Обзор зимнего лонга от Александра Тихонова

СВЕТ НАДЕЖДЫ

В последнее время всё чаще после прочтения книг современных поэтов накрывает тоска. Выть хочется от безнадёги с книжных страниц. Кажется, что даже типографской краске грустно становиться буквами, которые сложатся в слова о безысходности и тщете. И ведь легко сгущать краски! Гораздо легче, чем искать светлые оттенки.
Подступаясь к конкурсной подборке стихотворений, я ожидал столкнуться всё с той же хтонью, с заламыванием рук, выжимающими слёзы оборотами. Словом, я ждал беспомощные и оттого более претенциозные тексты. Но передо мной оказались живые, трогательные и смешные, серьёзные и мрачные, при этом не лишённые надежды стихотворения, за что благодарю авторов. В ваших строках есть свет, а значит есть жизнь.
Скручивает нити времени в тугой моток Сергей Смирнов-Ямбург. В его стихотворении «Die ewige Weiblichkeit» каждая строка, каждое слово тянет читателя к финальному четверостишию, ради которого всё и затевалось. Девочка - в будущем и жена, и бабушка -  ещё не задумывается, что ждёт её впереди, веселится, радуется, но сквозь детскую беззаботность проступают черты взрослого человека. «Дьявольская» гордость (гордыня даже), сорванные, и тем самым погубленные цветы. Но всё ещё легко, воздушно. И бабочки грядущих романтических переживаний, и мотыльки последних отсветов старости в этот момент рядом. Вся жизнь как на ладони. 
Произведением о взрослении, переплетении эпох, перекличке поколений видится мне стихотворение «Давай, уедем в Простоквашино» Дмитрия Мальянца, в котором знакомый каждому мультяшный мир Успенского и Вышегородцева предстаёт перед повзрослевшим Дядей Фёдором, который хочет вырваться в детство, но знакомый ландшафт, природный и культурный видится совершенно иначе. Всё, вроде бы, просто: речка - синяя, домик - белый. Ни оттенков, ни ненужных красивостей - просто и узнаваемо. В керосиновой лампе видится «загадочный огонь», который там не просто горит, но «живёт». И замотанный будничными делами человек вдруг понимает, что «Покой и радость в мелочах». Щемящее ощущение утраты доброго, светлого сказочного. Но лёгкая грусть в авторской интонации даёт надежду каждому читателю.
Елена Наильевна, избрав для своего стихотворения нарочито бодрый ритм, при этом касается сложной, непростой темы. Вроде бы речь о привычных вещах и дачных обитателях, окружающих нас: чашка с малиной, бочка с водой, колючая трава, пушистый комок - котёнок, бегущий следом за героиней стихотворение.. Одно за другим, без знаков препинание, единым потоком врывается в сознание читателя. Яркие, отрывистые не образы даже, а скуповатые характеристики предметов: вот лейка, вот простыня… Всё просто и узнаваемо, но разговор не об этом. Через предметный ряд, через упоминание привычных и знакомых картин автор ведёт речь о любви, её отрицании, и её всеобъемлющей силе.
Перечисляет детали быта и Майк Зиновкин. В его стихотворении достойный иной инвентарной книги парад вещей, окружающих нас, заменяющих нам людей, эмоции, вдруг прерывается последней: «ты берёшь мою руку, и всё это вмиг исчезает». И это поэзия!
Погружением в эмоции и чувства человека, историей о принятии (и непринятии) себя и окружающего мира становится для читателей стихотворение Светланы Тимашевой. Оно и само, это стихотворение, сродни куртке, с упоминания которой начинает автор. Точнее, стихотворение словно свитер, который был у каждого и который мы старались не надевать. Грубый, колючий, мы смотрелись в нём угловатыми, диковатыми. Но как тот свитер кололся и не давал забыть о своём существовании годы спустя (а ведь он ещё и грел в любые морозы!), так и стихотворение Тимашевой, то перетекающее из строки в строку, то ломаное, то натуралистичное, то метафоричное - но живое! Героине стихотворения веришь. Её эмоциональный монолог не кажется натужным, театральным.
Примером того, как «просто написать о непростом» может служить пронзительное стихотворение Веры Дорди. Без излишней вычурности, ясно и чисто она пишет о важности простых истин и ощущении непоправимой утраты при потере близкого. Привычные пруд с утками, квартира с двумя смежными комнатами и все бытовые вещи вдруг особенно остро вычерчивают образ человека, которого вычли из «общей суммы», показывают, как страшно и горько терять, и что все наши вещи ничтожны, когда не хватает самого важного - одного вдоха родного человека. Стихотворение чудесно тем, что оно пробирает, когда дочитываешь: «Чтоб только дышала» - и все простые, вроде бы, образы, все явные метафоры обрушиваются на тебя разом, оглушают, им на смену приходит осознание чужой боли. Перекликается с ним и стихотворение Дари-Экс о том важном и светлом, что держит нас выше уровня отчаянья, не позволяя сдаться. О близких людях, страхе потери. «Держись за жизнь, как я - за детство... не отпускай!..». Простые и понятные, но при  этом поэтичные строки.
О скоротечности жизни повествует стихотворение Ольги Домрачевой «Снег», в котором вслед за урожаем сентябрьских сочных яблок уже идёт первый снегопад, накрывая их. Но мы ведь понимаем, что речь вовсе не о яблоках и снеге, а о том, как быстро проходит жизнь, как человек впитывает в себя ту самую тишину, не падающую даже, а «спадающую» с неба, наполняя себя ощущением жизни, понимая её неизбежные законы и принимая их.
«Чёрный квадрат» Юрия Семецкого – попытка представить процесс создания одного из шедевров живописи глазами художника. Эмоциональные качели и особенности мотивации, детали эпохи - поэт сплетает всё воедино, чтобы читатель почувствовал себя соавтором картины. Но красной нитью проходит (или мне так видится?) мысль о сосредоточенности творца, когда запечатлевший красоту художник столь сильно сосредоточен на своей цели, что саму красоту воспринимает иначе. «Успеем ли понять, что мир прекрасен?» - спрашивает автор. И не знаешь, что ему ответить.
Екатерина Канайкина говорит простым языком о сложном, втягивая читателей в мир своего текста. Её стихотворение, начинающееся сорокой о хлебных крошках, само как тропинка из хлебных крошек. Наощупь, читатель проходит от первой строки до последней, каждый на свой лад понимая содержательную часть. Все мы так или иначе «набираем бесконечную строку», не так ли?
И это лишь десяток стихотворений. Разных, но настоящих, не вымученных, а прожитых, прочувствованных. В подборке, которую мне довелось читать и рецензировать, практически не было той нарочитой, театральной безысходности и вполне искреннего отчаянья, которым автор заражает читателей и утаскивает за собой во тьму. Нет же! В них есть надежда, есть свет, истории преодоления. Есть грусть по ушедшему детству, печаль о близких людях. И всегда есть надежда, пусть ускользающая, иллюзорная, сквозь слёзы, но она есть. В искусстве её не может не быть.


ШОРТ

02.Дмитрий Мальянц Давай уедем в Простоквашино http://stihi.ru/2023/11/27/2228
04.Сергей Смирнов-Ямбург Die ewige Weiblichkeit
http://stihi.ru/2024/10/10/2814
08.Вера Дорди Лишь бы http://stihi.ru/2024/10/17/3276
09.Елена Наильевна Это в чашке малина http://stihi.ru/2022/10/27/7249
20.Светлана Тимашева врасплох http://stihi.ru/2025/01/02/5688
21.Канайкина Екатерина а ещё http://stihi.ru/2021/08/22/5533
28.Юрий Семецкий Чёрный квадрат http://stihi.ru/2025/01/01/986
29.Дари-Экс Не отпускай http://stihi.ru/2017/08/08/481
30.Майк Зиновкин всё ты http://stihi.ru/2025/01/31/3143
40. Ольга Домрачева Снег http://stihi.ru/2023/11/12/8389

Солнечногорск – Омск
Февраль 2025 г.

ОБ ЭКСПЕРТЕ

Александр Тихонов. Поэт, прозаик, публицист, историк.
Произведения публиковались в журналах: «Наш современник», «Роман-газета», «Нева», «Урал», «Сибирские огни» и др., в коллективных сборниках. Автор книг стихов «Облачный парус» (Омск, 2014), «На вечном наречье» (Омск, 2020), романов «Охота на зверя» (М: АСТ, 2016) и «Синдром героя» (М: АСТ, 2017), сборника рассказов «Окраина» (Оренбург, 2022), книги о культурной жизни Омской области «Тара, до востребования» (Омск, 2023), биографического исследования «Шитьё по живому» (Омск, 2023) о судьбе и творчестве поэта Леонида Чашечникова. Соавтор: научно-популярной книги «Сила Сибири. История Омского края» (Омск, 2016), пьесы для детей «Волшебный планшет Джинна» (совместно с Сергеем Кириенко, 2017), в соавторстве с Игорем Мараниным выпустил научно-популярную краеведческую книгу «Тайны Оби и легенды Иртыша (Новосибирск, 2022).
Лауреат региональных и всероссийских литературных премий: им. Ф.М. Достоевского (Омск, 2015), им. М.Ю. Лермонтова (2015), «В поисках правды и справедливости» (2016), «Русские рифмы» (2018), «Буламаргъ» (2021), «В начале было слово» (2021) и др.
Живёт в городе Омске.  Директор Музейно-выставочного комплекса "Моя история".
 


Рецензии
Спасибо, что услышали, Александр)
Вообще светлый случился обзор..

Дари-Экс   05.03.2025 10:03     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.