Иоанн о коррупции в церкви и камень в себя
2)Бывшего отца Матфея (ныне Мелхиседека) совершенно испортило его богатство, отличия, ордена, постоянные успехи во всех делах: он высокомерен по-прежнему, заносчив, в высшей степени несправедлив, коварен, лжив, лукав, недобросовестен, с продажной, как говорят, совестью (укоризны председательством в попечительстве, укоризны самой милостыней посадским, наклонность к ругательству), что всё обнаружилось вчера в квартире отца Петра Клепачевского, куда я зашел для приветствия его с монашеством. Не дай Бог иметь с ним общение: «Кто прикасается к смоле, тот очернится» [Сир.13:1]. Так и я вчера ушел от них в смущении. Но благодарю Господа, скоро помиловавшего меня по молитве веры и упования.
Не хвалю я и себя относительно его: и я грешник, тоже с самолюбием, неуступчив, нетерпелив, дерзок на слово, непочтителен к седине, если она горда и жестокосерда, немилостива, сребролюбива, хотя я и сам не чужд этих страстей в известной степени; чревоугодник, малодушный, подобострастный, не всегда искренний, иногда тоже лживый, уклончивый в некоторых случаях, боязливый, нередко ленивый и нерадивый, ропотливый в неудачах и болезнях. Но, видит Господь, я познаю себя и свои грехи, по Его благодати, и плачу о них. По Его же благодати бываю нередко ревностен к молитве и славословию и проливаю горючие слезы о себе и о людях.
Неревностен я о спасении душ человеческих, ввереных мне Богом, как и своей, и радею больше о плоти скверной и тленной и о корысти, хотя и подаю милостыню. Но даждь мне, Господи, пламенно заботиться о спасении искупленных Тобою душ, о просвещении, очищении, утверждении их." Январь 1877
3) Характер нашего протоиерея – простота и незлобие, как показал мне и сегодняшний сон: в глазах большого народа он пришел в одном подряснике зачем-то по просьбе прихожанки, спустился под гору, нашел и взял что нужно, наивно и с полувниманием посмотрел на публику и пошел обратно. Это дитя своего рода, в то же время мудрый, как змия, и целый, как голубь. А я раздражителен, лукав, нечист сердцем.
Простота и наивность в протоиерее доходит всегда до невнимания к спасению себя и паствы всей; крайнее желание обогащения, скупость и сребролюбие с жестокосердием к бедным необыкновенные; осуждение огулом всех бедных: только и слышишь от него, что все тунеядцы, а он один имеет роскошный стол не даром. Но, Боже, избави мя от зависти при сих словах. Февр 1877
4)
Господи! Даждь мне благодать глубоко уважать предержащие власти, несмотря на злоупотребления, бывающие в среде их, ибо всё человеческое несовершенно, и я сам глубоко-глубоко грешен и несовершен. Даждь мне памятовать великое благо, от предлежащей власти происходящее для всех подданных и для меня в отдельности. О, как бесконечно много значит существующий порядок гражданского устройства! Какими выгодами пользуются от него все сословия! Он ограждает права собственности, чести, труда, заслуги, способствует общему просвещению, торговле, промышленности. Без правительства государство как тело без души или без головы, как судно без руля, как пароход без машины. Посмотрите, какая везде энергия, деятельность во всех правительственных местах и сферах! Сколько ума, труда, сил кладется чиновным или ученым людом. Нелегко управлять такою огромною машиною, как государство, состоящее из стольких народов, наций, племен. Благодарить должны мы Господа непрестанно, управляющего нами чрез гражданские и прочие власти ко благу и благобытию нашему.февр77
(ещё до этого тоже в двадцатом Томе было, что протоиерей делал меньше треб, а зарплату имел намного больше, чем Иоанн)
5)30 апреля, одиннадцать часов. Благодарю Тебя, Господи, яко спас еси мя по молитве моей от блудного наваждения. Благодарю Тебя, яко спас еси мя от лукавства, недоверия и неверия словам и действиям самодержавной власти и тесноту и слабость души претворил еси в свободу, бодрость и мир (при чтении газеты).июнь 1877. И еще было,что осуждал царя, но потом раскаялся.
6)О, я вижу и видел, как у меня нередко исчезало и исчезает религиозное чувство, сердечность, искренность, умиление при служении с отцом благочинным и протоиереем нашего собора, любившим и любящим поспешность и пропуски целых псалмов, стихов! Надо быть слепым, чтобы не видеть этого. Да вразумит нас Господь. У этого протоиерея, не получившего высшего образования, вовсе неразвиты религиозная мысль и религиозное чувство, у него отправление богослужения чисто формальное, без души, сколько я заметил в нем в продолжение двадцати лет, да и сам он сознавался, что если хотя две минуты во время обедни он вознесет мысль к Богу, то этого и довольно. Боже мой! Ужели только из целого часа, посвященного Тебе, мы можем уделить только две минуты? Боже праведный! Даруй нам всецело принадлежать Тебе, не только во время богослужения, но и всю жизнь. О, как в нас мало искреннего благочестия, огня Духа Святого, горения духа (духом горяще, Господеви работающе [Рим.12:11]).
7)Юнейшего священника протоиерей научил небрежно относиться к литургии и причащению Святых Таин: он почти не готовится к ней, не слушает утрени, прямо приходя к обедне. В репортах в консисторию по статистике раскола в Кронштадте намеренно лжет, утаивая настоящее число раскольников, которых есть семейств десять, а он показывает точно одно, и нас учит лгать, в противном случае преследует. Господи! Вразуми его и нас; научи меня противостать ему в кротости и духе любви и ревности по благочестию. Если я неправильно смотрю на него – вразуми меня скоро, да не вотще противлюсь, если же правильно, то да воспротивлюсь разумно и кротко, да будет у нас незлобие и любовь.
8)Благодарю Господа, избавившего меня от великой напасти – от смущения и расстройства душевного после размолвки с настоятелем, одевающим нас в рваные, негодные ризы для совершения литургии, тогда как множество риз хранятся и лежат без употребления в ризнице.
9) ордена за взятки. 24 апреля. В понедельник на Фоминой неделе я получил от курьера известие о награждении меня орденом святой Анны третьей степени (орденом пререкания, ибо директор гимназии, ожидая взятки, не хотел представлять к нему, говоря, что государь не велел представлять никого из исполняющих мирные обязанности, а только отличившихся на поле военном; однако же представил потом, когда я решился взять у него свой формуляр).
10) Государя ждали в соборе с двенадцати часов до трех при полном освещении, полной настилке ковров, при множестве народа, томились-томились и по вине губернатора Казакевича, не доложившего государю, что его ждут в собор, напрасно ждали и томились, perdidi nues et olum et operam148, по Вергилию. Да потомит его Господь с семейством за томление наше. Сколько рук было оторвано от дела на столько времени! [Разжиревшие] и утолстевшие, ничего не делающие градоначальники не знают и знать не хотят обстоятельств и нужд духовенства и народа, потому что получают несметное содержание. Живут как в раю.
11)У настоятеля нашего собора отца Павла Трачевского есть безобразная привычка обращать храм Божий в дом торговли: во время обедни и вечерни велит всему причту считать церковные деньги, также в канцелярию самый алтарь: велит дьячку подавать для подписи бумаги, метрические свидетельства и проч.; наконец во время самого богослужения дает священнослужителям письменные приказания. Так в воскресение 11 декабря он прислал мне во время священнодействия литургии читать записку со сбора денег. Заметка на случай. Янв 79
12) Вчера вечером встретился в Инженерном саду с купцом Григорием Ал. Мачигиным и разговаривал с ним. Он говорил за достоверное по секрету, что и полицмейстер и губернатор с его помощником берут огромные взятки; [Зонн], еврей купец, признавался, что одна лестница (губернаторская) стоит ему в год пять тысяч, другая (Романова) – три тысячи, третья (правителя канцелярии) две тысячи. Полицмейстер же делится с губернатором, и этот последний, лежа на боку, богатеет без меры. А неправды сколько делают все эти господа к притеснению бедных торговцев – и выговорить нельзя, столь много, а убытку казне сколько делают – это знают они да подрядчики в казну. Не оскуде от стогн града лихва и лесть... Днем и нощию обыдет и по стенам его: беззаконие и труд60... и неправда [Пс.54:12,11].
Во время царского молебна и к губернатору я имел нерасположенность (за сребролюбие, за большие взятки его по подрядам казенным). Сам больше всех грешу злобой своей. Мое ли дело входить в дела и жизнь властей и в разные дрязги? Не мое – да знаю себя, и довольно с меня.Июль 79
13) В первых помяни, Господи, Святейший Правительствующий Синод и господина Преосвященного митрополита Исидора пропустил от насилия и страха бесовского, от духа неприязни... Господи, вдохни в сердце мое любовь к архипастырю, хотя и гордому и неприступному и до ничтожества низводящему смиренных пастырей, от чего мы и духом падаем, себя не уважаем... Даруй нам и себя – ради Тебя, Началопастыря, уважать и достойно своего превысокого звания вести, а начального на земле пастыря вразуми, смягчи, ублажи, да благ будет к нам, прост, смирен, незлобив, благоприступен. Но грехи мои очисти, многомилостиве Господи, да дерзаю всегда пред всеми. Июль 79
14) Отчего не ходят в церковь на славословие Божие в дни ранних литургий настоятель и иерей Петр Клепачевский? Зачем разрушают церковные порядки и братское единомыслие? К чему ведет эта гордость, это презрение уставов церковных? Киплю негодованием и скорблю об этом. Авг79
15) В Невском монастыре на литургии поют каждый день антифоны кратко, на панихиде пред последней ектенией заупокойной первостоятель в служении читает вслух молитву заупокойную Боже духов и всякия плоти... вообще же, в градских приходских церквях, кроме Исаакиевского собора, служба отправляется небрежно, скоро, с большими пропусками. Сент 79
16) Пробудившись в три часа утра, я вспомнил о множестве нищих в Кронштадте и между прочим исполнился великого негодования на настоятеля собора отца Павла за то, что не принимает почти никакого участия в попечительстве и презирает постоянно всех бедных, обзывая без исключения всех их тунеядцами, никому не подавая милостыни и скопляя деньги и умножая свое огромное богатство, не зная кому (одна дочь, [другая дев.] на службе), ругаясь щедротам Божиим и подавая дур- ной пример членам причта. И это двадцать два года! Господи! Умягчи сердца наши, ожесточенные сребролюбием и самолюбием и гордостью! Ибо и я жестокосерд, хотя и подаю милостыню!
Свидетельство о публикации №125030402503