Мория Психология

Психология Мория (др. -греч. ;;;;; — «безрассудство») — патологически повышенное настроение в сочетании с двигательным возбуждением, беспечностью, дурашливостью, склонностью к грубым шуткам, каламбурам.



Мория (греч. moria — глупость) — повышенное настроение, сопровож­дающееся дурашливостью, склонностью к плоским, циничным шуткам и не­лепым шалостям. Мория довольно часто встречается в детском и подростко­вом возрасте. Характерно сочетание мории с интеллектуальным снижением, расторможенностью влечений. Веселье больного не заражает, а шокирует и тревожит окружающих, вызывает раздражение и жалость.

L. Bruns и P. Jastrowitz (1888) описали морию, как «слабоумие со сво­еобразным веселым возбуждением» при органическом поражении лобно-базальных и лобно-медиальных отделов головного мозга (синдром Брунса-Ястровица).

Мория определяет клиническую картину мориоподобного варианта атонической формы общего психического недоразвития.
 Умственная отсталость таких детей имеет в качестве фона приподнятое благодушное настроение, развязность, дурашливость, многоречивость.
 От детской шизофрении это па­тологическое состояние позволяют отличить резко замедленный с рождения темп психического развития, отсутствие продуктивной психотической симп­ томатики и процессуальной прогредиентности [Исаев Д. Н., 1982].

У детей дошкольного возраста, страдающих шизофренией, также могут отмечаться симптомы мории.
При этом настроение у них повышается, что не препятствует легкому возникновению страхов. Дети становятся дурашливыми, во всем выискивают «смешное», беспрестанно задают вопросы, касающиеся половых отношений, начинают сквернословить.

В пубертатном периоде мория иногда служит эмоциональным фоном при гебоидном (Гебоидный синдром (греч. h;be юность, половое созревание + eidos вид; синоним: криминальный гебоид, маттоид, паратимия) - психическое расстройство, характеризующееся патологическим искажением черт пубертатного периода. Возникает преимущественно у лиц мужского пола.)

 возникающем при шизофрении и характеризующимся патологическим заострением и преувеличением психологических черт, при­сущих юношескому возрасту. При аффективно-гебоидном варианте гебоид-ного состояния дисфория, проявляющаяся крайней раздражительностью, злоб­ностью и нарастающей враждебностью к наиболее близким и любимым ра­нее людям (феномен «семейной ненависти»), сменяется морией в виде цинич­ ного шутовства, грубых шуток, игнорирования ситуации [Пантелеева Г. П., 1986]. В качестве примера можно привести случай Димы П., 15 лет.

Пример. В девятый класс он поступил в другую школу с математичес­ кимуклоном, расположенную неподалеку от дома его бабушки. Она очень любила внука и настояла, чтобы он переехал жить к ней в хорошую двух­ комнатную квартиру.
 Прошло несколько месяцев, и мальчик сильно изменился. Успеваемость в школе у него резко понизилась. Родители долго не могли поверить, что их сын начал сквернословить, издевался над бабушкой, посто­ янно приставая к ней, требуя, чтобы она рассказывала ему о своем опыте по­ловой жизни. Не стеснясь ее, он ходил по квартире голым, онанировал, пре­кратил пользоваться туалетом, справляя свою нужду прямо на пол в комна­те. Все эти действия он сопровождал веселым смехом, прибаутками. Свои поступки объяснял просто: «Это я так шучу!».

Гипомаииакалъпые и маниакальные состояния (греч. mania — безу­мие, страсть) отличаются друг от друга выраженностью. При гипоманиакальном состоянии, в отличие от эйфории, отмечается умеренное ускорение мыш­ления, улучшение памяти.

Работоспособность при этом может возрастать. При маниакальном состоянии мышление становится настолько стремительным, что работоспособность резко снижается.
 Э. Крепелин считал, что маниакальное повышение настроения является основным симптомом маниакального синд­рома, включающего в себя также ускорение мышления, речевую и двигатель­ную расторможенность [Kraepeilin E., 1896].

Маниакальные и гипоманиакальные состояния у детей и подростков, как правило, протекают атипично. Они встречаются в рамках циклотимии, различ­ных вариантов течения шизофрении [Иовчук Н. М., 1981], реже при острых экзогенных психозах. Только у старших подростков отмечаются типичные «солнечные мании», при которых веселье больных безоблачно и заразительно.

У  детей из группы повышенного риска заболевания шизофренией гипома­ниакальные проявления могут отмечаться уже на первых годах жизни, хотя случается это нечасто [Козловская Г. В., 1999].
 При этом на фоне повышен­ного настроения возникают двигательные нарушения в виде расторможенности, стереотипии, гримас. Внимание неустойчиво. Отмечается инверсия сна. Возможно повышение пищевого влечения в виде булемии и полового, прояв­ляющегося онанизмом.

У   детей дошкольного и младшего школьного возраста о гипоманиакальном состоянии можно говорить лишь при сочетании монотонно повышенно­го настроения с быстрой переключаемостыо внимания, с расторможенностью влечений, с переоценкой своих физических и интеллектуальных способнос­тей, с утратой чувства дистанции по отношению ко взрослым и со связанны­ми с этим грубыми нарушениями поведения [Сухарева Г. Е., 1955].
Несмот­ ря на хорошие способности, успеваемость их резко падает, при чем это не вы­ зывает у них огорчения. Дружелюбное отношение к сверстникам сочетается с повышенной конфликтностью.

При выраженном маниакальном состоянии больные становятся назойли­выми, расторможенными, хвастливыми.
 Быстрое возникновение ассоциаций приводит к тому, что мышление приобретает характер «скачки идей» (лат. «fuga idearum»). Речь при этом становится отрывистой, хриплой, теряется ее содержательная сторона [Ковалев В. В., 1995].

У детей младшего школьного возраста выделяют непродуктивную ма­нию (греч. mania improductiva), проявляющуюся отсутствием стремления к деятельности, скудностью мыслительной продукции, психомоторным воз­буждением на фоне повышенного настроения.
Если в клинической картине наряду с манией отмечаются однообразные игры, связанные с фантазиями ре­бенка, с идеаторным возбуждением, с рудиментарными идеями величия, го­ворят о фантастической мании (греч. mania fantastica infantilis). Оба эти состояния описаны в рамках шизофрении, протекающей с маниоформной симптоматикой [Башина В. М., 1981].


Мория. Депрессия

Мория. Незначительный подъем настроения сочетается с расторможенностью низших влечений, беспечностью, дурашливым («мория» — «глупость») поведением с неуместными, нелепыми шутками и выходками, стремлением «похохмить», устроить переполох, панику среди присутствующих. Ускорения течения ассоциаций и оживления деятельности не наблюдается. Возможно появление легкой оглушенности сознания. Мория встречается при опухолях лобно-базальной локализации (синдром Фостер-Кеннеди), черепно-мозговых травмах, интоксикациях. К синдромам аффективной патологии мория относится условно.

Депрессивный синдром. Включает следующую триаду признаков: аутохтонное или возникающее по другим причинам снижение настроения — гипотимия, заторможенность мыслительной деятельности — брадифрения, ослабление побуждений к деятельности и общее снижение активности — гипобулия. Наблюдаются также ипохондрические явления, симптомы психической анестезии, деперсонализации и дереализации, разнообразные  вегетативные и нейроэндокринные расстройства, нарушения сна и других витальных функций.

Истерические явления — характерно желание произвести впечатление своими страданиями и вызвать тем самым сочувствие окружающих. Явно преувеличивается скорбь — «нечеловеческие страдания, невыносимые муки...». Больше говорится не о несчастье близких, а о своих особо утонченных переживаниях. Внешние проявления депрессии чересчур демонстративны — рыдания, судороги, нанесение легких телесных повреждений и т. п. Сцены отчаяния явно рассчитаны на публику. Высказываются, кроме того, не столько чувство вины, а скорее обида на невнимание окружающих, предъявляются постоянные жалобы на неудачи, плохое здоровье, тяжелую жизнь, сетования на одиночество, заброшенность, беспомощность, отмечается повышенная слезливость (Колесина, 1981).
Открыто  и театрально выражаются суицидальные намерения, совершаются демонстративные попытки самоубийства, которые с углублением депрессии могут завершиться трагически.

Болезненная психическая анестезия или болезненное бесчувствие — переживание неполноты эмоционального реагирования, оскудения родственных чувств, недостаточности сопереживания и отсутствия эмоционального отклика на окружающее, утраты эмоционально окрашенного отношения к работе, интеллектуальной деятельности, эстетической стороне воспринимаемого, этическим аспектам своего и чужого поведения. Вот как описывает это состояние больная: «Перестала радоваться ребенку, целую его механически, без радости, нежности. Не стало чувств к мужу, близким, воспринимаю их словно чужих. Вообще нет никаких чувств. Раньше боялась покойников, на похороны никогда не ходила,  а теперь смотрю на них как мумия, хоть бы шевельнулось что в груди. Нет никакого настроения — ни хорошего, ни плохого, ни грустного, ни веселого, стала как каменная...» Вопреки утверждениям пациентов об отсутствии у них чувств, объективно обнаруживаются живые эмоциональные реакции, включая крайнюю обеспокоенность состоянием. Когда больным на это указывают, они бывают несколько смущены, но при этом неизменно говорят, что улыбаются или плачут «по привычке», «механически», «поверхностно», «не чувствуя ничего в душе»



Такие пациенты склонны, кстати, к употреблению алкоголя и наркотиков,  в анамнезе могут быть выявлены несомненные проявления зависимости


Рецензии