен, как и удар скипетра, высекающего молнии.
   В заключение можно рассмотреть ещё на несколько, похожих, скульптур Юпитера.
Античный бюст из Ватиканских музеев -  очень похож на эрмитажного Юпитера. Бюст найден в конце XVIII века. Выполнен он из каррарского мрамора. Подлинным в бюсте остались только лицо с основанием волос и часть локонов справа, нос и левая половина бороды. Предположительно, что оригинал создан Фидием. Бюст, возможно, - относится к временам первых римских императоров. -Римская копия греческого оригинала.
   Еще один ватиканский Юпитер - колоссальная статуя. Когда-то находилась во дворце Вероспи. Античная часть статуи: только голова и верхняя часть (обнаженная) тела, за исключением рук. По сравнению с бюстом голова является весьма посредственной римской копией. В правой руке бога - один из его атрибутов - молния. - Римская копия греческого оригинала.
     Одним из семи чудес света была статуя Юпитера Олимпийского, работы Фидия, уничтоженная в результате пожара в Константинополе. Эта гигантская статуя была около шестидесяти футов или 18 метров высотой, Статуя была сделана из слоновой кости; престол кедрового дерева, украшенные слоновой костью, чёрным деревом, золотом и драгоценными камнями. Бог держал в правой руке золотую статую Победы, в левой руке - длинный скипетр, увенчанный орлом. Одежда Юпитера была из золота, основание поддерживали золотые львы.
   


Рецензии