Шамбала Н. К. Рериха

Шамбала Н.К.Рериха

 Распространению сведений о Шамбале в Европе способствовали публикации отчетов Первой Американской Центрально-Азиатской экспедиции 1925–1932 гг. под руководством выдающего русского художника и исследователя Н.К.Рериха, явившегося основателем философского течения, которое до сих пор имеет множество последователей во всем мире и вызывает непрекращающиеся споры.

Наиболее значимы очерки Рериха «Сердце Азии», «Шамбала сияющая» и «Шамбала», в которых Н.Рерих размышлял о важности понятия Шамбалы для народов Азии: «…Это место, где земной мир соприкасается с высшим состоянием сознания… В сказаниях о Шамбале, в легендах, преданиях и песнях заключается, быть может, наиболее значительная весть Востока. Кто ничего не знает о жизненном значении Шамбалы, не должен утверждать, что он изучил Восток и знает пульс современной Азии… Шамбала – самое священное слово Азии». В очерке «Сердце Азии» он писал: «На вершинах Сиккима, в Гималайских отрогах, среди аромата балю и цвета рододендронов опять лама, подобный средневековому изваянию, указал на пять вершин Канченджунги и сказал: "Там находится вход в священную страну Шамбалы. Подземными ходами через удивительные ледяные пещеры немногие избранные даже в этой жизни достигали священное место. Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там…
Значит, и Азары, и Кутхумпа относятся к Шамбале? Да.
И великие Махатмы, и Риши? Да.
И воинство Ригден-Джапо? Да.
И многое из цикла Гэсэриады? Да.
И, конечно, Калачакра? Да.
И Арьяварта, откуда ожидается Калки Аватар? Да.
И Агарти с подземными городами? Да.
И Минг-сте? И Великий Яркас? И Великие Держатели Монголии? И жители Кама? И Беловодье Алтая? И Шабистан? И долина Лаодзина? И черный камень? И Грааль, LapisExilis, блуждающий камень? И Чудь подземная? И Белый Остров? И подземные ходы Турфана? И скрытые города Черчена? И подводный Китеж? И Белая Гора? И суборган Хотана? И священная долина посвящения Будды? И Агни-йога? И Деджунг? И книга Утайшаня? И Таши-ламы? И место трех тайн? И Белый Бурхан?
Да, да, да! Все это сошлось в представлении многих веков и народов около великого понятия Шамбалы. Так же как и вся громада отдельных фактов и указаний, глубоко очувствованная, если и недосказанная».
В очерке «Шамбала сияющая» Н.К.Рерих приводит свои беседы с ламами: «Лама: …Великая Шамбала находится далеко за океаном. Это могущественное небесное владение. Она не имеет ничего общего с нашей землей. Как и зачем вы, земные люди, интересуетесь ею? Лишь в некоторых местах, на Крайнем Севере, вы можете различать сияющие лучи Шамбалы.
Рерих: …Мы знаем реальность этого несказуемого места. Но мы также знаем и реальность земной Шамбалы. Мы знаем, как некоторые высокие ламы ходили в Шамбалу, как на своем пути они видели обычные физические предметы. Мы знаем рассказы одного бурятского ламы, как его сопровождали через очень узкий тайный проход. Мы знаем, как другой посетитель видел караван горцев, везущих соль с озер, расположенных на самой границе Шамбалы. Более того, мы сами видели белый пограничный столб, один из трех постов Шамбалы. Поэтому не говори мне только о небесной Шамбале, но говори и о земной; потому что ты, так же как и я, знаешь, что земная Шамбала связана с небесной. И именно в этом месте объединяются два мира.
Рерих: Лама, как произошло, что земная Шамбала до сих пор не открыта путешественниками? На картах можно видеть множество экспедиционных маршрутов.
Лама: Так же как эти люди не могут найти сокровища, так и человек не в состоянии достичь Шамбалы без зова! Вы слышали о ядовитых потоках, обтекающих горы. Возможно, вы видели людей, умирающих от газов, когда они подходили к ним близко. Возможно, вы видели, как животные и люди начинают дрожать, приближаясь к некоторым местностям. Многие люди пытаются достичь Шамбалы непозванными. Некоторые из них исчезли навсегда. Только немногие из них достигают святого места, и лишь тогда, когда их карма готова.
Чьей-то неизвестной рукой начертаны рисунки на камнях и высечены письмена Калачакры на скалах. Истинно, истинно, только через Шамбалу, только через Учение Калачакры можно достичь совершенства кратчайшего пути. … «Калагийя, Калагийя, Калагийя! Приди в Шамбалу!»
В книге «Шамбала» автор размышляет о местонахождении священной страны: «Много предположений высказано о местонахождении земной Шамбалы. Некоторые из предположений относят это место на крайний север, говоря, что северное сияние есть лучи этой невидимой Шамбалы. Отнесение Шамбалы на север легко понятное… В Тибете Шамбала называется Чанг-Шамбала, то есть Северная Шамбала. Этот эпитет вполне объясним. Манифестация учения произошла в Индии, откуда все по ту сторону Гималаев, очевидно, является северным. На север от Бенареса находится деревня Шамбала, связанная с легендой о Майтрее. Таким образом, еще раз становится ясным, почему та гималайская Шамбала называется Северной Шамбалой. Некоторые указания, затемненные символами, указывали местонахождение Шамбалы на Памире, в Туркестане и в Центральной Гоби… Относительность указаний и многие недоразумения
в географическом положении Шамбалы имеют свои причины. Во всех книгах о Шамбале, в устных преданиях, рассказывающих об одном и том же месте, ее расположение описывается в высоко символических выражениях, почти недоступных для непосвященных».
Основываясь на сведениях, полученных им от лам, Н.К.Рерих был убежден в реальности существования Шамбалы, затерянной где-то в Гималайских горах, на севере от Кайлаша. В дневниках доктора К.Н.Рябинина, участника экспедиции Н.К.Рериха, также неоднократно упоминается Шамбала: «Понятие Шамбалы вполне реально и место это имеет свое географическое положение на карте Тибета в области высоких гор, на высоте после 11 000 футов» (3350 метров).
До публикаций Н.К.Рериха о Шамбале в конце XIX в. кратко упоминала основательница Теософского общества Е.П.Блаватская. Ей принадлежит определение Шамбалы в «Теософском словаре»: «Шамбала–исключительно таинственное место, вследствие его связи с будущим. Город или селение, упоминаемое в Пуранах, откуда, как возвещает пророчество, появится грядущий Мессия. Некоторые востоковеды отождествляют с Шамбалой современный Мурадабад в Рохилканде (северо-западные провинции Индии), тогда как оккультизм помещает ее в Гималаях». Однако в «Тайной доктрине» Е.П.Блаватская местоположение Шамбалы переносит в другое место–в Гоби, и называет ее «ныне «баснословная» Шамбала в пустыне Гоби».

***

Количество напечатанных свидетельств о Шамбале так велико, что фантазии писателей переплелись с историческими фактами и нередко воспринимаются теперь как подлинная история.

Вполне возможно, что последующие исследования ученых раскроют тайну Шамбале. Но пока она, подобно Атлантиде, остается легендарной страной, развалин городов которой так и не найдено, и на ее поиски в Гималаи устремляются все новые и новые экспедиции.

© Сергей Волков, 2009. Фо
 


Рецензии